Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:43, курсовая работа
Актуальность темы состоит в том, что в настоящее время ВВП является важнейшим показателем развития экономики. Использование показателя ВВП позволяет анализировать сложившийся уровень налоговой нагрузки экономики и прогнозировать его изменения на заданную перспективу. А налогообложение, в свою очередь, существенно влияет на этот показатель, либо снижая его, либо, наоборот, повышая. Кроме этого, оно, несомненно, влияет и на всю экономику государства.
Введение 3
Глава 1.Налоги: сущность, классификация, функции 5
1.1 Сущность налогов и налогообложения 5
1.2 Классификация налогов 8
1.3 Функции налогообложения 10
Глава 2. Влияние налогообложения на динамику ВВП 13
2.1 ВВП, как важнейший показатель национальной экономики 13
2.2 Динамика ВВП в РФ 16
2.3 Налогообложение в РФ, его влияние на динамику ВВП 17
Заключение 25
Список использованных источников 27
В 1958 году новозеландский экономист Олбан Уильям Филлипс опубликовал работу, в которой показал обратную зависимость между уровнем безработицы и изменением номинальной (денежной) заработной платы, и построил кривую, отображавшую эту зависимость, которая получила название «Кривая Филлипса» рис. 1.2.
Рис.1.2. Кривая Филлипса
Где U - естественный уровень безработицы, P – номинальная заработная плата. При росте уровня безработицы, номинальная ставка заработной платы снижается, а при сокращении уровня безработицы – растет.
Однако в середине 70-х годов прошлого века обнаружилось, что не наблюдается обратной зависимости между безработицей и инфляцией. Уровень безработицы и уровень цен повышались одновременно, т.е. возникла ситуация стагфляции9.
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
НА ДИНАМИКУ ВВП
2.1. ВВП, как важнейший показатель национальной экономики
Валовой внутренний продукт (ВВП) является обобщающим экономическим показателем, который выражает в рыночных ценах совокупную стоимость товаров и услуг, созданных внутри страны, и только с использованием факторов производства данной страны10. Это один из основных макроэкономических показателей, динамика которого используется для оценки общей эффективности функционирования экономики и, следовательно, для определения относительного успеха или несостоятельности мер экономической политики проводимой правительством
ВВП выражает совокупную стоимость только конечных товаров и услуг, то есть тех, которые используются на конечное потребление, накопление и экспорт. Стоимость промежуточных товаров и услуг, израсходованных в процессе производства (сырье, материалы, топливо, энергия, инструменты, семена, услуги грузового транспорта, оптовой торговли, рекламных агентств, платежи за аренду и др.) не включаются в ВВП. В противном случае, имел бы место повторный счет, так как стоимость промежуточных продуктов входит в состав стоимости конечных товаров и услуг.
Термин «валовой» применительно к ВВП означает, что при исчислении ВВП из стоимости не вычитается потребление основного капитала (амортизация).
ВВП является внутренним продуктом, поскольку производится резидентами данной страны. Резидентами считаются все экономические единицы (предприятия, домашние хозяйства) независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющие центр экономического интереса на экономической территории данной страны (занимаются производственной деятельностью или проживают в стране не менее года).
Существуют три способа измерения ВВП:
ВВП является, прежде всего, показателем производства. Валовой внутренний продукт представляет собой конечный результат производственной деятельности производителей-резидентов. При подсчете ВВП производственным методом суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта.
Добавленная стоимость – это разность между стоимостью произведенных товаров и услуг (выпуском) и стоимостью товаров и услуг, полностью потребленных в процессе производства (промежуточным потреблением).
ВВП, по
существу, является понятием добавленной
стоимости. ВВП – это сумма
валовой добавленной стоимости
всех производителей-резидентов плюс
та часть (а возможно, и вся сумма)
налогов за вычетом субсидий на продукты,
которая не включена в добавленную
стоимость. В целях упрощения
в макроэкономике ВВП определяют
как сумму добавленной
2. По расходам (метод конечного использования);
При расчете ВВП по расходам суммируются расходы на конечное потребление товаров и услуг домашних хозяйств, государства; валовые инвестиции; чистый экспорт. Фактически речь идет о совокупном спросе на произведенный ВВП.
3. По доходам (распределительный метод);
При расчете
ВВП по доходам суммируются первичные
доходы, выплаченные из добавленной
стоимости производственными
- оплата труда наемных работников (заработная плата, включая премии, доплаты, надбавки, начисленные в денежной или натуральной форме и др., исчисленные до выплаты налогов и других удержаний; отчисления работодателей на социальное страхование);
- налоги на производство и импорт за вычетом субсидий (чистые косвенные налоги), куда включаются НДС, акцизы, налоги на продажи, налоги на землю, здания, фонд оплаты труда и др.;
- валовая
прибыль и валовые смешанные
доходы или чистая прибыль
и чистые смешанные доходы
плюс потребление основного
Валовая
прибыль и валовые смешанные
доходы представляют собой часть
валовой добавленной стоимости,
которая остается у производителей
после вычета расходов, связанных
с оплатой труда наемных
Смешанными доходами называются доходы не корпоративных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам (индивидуально или совместно с другими лицами) – мелких магазинов, ферм, товариществ и др. В таких предприятиях применяется труд самих владельцев или членов их домашних хозяйств, а доход этих предприятий содержит элемент оплаты труда, который не может быть отделен от дохода владельца или предпринимателя11.
2.2. Динамика ВВП в РФ
Объем ВВП России за 2008 г. составил в текущих ценах 41 256,00 млрд. рублей. Темп роста его реального объёма относительно 2007 г. составил 108,1 %. Индекс-дефлятор ВВП за 2007 г. по отношению к ценам 2008 г. составил 113,5 %.
Политик Сергей Глазьев отмечает, что по итогам экономических реформ в России начала 1990-х годов ВВП России к 1992 году составил три четверти, а к 1997 году - половину ВВП 1990 года. 22 сентября 2006 г. министр финансов России Алексей Кудрин в ходе заседания Госдумы заявил, что Россия восстановит показатель номинального ВВП на душу населения 1990 года (2456 долл. США) к 2007 году.
Сравнивая показатели ВВП 1990 года (и вообще советского периода) и современные (после 1991 года) значения, надо иметь в виду, что в нынешнем ВВП очень велика спекулятивная составляющая, которая совершенно отсутствовала в СССР, когда этот показатель выражал то, что теперь называют «реальным сектором экономики».
После финансового кризиса 1998 г. ВВП России начал неуклонно расти, чему в значительной мере способствовала благоприятная конъюнктура международных сырьевых рынков. Несмотря на это, номинальный ВВП России в долларах США оставался ниже своего исторического максимума вплоть до 2006 года. Реальный ВВП по ППС достиг значения 1990 года лишь к концу 2007 года.
Удвоение ВВП за десять лет считается одним из основных направлений российской политики. Данная задача была оглашена в Послании Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию от 16 мая 2003 г. Для удвоения ВВП за 10 лет вполне достаточно роста реального ВВП на 7,2 % в год.
20 апреля 2011 г. Владимир Путин на выступлении перед Госдумой с отчетом о работе правительства за 2010 г. заявил, что по объему ВВП Россия должна войти в число пяти ведущих мировых экономик мира, а по ВВП на душу населения — на уровень более $35 тысяч на человека.
2.3. Налогообложение в РФ, его влияние на динамику ВВП
Налоги являются неотъемлемой частью общественно-хозяйственной жизни. От них в значительной части зависит благополучие граждан, предприятий и государства в целом. Налоги в виде конкретной системы являются экономической категорией. Они исторически связаны с появлением государства и выполнением целого ряда общегосударственных функций.
Налоги нельзя сводить только к денежным отношениям. Это, прежде всего, совокупность финансовых отношений, складывающихся в процессе перераспределения ВВП| с целью создания общегосударственного фонда для финансирования общегосударственных функций.
Наиболее
лаконичным и верным с теоретических
позиций можно считать
Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляют собой часть валового внутреннего продукта (ВВП),| создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Государство, как правило, обладает незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование бюджета происходит за счет изъятия части ВВП у других участников производственного процесса. Таким образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.
Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.
Государственные расходы и налоги активно используются властями для воздействия на экономическую ситуацию. Манипулируя ими, государство может повлиять на совокупный спрос и ВВП. Таким образом, государство увеличивает или сокращает и совокупный спрос на товары и услуги, и предложение на рынке произведенных в течение года конечных товаров и услуг (ВВП). В современной экономике неуклонно повышается удельный вес государственных финансов в общем объеме ВВП (включая госбюджет с его основными компонентами -| государственными бюджетными расходами и налогами).
Манипулирование государственными расходами и налогами связано с конкретной деловой активностью: либо в периоды спадов, либо - подъемов. С его помощью властям удается поставить в зависимость от изменений величины государственных расходов и налогов динамику совокупного спроса и ВВП, способствуя их стабилизации. В связи с выполнением этих функций некоторые госрасходы и налоги в экономической теории называют "встроенными стабилизаторами" рыночной экономики.
|В периоды подъемов или спадов в экономике изменения в госрасходах и налогах, осуществляемые властями, оказывают разное воздействие на совокупный спрос и ВВП. Так, в период подъема государство сокращает свои расходы, с тем чтобы снизить рост совокупного спроса и ВВП. В период спада, наоборот, власти повышают бюджетные расходы, чтобы тем самым поддержать и совокупный спрос, и ВВП.
В противоположность маневрам с госрасходами, в период подъема экономики государство обычно повышает налоги, сокращая, таким образом доходы населения и бизнеса, а с ними -| и расходы. В| результате величина совокупного спроса снижается, а следовательно, рост ВВП замедляется.
Основными способами, используемыми современным государством для увеличения налоговых поступлений в бюджет, являются: расширение круга налогоплательщиков; увеличение числа объектов, с которых взимаются налоги; повышение ставок налогов. В период спада налоги снижают, увеличивая возможность активизировать деятельность населения и бизнеса в неблагополучной экономической обстановке.
Государственные расходы, оказывая существенное воздействие на темпы и пропорции совокупного спроса и ВВП, стимулируют рост спроса - инвестиционного и потребительского. Например, чтобы вывести экономику из положения спада активности, надо подтолкнуть совокупный спрос (особенно в части инвестиций). Поскольку государство заинтересовано в росте национального производства, то по мере перехода от подъема к спроса, увеличивая госрасходы. Оказываемое в этом случае влияние госрасходов на рост совокупного спроса и ВВП сопровождается мультипликационным эффектом.
ВВП под влиянием расширения совокупного спроса начинает расти, но ВВП растет в большей степени, чем первоначальный прирост государственных расходов и совокупного спроса. В такой ситуации начинает действовать мультипликатор государственных расходов.
Мультипликатор государственных расходов представляет собой отношение изменения равновесного ВНП к изменению объема государственных расходов, Мультипликатор расходов точно так же, как и мультипликатор инвестиций, прямо и непосредственно влияет на совокупный спрос и ВНП. Его математическая формула такая же, как и формула мультипликатора инвестиций:
Где MPG – мультипликатор государственных расходов, с - предельная склонность к потреблению.
С учетом мультипликационного эффекта государственных расходов ВВП увеличивается в большей степени, чем увеличились государственные расходы. Прирост ВВП можно рассчитать, зная размер мультипликатора и величину прироста государственных расходов.
GDP = MPG × G,
Где GDP - прирост валового внутреннего продукта (ВВП), G - прирост государственных расходов.
Вторым главным компонентом госбюджета, который используется государством для воздействия на совокупный спрос и ВВП, выступают налоги. Они помогают решать важные экономические, социальные и экологические задачи. Значение и роль налогов в современной жизни каждой страны трудно переоценить. Они выполняют взаимосвязанные функции - экономическую и бюджетно-финансовую.