Налогообложение и его влияние на ВВП

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Cpeди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. B условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................3
ПОНЯТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ВВП:…………………..4
Налогообложение: понятие, сущность и функции………...4
Система налогообложения в России……………………….11
Валовой внутренний продукт: понятие, роль……………14
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ И ДИНАМИКОЙ ВВП……………………………………………….18
Динамика ВВП в России…………………………………….18
Динамика налоговых поступлений в России………………23
Кривая Лаффера……………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………

Работа содержит 1 файл

Курсовая docx.docx

— 139.46 Кб (Скачать)

 

Примечания к таблице

  • Номинальный ВВП — Внутренний Валовой Продукт в ценах того года, на который он рассчитан. Официальные данные ФСГС;
  • Реальный ВВП — Внутренний Валовой Продукт, скорректированный на ежегодную инфляцию. В таблице приведён в базовых ценах 1995, 2000, и 2007 годов. Рассчитано на основе данных ФСГС, строки в таблице являются справочными, и могут содержать небольшую погрешность;
  • Реальный рост — рост Реального ВВП, относительно предыдущего года, и относительно 1995, 2000, и 2007 годов (для справки). Значение 100 % означает отсутствие изменений; значения ниже 100 % — снижение; значения выше 100 % — увеличение Реального ВВП. Реальный рост к предыдущему году — официальные данные ФСГС. Строки по годам — рассчитаны на основе данных ФСГС, могут содержать небольшую погрешность;
  • Индекс-дефлятор — индекс, корректирующий Номинальный ВВП на ежегодную инфляцию. Следует помнить, что индекс-дефлятор для ВВП отличается от официальной инфляции. По этой причине информация из этой строки может сильно отличаться от информации по официальной инфляции в России. Рассчитано на основе данных ФСГС, строки справочные, могут содержать небольшую погрешность;
  • Инфляция в 2007 году — в строке указана инфляция на 31 декабря 2007 года относительно 1 января того года, в ячейке которого прописано значение процента. Например, инфляция к концу 2007 года, начиная с января 2000 года составила 297 %, то есть произошел рост цен, в 3,97  раза. Данная строка даёт понимание того, на сколько изменились цены начиная с каждого года к сегодняшнему моменту.5

 

 Динамика ВВП  в России за 2009 год

Росстат осуществил актуализацию ВВП за 2009 год и три квартала этого года, выполнил первую оценку ВВП за 4 квартал 2009 года.

Объем ВВП России за 2009г. составил в текущих ценах 39063,6 млрд.рублей. Темп роста его физического объема относительно 2008г. составил 92,1%, индекс-дефлятор по отношению к среднегодовым  ценам 2008г. - 102,3%.

Рост валовой добавленной  стоимости в 2009 г. зафиксирован в финансовой деятельности на 2,4%; в госуправлении, обеспечении военной безопасности и соцстраховании — на 2,1%; в рыболовстве и рыбоводстве — на 1,5%; в здравоохранении и предоставлении социальных услуг — на 0,4%; в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве — на 0,3%.

Валовая добавленная стоимость  сократилась за год в добыче полезных ископаемых на 3,1%, в обрабатывающих производствах — на 15,3%; в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды — на 7,9%; в строительстве — на 17%, в оптовой и розничной торговле — на 8,6%, в гостиничном и ресторанном бизнесе — на 16,3%; на транспорте и в связи — на 3%, в сфере операций с недвижимостью — на 3,4%, в образовании — на 1,5%; в сфере прочих коммунальных, социальных и персональных услуг — на 18,7%.6

Динамика производства ВВП  и валовой добавленной стоимости  по видам экономической деятельности: в постоянных ценах, в % к соответствующему периоду предыдущего года7

Таблица2.2

 

2009г.

В том числе

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Валовой внутренний продукт в рыночных ценах

92,1

90,6

89,2

92,3

96,2

в том числе:

         

сельское хозяйство, охота  и лесное хозяйство

100,3

99,2

98,4

98,6

105,2

рыболовство, рыбоводство

101,5

100,6

101,9

102,2

101,3

добыча полезных ископаемых

96,9

95,2

93,2

97,4

102,0

обрабатывающие производства

84,7

77,0

81,0

87,4

93,4

производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

92,1

89,9

92,3

89,0

96,5

строительство

83,0

81,0

79,2

81,8

88,3

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов  личного пользования

91,4

92,1

87,6

90,8

95,0

гостиницы и рестораны

83,7

85,4

82,3

84,5

82,9

транспорт и связь

97,0

92,7

93,5

98,6

103,1

финансовая деятельность

102,4

110,5

101,9

96,9

100,5

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

96,6

100,3

96,6

98,2

92,5

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

102,1

101,3

102,0

102,0

103,3

образование

98,5

98,6

98,6

98,5

98,3

здравоохранение и предоставление социальных услуг

100,4

99,7

100,3

100,2

101,6

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

81,3

88,7

85,7

73,0

77,8

чистые налоги на продукты

87,0

82,8

82,1

86,6

95,8


 

 

2.2 Динамик налоговых поступлений в России

В России на динамику налоговых  поступлений негативное влияние  оказывают как микроэкономические факторы (изменение поведения предприятий  в связи с ростом частного сектора, характеризующегося отсутствием традиций добровольной уплаты налогов, рост сферы  услуг, в которой степень собираемости налогов также меньше, чем в  сфере производства товаров и  т.д.), так и макроэкономические (снижение высокого уровня инфляции, кризис взаимной задолженности предприятий, рост задолженности  предприятий бюджету). Важное значение имеет также несовершенство налоговой  системы, в частности, значительное число льгот, в т.ч. индивидуальных, большое количество противоречий в  законах и нормативных актах, создающих существенные возможности  для уклонения от налогов.

 

 

Налоговые поступления  России за 2009 год

По предварительным данным в 2009 году в федеральный бюджет поступило 3 012 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 26% меньше, чем в 2008 году.


 

 

 

 

 

 

 

Показатели, заложенные на 2009 год в  Федеральном законе «О федеральном  бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в части ФНС  России, выполнены. Бюджет получил дополнительно 402 млрд. рублей.

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями  НДС (39%), налога на добычу полезных ископаемых (33%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%).

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2009 году составили 195 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом поступления снизились в 3,9 раза.

Снижение поступлений обусловлено  ухудшением результатов финансово-хозяйственной  деятельности организаций и снижением  с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2 процентов.

Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2009 году составили 510 млрд. рублей и по сравнению с 2008 годом выросли на 3 млрд. рублей, или на 1%.

Поступления налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2009 году составили 1 177 млрд. рублей и по сравнению с 2008 годом выросли на 18%.

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2009 году 31 млрд. рублей, что на 24% меньше, чем в 2008 году.

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в 2009 году 82 млрд. рублей и снизились относительно 2008 года на 35%.

Снижение поступлений по сводной  группе акцизов в федеральный  бюджет обусловлено изменением законодательства в части акцизов на нефтепродукты. С 2009 года уплата акцизов на автомобильный  бензин, дизельное топливо и моторные масла осуществляется в бюджет субъекта Российской Федерации в полном объеме.

Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ)  
в 2009 году поступило в федеральный бюджет 982 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 888 млрд. рублей.

По сравнению с 2008 годом поступления НДПИ снизились в 1,6 раза, что обусловлено снижением цены на нефть (с 98,2$ в декабре 2007 года – ноябре 2008 года до 57,8$ в декабре 2008 года – ноябре 2009 года, или в 1,7 раза).

Страховых взносов, зачисляемых в  Пенсионный фонд Российской Федерации, в 2009 году поступило 1 263 млрд. рублей, что на 1% больше, чем в 2008 году.

В Фонд социального страхования  (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в 2009 году поступило 52 млрд. рублей, что на 19% меньше, чем в 2008 году.

В Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования в 2009 году поступило 89 млрд. рублей, что на 1% больше, чем в 2008 году.

В территориальные фонды обязательного  медицинского страхования в 2009 году поступило 153 млрд. рублей, что соответствует уровню 2008 года8.

2.3 Кривая Лaффера.

Зависимость налоговых поступлений от величины налоговой ставки была описана A. Лаффером. Графическое изображение указанной зависимости получило название кривой A. Лaффера.

Поступления в госбюджет  от налогов(Т)

 


     Тmax


 

 

                           50%               100%         Налоговая ставка(t),%


. Кривая Лаффера.

   Теоретические исследования А. Лаффера по влиянию налоговой ставки на величину ВНП (ВВП) и доходы государственного бюджета показали, что при росте налоговой ставки (t) до 30-40% достаточно высокими темпами растут и ВВП, и доходы государственной казны. Ставка налога 50% является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов Tmax. При переходе 50%-ного барьера налоговой ставки снижается деловая активность фирм и работников, увеличиваются масштабы теневой экономики, снижаются доходы бюджета.

Согласно кривой А. Лaффера, увеличение налоговых ставок приводит к росту налоговых поступлений лишь до определенных пределов (точка М). Дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к чрезмерности налогового бремени. Oнo ведет к уходу многих производителен с рынка из-за банкротств и к уклонению от налогов. Результатом указанных действий становится нежелательное уменьшение налоговых поступлений в казну.

На практике трудно дать точную оценку оптимальной ставки налога tА, после которой налоговые поступления начинают падать. Так, было установлено, что в Швеции t A соответствует налоговой ставке, равной приблизительно 70%. В середине 80-х гг. предельная налоговая ставка здесь была близка к 80% и при этих условиях ее уменьшение могло бы привести к росту налоговых сборов. В России снижение налога на прибыль с 35 до 24% и введение единой ставки подоходного налога в 13% также способствовало росту налоговых поступлений в бюджет.

Pоссия сегодня по налоговым поступлениям явно находится не в оптимальной позиции, превышающей точку М.  B результате запланированная величина налоговых поступлений, превышающая 50 % ВВП, оказалась нереальной. Фактически государство не может получить и 30-35% ВВП, что повлечет за собой задержку выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций, усилению напряженности с ростом неплатежей предприятий друг другу.

Кривая Лаффера показывает, что при определенных условиях снижение налоговых ставок может создать  стимулы для бизнеса, способствовать образованию дополнительных сбережений и тем самым содействовать инвестиционному процессу. Уменьшение банкротств должно способствовать расширению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при этом должно возрасти.

Однако не следует думать, что снижение ставки налогов должно сразу же дать эффект роста валового национального продукта. Последний  происходит только при расширении инвестиционного процесса, особенно, когда появляется спрос на основной капитал. Спрос же на него варьируется в течение цикла, а в стадии депрессии может вовсе исчезнуть. Это значит, что результаты снижения ставок налогов в депрессивной ситуации могут проявиться лишь через годы. 9

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Hалоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства  на  развитие  хозяйства,  определения приоритетов экономического и социального развития.  В связи с этим  необходимо,  чтобы  налоговая  система  России была адаптирована к новым общественным отношениям,  сooтветствовала мировому опыту.           Нестабильность наших  налогов,  постоянный   пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д., несомненно, играет отрицательную роль,  особенно в период перехода  рoccийской экономики  к рыночным отношениям.                                                                                          

Жизнь показала  несостоятельность  сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Информация о работе Налогообложение и его влияние на ВВП