Налогообложение и его влияние на ВВП

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Cpeди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. B условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................3
ПОНЯТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ВВП:…………………..4
Налогообложение: понятие, сущность и функции………...4
Система налогообложения в России……………………….11
Валовой внутренний продукт: понятие, роль……………14
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕМ И ДИНАМИКОЙ ВВП……………………………………………….18
Динамика ВВП в России…………………………………….18
Динамика налоговых поступлений в России………………23
Кривая Лаффера……………………………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………

Работа содержит 1 файл

Курсовая docx.docx

— 139.46 Кб (Скачать)

Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например, через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов (например, для казино установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установление налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др.

Контрольная функция налогообложения

Через налоги государство  осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. По словам А. Дадашева, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Поощрительная функция налогообложения

Как отмечает Е. Покачалова, порядок налогообложения может  отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан  перед обществом (предоставление налоговых  льгот участникам Великой Отечественной  войны, Героям Советского Союза, Героям России и др.). Однако данная функция  представляет собой простое приспособление налоговых механизмов для реализации социальной политики государства.3

1.2 Система налогообложения в России

В  России  из-за  низкого  уровня жизни  большинства  населения  поступления  от  налогов  на  личные  доходы  невелики; вместо  них  главное  место  в  доходной  части  занимают  налоги  на  прибыль предприятий  и  таможенные  пошлины. В нашей стране это основной прямой налог. Его платят все предприятия  и организации, в том числе  и бюджетные учреждения, если они  заняты хоть какой-нибудь коммерческой деятельностью.

Основные  налоги, собираемые  в  России:

  1. Индивидуальный подоходный налог – является вычетом из доходов  налогоплательщика – физического  лица. Платежи  осуществляются  в  течение  года, но  окончательный  расчёт  производится  в  конце  года.
  2. Налог на прибыль – облагается налогом  чистая  прибыль  предприятия (за  вычетом  всех  расходов  и  убытков).
  3. Социальные взносы – выплаты в различные внебюджетные фонды (по безработице, пенсионный и т.д.) частично работающими и частично  работодателями.
  4. Поимущественные налоги – это  налоги  на  имущество, дарения  и  наследство.
  5. Налоги  на  товары  и  услуги – это  таможенные  пошлины, акцизы  и  НДС. 

В Российской Федерации установлены  следующие виды налогов и сборов, в зависимости от уровня их установления и изъятия:                             

  • федеральные налоги и сборы;
  • налоги и сборы субъектов РФ;
  • местные налоги и сборы.

Суммы отчислений с юридических  и  физических  лиц и  распределение  их  по  бюджетам  различных  уровней  определяется  при  утверждении  федерального бюджета. В связи с  определёнными противоречиями интересов  центрального  правительства  и  региональных  экономических  интересов  вокруг  разделения налоговых  поступлений  постоянно  идёт  политическая  борьба. Местные  власти  естественно  хотят  иметь больше  средств  на  финансирование  инфраструктуры.

Федеральные налоги.

Федеральные налоги - перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в бюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

Перечень федеральных  налогов, взимаемых с предприятий:

  • налог на прибыль;
  • акцизы на отдельные группы и виды товаров;
  • налог на добавленную стоимость;
  • налог на операции с ценными бумагами;
  • подоходный  налог  с  физических  лиц;
  • отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  • платежи за использование природных ресурсов;
  • налоги  в   дорожные фонды;
  • гербовый сбор;
  • государственная пошлина;
  • таможенная пошлина;
  • сбор за использование наименования “РФ”, “Россия” и образованных на их основе слов и словосочетаний;
  • специальный налог;
  • транспортный налог.

Республиканские налоги.

Республиканские налоги – законодательными актами РФ устанавливаются средние или предельные размеры налогов, но их  конкретные ставки определяются законами республик или региональными органами государственной власти краев, областей, автономных областей, автономных округов, если иное не будет установлено законодательными актами РФ. 

Перечень республиканских  налогов:

  • налог на имущество предприятий;
  • лесной налог;
  • плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
  • целевой сбор на нужды образовательных учреждений;
  • сбор на регистрацию предприятий.

Местные налоги.

Местные налоги и сборы  взимаются  по  решению  органов  власти  различных  уровней, они  сами  определяют  введение  налогов  на  своей  территории. Для  части  налогов  определяются  предельные  ставки.

Современное бюджетное устройство РФ предусматривает высокую степень  самостоятельности субъектов Федерации  и местных органов власти в  формировании доходной части региональных и местных бюджетов и расходовании финансовых ресурсов.

 

1.3 Валовой внутренний продукт: понятие и роль

Валовой внутренний продукт (англ. Gross Domestic Product ), общепринятое сокращение — ВВП (англ. GDP) — рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. Впервые это понятие было предложено в 1934 г. Саймоном Кузнецом.

  • номинальный (англ. nominal GDP) (абсолютный) — выражен в текущих ценах данного года;
  • реальный (англ. real GDP) (с поправкой на инфляцию) — выражен в ценах предыдущего или любого другого базового года. В реальном ВВП учитывается, в какой степени рост ВВП определяется реальным ростом производства, а не ростом цен;
  • отношение номинального ВВП к реальному ВВП называется дефлятором ВВП;
  • фактический ВВП — это ВВП при неполной занятости — это ВВП, который отражает реализованные возможности экономики;
  • потенциальный ВВП — это ВВП при полной занятости. Это ВВП, который будет отражать потенциальные возможности экономики. Потенциальные возможности экономики могут быть намного выше реальных.

Методы расчёта

ВВП рассчитывается 3 методами:

  1. Метод добавленной стоимости.

Для того чтоб избежать двойного учета, в расчете ВВП используется именно стоимость конечных товаров  и услуг, т.е. товаров и услуг, которые  используются в рамках домашних хозяйств и фирм, и не участвуют в дальнейшем производстве, в отличие от промежуточных  товаров. Если в ВВП включить промежуточные  продукты, используемые для производства других товаров, то получается завышенная оценка ВВП, поскольку промежуточные  товары будут учтены несколько раз. Исключить двойной учет позволяет  метод добавленной стоимости. Поскольку, добавленная стоимость - это рыночная цена продукции фирмы, за вычетом  стоимости потребленного сырья  и материалов, купленных у поставщиков, суммируя добавленные стоимости, произведенные  всеми фирмами в стране, можно  определить ВВП, который и представляет рыночную оценку всех выпущенных товаров  и услуг.

 

  1. Метод расчета ВВП по расходам (производственный метод). 
    ВВП также можно определить путем суммирования всех расходов экономических субъектов на приобретение конечных продуктов. Для определения ВВП этим методом суммируются следующие величины: (1) потребительские расходы населения (С); (2) валовые частные инвестиции в национальную экономику (Ig); (3) государственные закупки товаров и услуг (G); (4) чистый экспорт (NX), который вычисляется как разность между экспортом и импортом данного государства. Таким образом,

ВВП = C + Ig + G + NX

  1. Метод расчета ВВП по доходам (распределительный метод). 
    ВВП также можно рассчитывать как сумму доходов владельцев факторов производства. В ВВП включаются доходы всех субъектов, осуществляющих свою деятельность в географических рамках данной страны, как резидентов (граждан, проживающих на территории данной страны, за исключением иностранцев, которые находятся в стране менее года), так и нерезидентов. В показатель ВВП также включаются косвенные и прямые налоги на предприятия, амортизация, доходы от собственности и нераспределенная часть прибыли. Соответственно:

ВВП = W + Q + R + P + T

где

W – заработная плата,  выплаченная предприятиями и  организациями данной страны  своим рабочим и служащим, независимо  от того, являются ли они резидентами  или нерезидентами данной страны; 
Q – отчисления на социальное страхование;

R – валовая прибыль;

P – валовой смешанный  доход;

T – налоги на производство  и импорт (за вычетом субсидий).

ВВП на душу населения

В большинстве случаев, для  сравнения уровня развития разных стран  экономисты используют показатели ВВП  на душу населения. Для того чтоб найти  ВВП на душу населения, нужно поделить показатель ВВП данной страны на численность  населения этой страны. ВВП на душу населения дает представление о  количестве товаров и услуг, приходящихся в среднем на одного жителя страны, и называется также "доходом на душу населения" или "душевым доходом".

На данный момент в мировой  практике ВВП является главным индикатором  экономики. Ранее таким индикатором  считался Валовой национальный продукт (ВНП). ВНП показывает годовой объем  конечных товаров и услуг, созданных  гражданами страны, как в рамках национальной территории, так и за рубежом. Расчет ВНП основан на критерии принадлежности фактора производства резиденту или нерезиденту данной страны. 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ВВП

 

2.1 Динамика ВВП в России

Объем ВВП России за 2008 г. составил в текущих ценах 41 256,0 млрд рублей. Темп роста его реального объема относительно 2007 г. составил 108,1 %. Индекс-дефлятор ВВП за 2007 г. по отношению к ценам 2008 г. составил 113,5 %.

Существует мнение, что  в результате экономических реформ в России начала 1990-хх годов, период проведения которых характеризовался резким расслоением общества по уровню доходов и общим экономическим  упадком, ВВП России к 1992 году составил три четверти, а к 1997 году — половину ВВП 1990 года. 22 сентября 2006 министр финансов России Алексей Кудрин в ходе заседания Госдумы заявил, что Россия восстановит показатель номинального ВВП на душу населения 1990 года (2 456 долл. США) к 2007 году.

После финансового кризиса 1998 ВВП России начал неуклонно  расти, чему в значительной мере способствовала благоприятная конъюнктура международных  сырьевых рынков. Несмотря на это, номинальный  ВВП России в долларах США оставался  ниже своего исторического максимума  вплоть до 2006 года. Реальный ВВП по ППС достиг значения 1990 года лишь к концу 2007 года.

Удвоение ВВП за десять лет считается одним из основных направлений российской политики. Данная задача была оглашена в Послании Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию от 16 мая 2003 года. Для удвоения ВВП за 10 лет вполне достаточно роста Реального ВВП на 7,2 % в год, что на текущий момент исполняется, и рост составил за эти годы в среднем 7,3 % в год. С того момента за 5 лет (относительно 2002 года и на начало 2008 года) прирост уже составил 42 %. После кризиса 2008—2009 гг. задача была провалена.

Динамика изменения

В нижеследующей таблице  приведена динамика ежегодного изменения  ВВП РФ, начиная с 1996 года по 2008. Таблица  построена на основе данных по ВВП  России от 31.01.2008г Федеральной службы государственной статистики. Все  суммы указаны в миллиардах рублей.

Таблица 2.1

 

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Номинальный ВВП, млрд руб.

1 428,5

2007,8

2 342,5

2 629,6

4 823,2

7 305,6

8 943,6

10 830,5

13 243,2

17 048,1

21 624,6

26 882,9

32 988,6

Реальный ВВП, млрд руб. (в ценах 1996 года трлн. руб.)

в ценах 1996 года

1 428,5

1 377,1

1 396,4

1 322,3

1 407,0

1 547,7

1 626,6

1 703,1

1 827,4

1 959,0

2 084,3

2 238,6

2 419,9

в ценах 2000 года

6 748,2

6 505,2

6 596,3

6 246,7

6 646,5

7 311,1

7 684,0

8 045,2

8 632,5

9 254,0

9 846,3

10 574,9

11 431,4

в ценах 2008 года

19 473,7

18 772,7

19 035,5

18 026,6

19 180,3

21 098,3

22 174,4

23 216,6

24 911,4

26 705,0

28 414,1

30 516,7

32 988,6

Реальный рост

к предыдущему году

96,4 %

101,4 %

94,7 %

106,4 %

110,0 %

105,1 %

104,7 %

107,3 %

107,2 %

106,4 %

107,4 %

108,1 %

к 1996 году

100,0 %

96,4 %

97,7 %

92,6 %

98,5 %

108,3 %

113,9 %

119,2 %

127,9 %

137,1 %

145,9 %

156,7 %

169,4 %

к 2000 году

92,3 %

89,0 %

90,2 %

85,4 %

90,9 %

100,0 %

105,1 %

110,0 %

118,1 %

126,6 %

134,7 %

144,6 %

156,4 %

к 2008 году

59,0 %

56,9 %

57,7 %

54,6 %

58,1 %

64,0 %

67,2 %

70,4 %

75,5 %

81,0 %

86,1 %

92,5 %

100,0 %

Индекс-дефлятор

к предыдущему году

145,8 %

115,1 %

118,5 %

172,4 %

137,7 %

116,5 %

115,7 %

114,0 %

120,1 %

119,2 %

115,8 %

113,5 %

к 1996 году

100,0 %

145,8 %

167,8 %

198,9 %

342,8 %

472,0 %

549,8 %

635,9 %

724,7 %

870,3 %

1037,5 %

1200,9 %

1363,2 %

к 2000 году

21,2 %

30,9 %

35,5 %

42,1 %

72,6 %

100,0 %

116,4 %

134,6 %

153,4 %

184,2 %

219,6 %

254,2 %

288,6 %

к 2008 году

7,3 %

10,7 %

12,3 %

14,6 %

25,1 %

34,6 %

40,3 %

46,6 %

53,2 %

63,8 %

76,1 %

88,1 %

100,0 %

Инфляция в 2008 году [*]

относительно года

1263,2 %

835,0 %

712,6 %

585,5 %

297,7 %

188,8 %

147,9 %

114,4 %

88,1 %

56,6 %

31,4 %

13,5 %

Информация о работе Налогообложение и его влияние на ВВП