Налоговая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
В качестве объекта исследования выступает налоговая политика государства.

Содержание

Введение 3

1. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 5

1.1. Содержание налоговой политики 5

1.2. Роль налоговой политики в экономических моделях 11

1.3. Задачи и типы налоговой политики 16

1.3. Инструменты налоговой политики 19

2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 22

2.1. Критерии эффективности налоговой политики 22

2.2. Налоговая политика в РФ 25

Заключение 29

Библиографический список 31

ПРИЛОЖЕНИЯ 32

Работа содержит 1 файл

курсовая (эконом.теория).docx

— 83.10 Кб (Скачать)

Средством реализации налоговой политики является налоговый механизм. Взаимосвязь  налоговой политики и налогового механизма с теорией налогов  и воспроизводственным процессом  можно представить таким образом: научная теория налогов – функции  налогов – налоговая политика – налоговый механизм – роль налогов в расширенном воспроизводстве. Можно провести определенную параллель  в теории между содержанием и  назначением финансового и налогового механизма.

 

1.2. Роль налоговой политики в экономических моделях

 

Для процесса постоянного поступательного экономического развития и успешного преодоления  кризисных явлений правительство  каждой страны использует арсенал методов, имеющихся в системе государственного воздействия на экономику, в соответствии с принятой теоретической концепцией регулирования экономики и выбранной  моделью экономического развития. В  послевоенный период действовали три  основные модели экономического развития, каждая из которых отводила своё место  системе государственного регулирования  экономики и роли налогов и  налоговой политики в этом процессе [8].

Первая  из них – «либеральная» модель. Наиболее последовательно либеральная стратегия развития национальной экономики реализуется правительствами таких государств, как США и Великобритания. Правительства этих стран влияют на субъекты экономики в пределах, минимально необходимых для поддержания социального и экономического порядка, а в остальном полагаются на законы рынка. Объем налоговых изъятий устанавливается на том минимальном уровне, который способен обеспечить государство финансовыми ресурсами, достаточными для выполнения присущих ему функций.

Вторая  модель – «планово-административная экономика». Её важнейшая черта – высокий уровень государственного регулирования, когда практически все предприятия принадлежат государству и управляются органами власти директивным методом. В данной модели экономического развития значение налоговой политики минимально, поскольку государство не решало вопрос распределения прибыли предприятия между собой, с одной стороны, и собственниками (акционерами) предприятия, управляющими (высшими менеджерами) и работниками предприятия – с другой. Государство изымало в бюджет основную часть прибыли юридического лица, за исключением той её индивидуально установленной для каждого предприятия части, которая считалась нормативно необходимой для финансирования развития субъекта хозяйствования согласно утвержденному государственному плану.

Третья  модель – это условно называемая модель «стратегии ускоренного развития». Считается, что конструирование этой модели началось в Японии после Второй мировой войны. В рамках этой модели широко распространились методы, предполагавшие руководящую роль правительства в определении отраслей, имеющих наиболее высокий потенциал роста. Для налоговой политики, которую применяют страны, исповедующие наиболее высокий потенциал роста. Для налоговой политики, которую применяют страны, исповедующие стратегию ускоренного развития, характерно большое количество целевых налоговых льгот, которые призваны повысить эффективность политики государственного влияния на экономику. Кроме того, основная тяжесть налогового бремени перенесена посредством прогрессивной шкалы подоходного налога с корпорацией на физических лиц. Таким образом, очевидно, что роль налоговой политики в государственном регулировании экономики в странах модели «ускоренного экономического развития» достаточно высока [9].

Все эти  три модели сходны в одном –  даже в странах, экономическая политика которых исповедует либерализм, существует государственное регулирование  экономики и налоговая политика как его составная часть. Государственное  регулирование экономики связано  с выполнением государством комплекса  присущих ему экономических функций, важнейшими из которых являются:

- обеспечение законодательной базы и общественной атмосферы, способствующей эффективному функционированию экономики;

- обеспечение конкурентоспособности экономики и защита национального производства;

- обеспечение процесса социально справедливого перераспределения доходов и национального богатства;

- оптимизация структуры национальной экономики посредством перераспределения ресурсов сообразно целям, обозначенным в долгосрочной стратегии развития;

- сглаживание влияния экономических циклов на национальную экономику, стимулирование экономического роста.

Все вышеперечисленные  функции государства в большей  или меньшей степени отражаются в налоговой политике, реализуемой  властями с помощью системы целенаправленных мероприятий, проводимых в области  налогов и налогообложения. Приход к властям различных политических партий, имеющих различные взгляды  на налогообложение и государственное  вмешательство в управление экономикой, может повлиять на ход экономического развития либо путем предоставления частному бизнесу больших свобод, нежели ранее, или же посредством  интенсификации государственных интервенций. Даже в наиболее либеральной экономике  США правительство играет важную роль в установлении законодательных  границ экономической жизни, оказывает услуги по поддержанию правопорядка, контролирует уровень загрязнения окружающей среды и регулирует предпринимательскую деятельность [6].

Методы  государственного регулирования условно  подразделяются на прямые и косвенные. Прямые основываются на властно-распорядительных отношениях, а косвенные, к которым  относится и политика в сфере  налогообложения, предполагают создание экономической заинтересованности или незаинтересованности в определенных действиях. Как правило, косвенные  экономические методы государственного регулирования более удачно вписываются  в существующую реальность, и поэтому  в рамках рыночной системы они  получили наиболее широкое распространение.

Ученые, исследовавшие проблемы налогообложения  и налогового регулирования в  системе государственного регулирования, давали налогам различные определения. Все они, однако, подчеркивают следующие  особенности:

- тесную связь налогов с государственной властью, для которой являются важнейшим источником доходов;

-  принудительный, законодательно установленный характер платежей;

-  влияние налогов на экономические процессы.

Анализируя  бюджеты России и промышленно-развитых стран, нельзя не отметить тот факт, что в настоящее время на долю налогов, являющихся важнейшим средством  формирования финансовых ресурсов государства, приходится от 70 до 90% всех бюджетных  поступлений.

Основную  часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета  в январе-августе 2008г. обеспечили поступления  налога на прибыль организаций - 32,3%, налога на добычу полезных ископаемых - 21,5%, налога на доходы физических лиц - 18,7%, налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации - 14,5% (рисунок 1).

Основную  часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета  в январе 2009г. обеспечили поступления  налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации, - 34,5%, налога на доходы физических лиц - 19,5%, налога на прибыль организаций - 17,5%, налога на добычу полезных ископаемых - 13,4% (рисунок 2).

Таким образом, мировая практика доказала, что главным  источником мобилизации средств  в казну являются именно налоги. Конечно, государство может использовать для покрытия расходов государственные  займы, но их необходимо возвращать и  уплачивать проценты, что также требует  дополнительных налоговых поступлений. Кроме того, государство может  прибегнуть к выпуску денег в  обращение, однако это может привести к «раскручиванию маховика» инфляции и чревато тяжелыми экономическими последствиями. В результате остается главный источник государственных  доходов – налоги.

Налоговая политика является одной из наиболее острых проблем современного государства, а ее разработка требует решения  все более сложных задач. Одна из основных причин этого – интеграция национальных экономик и всемирная  конкуренция за инвестиции. В таких  условиях при прочих равных факторах некоторое увеличение налогового бремени  по сравнению с государствами-конкурентами порождает бегство инвестиций, соответственное  уменьшение налогооблагаемой базы и  конечное снижение объема средств, мобилизуемых в бюджеты различных уровней. Следовательно, одним из факторов конкурентной борьбы за перераспределение инвестиционных потоков являются государственное  регулирование экономики и продуманная  налоговая политика как его составляющий элемент [7].

Эта проблема касается не только инвестиций, но и  конкурентоспособности национальных производителей, поскольку налоги (как  косвенные, так и прямые) являются ценообразующим фактором. Это означает, что при прочих равных условиях обретает конкурентные преимущества национальное производство страны, налоговое бремя в которой ниже, чем у соперничающих государств. Например, снижение налогов в Германии в результате реформы 2000-20001 гг. заставляет в условиях интеграциях стран ЕС предпринимать адекватные меры для поддержания конкурентоспособности национального производства правительства Франции и Испании. Таким образом, можно говорить о том, что в условиях глобализации мировой экономики возникает эффект «налогового домино». Отсюда можно сделать важный для формирования национальной налоговой политики вывод: налоговая политика любого государства должна строиться во взаимосвязи и под определенным влиянием налоговых реформ, проведенных странами – крупными экономическими партнерами данного государства. Этот вывод имеет особое значение, поскольку международные организации (например ОЭСР) иногда практикуют применение различных санкций к товарам из стран, налоговая система которых противоречит стандартам, принятым данными организациями. Отсюда очевидно, что ориентация на нестандартную налоговую систему обречена на неудачу даже в тех случаях, когда она представляется весьма привлекательной для достижения текущих экономических и политических целей.

Следует учитывать и тот факт, что сущность налоговой политики каждой страны определяется различными факторами, такими как общенациональные цели государства, соотношение между различными формами собственности, политический строй. Концепцию построения национальной экономики и национальную налоговую политику разрабатывают государственные органы власти и управления, т.е. стоящие в настоящее время у власти политические силы [5].

Налоговая политика государства отражает тип, степень и цель государственного вмешательства в экономику и  изменяется в зависимости от ситуации в ней. Как уже отмечалось, она  представляет собой систему мероприятий  государства в области налогов  и является составной частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой  политики обусловлены социально-экономическим  строем обще6ства, социальными группами, стоящими у власти, стратегическими  целями, определяющими развитие национальной экономики, и международными обязательствами  в сфере государственных финансов.

 

1.3. Задачи и типы налоговой политики

 

Налоговая политика – совокупность осуществляемых государством мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в объёмах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование

Задачи  налоговой политики сводятся к обеспечению  государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования  хозяйства страны в целом, сглаживанию  возникающего в процессе рыночных отношений  неравенства в уровнях доходов  населения. Всю совокупность задач  налоговой политики можно условно  разделить на три основные группы:

- фискальная – мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами;

- экономическая, или регулирующая, - направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем;

-  контролирующая – контроль за деятельностью субъектов экономики [10].

Одна  из основных задач государственной  налоговой политики на современном  этапе – создание благоприятных  условий для активной финансово-хозяйственной  деятельности субъектов экономики  и стимулирование экономического роста  посредством достижения оптимального соотношения между средствами, остающимися  в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный  механизмы.

Условно выделяют три возможных типа налоговой  политики:

Первый тип - высокий уровень налогообложения, т.е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.

Второй тип налоговой политики – низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

Информация о работе Налоговая политика государства