Налоговая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
В качестве объекта исследования выступает налоговая политика государства.

Содержание

Введение 3

1. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 5

1.1. Содержание налоговой политики 5

1.2. Роль налоговой политики в экономических моделях 11

1.3. Задачи и типы налоговой политики 16

1.3. Инструменты налоговой политики 19

2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 22

2.1. Критерии эффективности налоговой политики 22

2.2. Налоговая политика в РФ 25

Заключение 29

Библиографический список 31

ПРИЛОЖЕНИЯ 32

Работа содержит 1 файл

курсовая (эконом.теория).docx

— 83.10 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

И УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ

 

 

 

 

Курсовая  работа

«Налоговая  политика государства»

 

 

 

Студентки

                 Шифр группы 

                                                         Научный руководитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров

2010

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 5

1.1. Содержание налоговой политики 5

1.2. Роль налоговой политики в экономических моделях 11

1.3. Задачи и типы налоговой политики 16

1.3. Инструменты налоговой политики 19

2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 22

2.1. Критерии эффективности налоговой политики 22

2.2. Налоговая политика в РФ 25

Заключение 29

Библиографический список 31

ПРИЛОЖЕНИЯ 32

 

Введение

Государство, выражая интересы общества в различных  сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую  политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и  субъекта государственного регулирования  социально-экономических процессов  используются финансово-кредитный  и ценовой механизм.

Финансово-бюджетная  система  включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Важной “кровеносной артерией”  финансово-бюджетной системы являются налоги. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства.

Государство, устанавливая налоги, стремится прежде всего обеспечить себе необходимую  материальную базу для осуществления  возложенных на него задач, которые  реализуются посредством налоговой  политики, являющейся частью финансовой политики государства.

Целью данной работы является изучение теоретических  аспектов налоговой политики, а также  определение основных направлений  и механизма реализации налоговой  политики в Российской Федерации.

В качестве объекта исследования выступает  налоговая политика государства.

Предметом исследования являются теория и методика оценки налоговой политики государства.

Важным  моментом видится  рассмотрение налоговых  аспектов экономического роста в  России с точки зрения как традиционных, так и нетрадиционных подходов. Особую остроту сегодня приобрела проблема собираемости налогов и уклонения  от них, поэтому особое место в  данной работе будет отведено проблемам  развития налоговой реформы и  их взаимосвязи с налоговой политикой. 

В данной работе использовались такие  методы познания, как массовое наблюдение, метод группировки, абстрактно-логический.

 

 

 

1. НАЛОГОВАЯ  ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

 

      1.1. Содержание налоговой политики

 

В экономической  литературе существуют разные определения  налоговой политики. Наиболее емко, на наш взгляд, это понятие раскрыто в Финансово-кредитном энциклопедическом  словаре, где налоговая политика определяется как система мероприятий, проводимых государством в области  налогов, составная часть фискальной политики.

По содержанию фискальную политику подразделяют на два вида – автоматическую и дискреционную (от французского понятия: дискреционная  власть – зависящая от личного  усмотрения, особенно в чрезвычайных обстоятельствах) [11].

Ключевым  в реализации налоговой политики, независимо от вида, являются показатели развития экономики. Стимулирующее  значение фискальной составляющей налоговой  политики выражается в снижении общего налогового бремени и расширении возможностей экономического роста. Проведение определенной налоговой политики требует  дифференциации обложения через  налоговое регулирование. Налоговое  регулирование в свою очередь  предполагает применение налоговых  льгот. Следовательно, активная налоговая  политика также обуславливает широкое  использование льгот, необходимость  соблюдать определенные пропорции. Однако освобождение одних налогоплательщиков ведет к усилению налоговой нагрузки на других, отсюда современные научные  теории налогообложения, а также  материалы по реализации налоговой  реформы в РФ рекомендуют ограничить налоговые привилегии, полностью  отказаться от индивидуальных льгот

Практическое  осуществление налоговой политики предполагает маневрирование такими рычагами, как:

• соотношение  прямых и косвенных налогов;

• использование  налогов разной степени прогрессии;

• применение различных моделей фискального  федерализма.

Взаимосвязь налоговой политики с финансовой и экономической осуществляется по принципу общего и частного. Иерархически это может быть представлено так: экономическая политика – финансовая политика – налоговая политика.

В таком  подходе кроется непопулярность налоговой политики, которая является своеобразным буфером между государством и налогоплательщиками, отражая  политические моменты при принятии государством каких-либо мер налогового характера. К примеру, президент  Джордж Буш-старший в 1985 г. был избран на волне популярности своего лозунга: "Следите за моими губами: новых налогов не будет", но впоследствии потерял президентство, не сумев сдержать обещаний. Позднее Маргарет Тэтчер лишилась поста премьер-министра в связи с тем, что упорно настаивала на введении подушного налога [6].

Итак, налоговая  политика является регулятором отношений  государства и налогоплательщиков по вопросам изменения экономической  политики и раньше других инструментов отражает настроение налогоплательщиков. Вот почему для практиков не будут  лишними научные рекомендации по формированию налоговой политики.

Согласно  теории налогов можно выделить следующие  типы налоговой политики:

• максимальных налогов;

• разумных налогов;

• достаточно высокого уровня обложения.

Так, примером политики максимальных налогов была политика, проводившаяся в России в начале 90-х годов. К сожалению, рост налогов в этот период не сопровождался  приростом государственных доходов. По оценке экспертов, политика разумных налогов характерна для правительства  США. Она способствует развитию предпринимательства, при этом социальные программы ограничены. Политика с высоким уровнем обложения  осуществляется в Швеции, Германии при соблюдении одновременно высокого уровня социальной защиты [1].

Несмотря  на разные внешние формы проявления, налоговая политика разных стран  реально выполняет одни и те же задачи:

• обеспечить государство финансовыми ресурсами;

• создать  условия для регулирования хозяйства  страны в целом;

• сгладить возникающие в процессе рыночных отношений неравенства в уровне доходов населения.

Можно привести примеры из истории разных государств, свидетельствующие, как на определенных этапах развития общества налоговая  политика определялась уровнем государственного развития, а также конкретной личностью, способствующей ее реализации.

Большое внимание вопросам финансовой и налоговой  политики уделяли в нашей стране в начале XX века. Известный советский  ученый 30-х годов прошлого столетия в области финансов профессор  А.А.Соколов считал, что налоговая  политика должна помогать ответить на следующие вопросы развития общества:

• какую  долю национального дохода можно  извлекать с помощью бюджетных  поступлений вообще и в частности  с помощью налогов;

• как  эта сумма должна распределяться между отдельными классами населения, с одной стороны, и между отдельными отраслями населения, с другой стороны;

• как  эта сумма должна распределяться между отдельными плательщиками [5].

Основные  принципы, предъявляемые к современной  налоговой политике, созвучны сформулированным в советскую эпоху:

• научный  подход;

• достоверная  информация;

• учет конкретных исторических условий, экономического потенциала в разрезе плательщиков;

• обеспечение  согласованного развития всех отраслей и регионов;

• соблюдение комплексного подхода при выработке  налоговой политики.

По оперативным  данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-августе 2008г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого  социального налога, зачисляемого в  федеральный бюджет) на сумму 5658,2 млрд.рублей, что на 33,2% больше, чем за соответствующий  период предыдущего года. В августе 2008г. поступления в консолидированный  бюджет составили 550,9 млрд.рублей и  сократились по сравнению с предыдущим месяцем на 59,0% (табл.1).

По оперативным  данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе 2009г. поступило  налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального  налога, зачисляемого в федеральный  бюджет) на сумму 446,4 млрд.рублей, что  на 21,3% меньше, чем в январе 2008 года (табл.2).

Поэтому особенностью нынешнего этапа является внимание к методологическим основам разработки налоговой политики, что предполагает формулирование цели, рациональное применение инструментов и принципов. Цель налоговой политики государства – выработка и принятие управленческих решений в области налогообложения. Инструментами налоговой политики являются: налоговая ставка, налоговая база, налоговые льготы. Основные принципы, которые должны находиться в основе налоговой политики:

• соотношение  прямых и косвенных налогов;

• применение прогрессивных ставок налогообложения  и степень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;

• дискретность или непрерывность налогообложения;

• широта применения налоговых льгот, их характер и цели;

• использование  систем вычетов, скидок, изъятий и  их целевая направленность;

• степень  единообразия налогообложения для  различного рода доходов и налогоплательщиков;

• методы формирования налоговой базы [10].

В налоговой  политике, как во всякой другой, можно  выделить стратегию и тактику. Под  налоговой стратегией понимают метод  налогового предвидения с расчетами  на перспективу, согласно которому выделяются положительные и отрицательные  стороны исполнения налоговой части  бюджета, а также важные тенденции  общественного развития. Задачи налоговой  стратегии:

• экономические  – обеспечение высоких темпов развития экономики;

• социальные – перераспределение национального  дохода между социальными слоями населения;

• фискальные – рост доходов государства;

• международные  – укрепление экономических связей с другими государствами [7].

Налоговая тактика – это совокупность практических действий соответствующих органов  власти и управления при выработке  общих вопросов налогообложения  на предстоящий период (месяц, год).

В соответствии с административным устройством  налоговую политику подразделяют на федеральную, региональную, местную. Налоговую  политику Российской Федерации формируют  Министерство финансов, Федеральная  налоговая служба, Минэкономразвития. В основном определяет содержание налоговой  политики Минфин РФ. В ФНС с 2002 г. создан департамент налоговой политики, который в будущем должен поставить  формирование налоговой политики на научную основу [4].

Особое  значение в настоящее время имеют  интеграционные процессы в налоговой  политике. Современные ученые особо  подчеркивают, что при прочих равных условиях преимущество в международном  соревновании за привлечение капиталов  и инвесторов получают те страны, которые  не просто используют налоговые принципы для разработки своей налоговой  политики, но основывают на них свою политику на длительный исторический период. Действительно, в современных  условиях многие особо перспективные  инвестиционные проекты могут иметь  сроки окупаемости 10, 15 и более  лет. Инвесторы хотят быть уверены, что не только нынешнее правительство  не допустит серьезных отклонений от своей финансовой и налоговой  политики, но этим принципам не изменят  и новые политики, приходящие им на смену. Поэтому в число базовых  налоговых принципов следует  добавить стабильность и предсказуемость  налоговой политики. Выражением этой стабильности должна быть принятая в  стране налоговая доктрина – не обязательно как отдельный законодательный  документ, но как свод общих принципов, понятий и правил, которым проводимая этой страной налоговая политика всегда соответствовала, соответствует  и в предсказуемом будущем  будет неизменно соответствовать. Если учитывать иностранный опыт, то в современной налоговой политике за основу следует принимать следующие  приоритеты: интернационализация, информатизация, упрощение [6].

Информация о работе Налоговая политика государства