Налогооблажение и его влияние на ввп

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы состоит в том, что в настоящее время ВВП является важнейшим показателем развития экономики. Использование показателя ВВП позволяет анализировать сложившийся уровень налоговой нагрузки экономики и прогнозировать его изменения на заданную перспективу. А налогообложение, в свою очередь, существенно влияет на этот показатель, либо снижая его, либо, наоборот, повышая. Кроме этого, оно, несомненно, влияет и на всю экономику государства.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Налоги: сущность, классификация, функции 5
1.1 Сущность налогов и налогообложения 5
1.2 Классификация налогов 8
1.3 Функции налогообложения 10
Глава 2. Влияние налогообложения на динамику ВВП 13
2.1 ВВП, как важнейший показатель национальной экономики 13
2.2 Динамика ВВП в РФ 16
2.3 Налогообложение в РФ, его влияние на динамику ВВП 17
Заключение 25
Список использованных источников 27

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 96.43 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

 

Кафедра экономической теории

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Экономическая теория»

 

на тему «Налогообложение и его влияние на динамику ВВП»

 

 

 

Выполнил: И.А. Мухаметзянов студент 1-го курса очной формы обучения факультета таможенного дела, группа  Т104

Подпись


 

Научный руководитель: Е.М. Свиридова,

Старший преподаватель

Подпись


 

 

 

 

Люберцы

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение 3

Глава 1.Налоги: сущность, классификация, функции 5

1.1 Сущность налогов и налогообложения 5

1.2 Классификация налогов 8

1.3 Функции налогообложения 10

Глава 2. Влияние налогообложения на динамику ВВП 13

2.1 ВВП, как важнейший показатель национальной экономики 13

2.2 Динамика ВВП в РФ 16

2.3 Налогообложение в РФ, его влияние на динамику ВВП 17

Заключение 25

Список использованных источников 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Налогообложение – это важнейший инструмент, способствующий ведению экономической политики государства. Для того, чтобы страна эффективно функционировала, необходимо сбалансированное и рациональное управление налогами. Налогообложение и Валовой Внутренний Продукт (ВВП) находятся в тесной связи, налогообложение оказывает сильное влияние на ВВП. Для того, чтобы эта связь была продуктивной, нужна непрерывная работа как законодательных, так и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.

          Актуальность темы состоит в том, что в настоящее время ВВП является важнейшим показателем развития экономики. Использование показателя ВВП позволяет анализировать сложившийся уровень налоговой нагрузки экономики и прогнозировать его изменения на заданную перспективу. А налогообложение, в свою очередь, существенно влияет на этот показатель, либо снижая его, либо, наоборот, повышая. Кроме этого, оно, несомненно, влияет и на всю экономику государства.

Таким образом, налоги представляют собой важный рычаг управления экономикой, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом в условиях рынка.

Цель  работы заключается в исследовании налогообложения в России и его влиянии на динамику ВВП.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

- раскрытие сущности налогов, их классификация и принципы;

- раскрыть  влияние налогообложения на динамику ВВП.

Методологической  основой написания курсовой работы стали труды авторов в области  экономики и налогообложения, а  также статистические данные.

Работа  состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованной литературы.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. НАЛОГИ: СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ,

ФУНКЦИИ

 

 

    1. Сущность налогов и налогообложения

 

В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характера наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж. В современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог – платеж обязательный. Другими словами,  платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления1.

Налоги представляют собой один из существенных элементов, определяющих функционирование социально - экономической системы современного общества. За счет налогов государство не только обеспечивает финансирование важнейших общественных потребностей (поддержание системы управления, содержание армии, обеспечение правопорядка, образования, здравоохранения, культуры и т.д.), но и осуществляет целенаправленное регулирование производственно - экономической деятельности предприятий и частных лиц. В современных государствах через налоги мобилизуется в казну и перераспределяется от 30 до 50% ВВП. «Налог – это материнская грудь, кормящая правительство», - отмечал еще Карл Маркс2.

Налоги составляют финансовую основу существования государства, с помощью налогообложения происходит принудительное отчуждение части национального дохода в целях образования централизованных фондов денежных средств. В силу этого налоговые отношения выделяются из общей массы общественных социально-экономических отношений; для них характерны признаки императивности и администрирования, свойственные функционированию государственного механизма. Во времена абсолютистских режимов налоги нередко превращались в карательную меру и устанавливались в размерах, несообразных ни с задачами государственного управления, ни с реальной платежеспособностью населения. В демократических государствах права установления налогов, определения размеров налоговых ставок строго закреплены по уровням представительной власти, т.е. налоги могут вводиться только с согласия законно избранных представителей народа3.

В России вопросы налогов регулируются налоговым законодательством, в частности Налоговым кодексом. В соответствии с п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований4

Налогообложение – это принудительное и безвозмездное взимание правительством или местными органами власти платежей (налогов) с физических лиц и организаций для финансирования расходов государства, а также в качестве средства проведения фискальной политики.

Основные принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом. Приведем и рассмотрим их:

  1. Подданные государства по возможности соответственно своей способности и силам должны участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, которым они пользуются под покровительством и защитой государства.

На современном языке словами Конституции РФ это означает, что каждый должен платить законно установленные налоги и сборы. При этом выделяются две основные идеи:

- чем больше доход, тем больше налог;

- чем больше благ от государства получает подданный, тем больше налогов он должен платить.

2. Налог на каждого должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно, бесспорно для плательщика. Весьма значительная степень неравномерности составляет гораздо меньшее зло, чем весьма малая степень определенности.

Этот принцип, с одной стороны, означает определенность налогообложения, а с другой – равенство всех плательщиков налога перед законом о налоге. Определенность предполагает, что законом о налоге установлены все элементы налогообложения, а сам закон о налоге доступен налогоплательщику. В свою очередь, равенство означает, что разными налогоплательщиками при прочих равных условиях (одинаковый объект налогообложения, ставки налога и льготы) один и тот же налог уплачивается в одинаковой сумме.

  1. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его.

Ярким примером этому принципу служит налогообложение крестьянских хозяйств, в деятельности которых присутствует фактор сезонности. Денежные средства или натуральные продукты (зерно, овощи, фрукты и др.) для уплаты налога появляются в крестьянском хозяйстве только осенью, поэтому именно осенью целесообразно установить срок уплаты налога с доходов крестьянских хозяйств. В противном случае или налог будет недоплачен, или крестьянское хозяйство разорится и перестанет быть плательщиком налога.

  1. Налоговая система должна быть построена и функционировать так, чтобы не допускать злоупотреблений: изъятие сумм сверх причитающихся по закону, использование налоговых поступлений не по назначению, коррупция, незаконное освобождение от налогов.

Проще говоря, издержки на обеспечение уплаты налогов (содержание налоговых служб, нормотворчество и т.д.) должны быть минимальны. Также налоговая система должна быть построена таким образом, чтобы закон о налогах соблюдался.5

 

 

1.2. Классификация налогов

 

Налоги можно классифицировать по методу взимания, по характеру налоговых ставок, по объектам поступления, как видно на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Классификация налогов

По методу взимания налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги – это налоги на доходы и имущество налогоплательщиков. Примерами могут быть корпоративный налог (в России он называется налогом на прибыль организаций) и индивидуальный подоходный налог (в России он называется налогом на доходы физических лиц), а также налоги на имущество и за пользование природными ресурсами. Косвенные налоги – налоги на товары и услуги. Примерами являются налог на добавленную стоимость (НДС), таможенные пошлины и таможенные сборы, акцизы (это налоги на некоторые товары, обычно спиртное и табачные изделия, горюче - смазочные материалы, легковые автомобили). В отличие от прямых налогов, косвенные налоги уплачиваются конечным потребителем товара или услуги. В развитых странах с их богатством доходов и имущества преобладают прямые налоги, в развивающихся – косвенные. В России в налоговых поступлениях прямые и косвенные налоги разбиты примерно поровну.

По характеру ставок налоги делятся на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные. Регрессивные налоги – это налоги, ставки которых уменьшаются при возрастании объекта налога. Так, в России единый социальный налог (начисляется на выплачиваемую заработную плату) уплачивается работодателями по ставке 26% с заработной платы до 300 тыс. руб. в год; ставка снижается по мере роста размеров заработной платы, падая до 2% при заработной плате свыше 600 тыс. руб. Пропорциональные налоги – это налоги, ставки которых растут по мере роста объекта налогообложения. Так, в США предельные ставки индивидуального подоходного налога, составляющие 15% на наиболее низкий доход и 39% на наиболее высокий, заменяются в ходе налоговой реформы последних лет на ставки соответственно 10 и 35%.            

По объектам поступления налоги делятся на федеральные, региональные и местные. В России к федеральным относят 16 налогов и сборов, в том числе НДС и акцизы, налоги на прибыль организаций и доходы физических лиц, единый социальный налог, таможенные пошлины и сборы, налоги за пользование природными ресурсами, федеральные лицензионные сборы. К региональным в России относят 7 налогов и сборов – налоги на имущество организаций и налог на недвижимость, транспортный и дорожный налоги, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы. К местным относят 5 налогов и сборов – земельный налог и налог на имущество физических лиц, налог на наследование или дарение, налог на рекламу и местные лицензионные сборы6.

 

       

1.3. Функции налогообложения

 

Если  рассматривать функции налогообложения  как проявления его сущности и  свойств, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно  реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения  и перераспределения доходов  государства. Рассмотрим основные функции.

1. Фискальная – финансирование государственных расходов. У государства есть традиционные функции – содержание органов государственного управления, армии, судебных и правоохранительных органов, охрана окружающей среды, поддержка инфраструктуры, а также современные функции – социальные, культурные, научные. На выполнение этих традиционных и современных функций и приходится основная часть государственных расходов.

2. Социальная - поддержание социального равновесия путем сглаживания неравенства в доходах, так как оно ведет к отрицательным последствиям. Для этого во всем мире активно используется прогрессивное налогообложение (более низкие ставки с физических и юридических лиц с малыми доходами и наоборот), освобождение от некоторых налогов отдельных категорий физических лиц (малоимущих, инвалидов, многодетных, пенсионеров, студентов), низкое налогообложение социально значимых товаров и услуг (пониженные ставки НДС и таможенных пошлин) или же, наоборот, повышенное налогообложение предметов роскоши (через высокие ставки НДС, акцизы);

3. Регулирующая – государственное регулирование экономики, прежде всего для сглаживания циклических колебаний и поддержки прогрессивных структурных изменений, инвестиций, НИОКР, экологии, внешнеэкономических связей. Для этого обычно снижают или дифференцируют налоговые ставки, вводят льготы7.

Обычно  выделяют три способа взимания налогов:

1. Взимание налога «у источника» является, по сути, изъятием налога до получения владельцем дохода. Говоря иначе, налогоплательщик в этом случае получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного налоговым агентом. Данный способ применяется в основном при обложении налогом доходов лиц наемного труда, а также других в достаточной степени фиксированных доходов.

2. Взимание налога «по декларации» представляет собой изъятие части дохода налогоплательщика после его получения. Как очевидно из названия, указанный порядок предусматривает подачу налогоплательщиком в установленный срок в налоговые органы декларации – официального заявления налогоплательщика о своих обязательствах за определенный период времени.

3. Взимание налога «по кадастру» применяется в отношении налогов, имеющих немобильный объект обложения и, соответственно, неменяющуюся налоговую базу. В основе его применения лежит составленный соответствующими государственными органами кадастр подобных объектов. Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество), классифицируемых по внешним признакам, к которым относятся, например размер участка, объем двигателя и т.д. Этот метод применяется, как правило, при обложении земельным и транспортным налогами, уплачиваемыми физическими лицами, а также налогом на имущество физических лиц8.                

Информация о работе Налогооблажение и его влияние на ввп