Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:02, курсовая работа
Налоги – это порождение государства, они существовали и могут существовать вне товарно-денежных отношений. Например, в некоторых докапиталистических общественных формах главными доходами государства были разного рода натуральные поборы и, кроме этого, основная масса населения должна была выполнять натуральные повинности. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.
Введение стр. 3
Глава 1. Сущность налогов стр. 4
Глава 2. Классификация налогов РФ и их виды стр. 6
2.1 Принципы налогообложения стр. 6
2.2 Классификация по механизму формирования стр. 8
2.3 Классификация по уровням налогообложения стр. 9
2.4 Классификация по объектам налогообложения стр. 12
2.5 Раскладочные и количественные налоги стр. 13
2.6 Закрепленные и регулирующие налоги стр. 13
2.7 Общие и целевые налоги стр. 13
Глава 3. Роль и функции налоговой системы стр. 13
3.1 Фискальная и регулирующая функции стр. 15
3.2 Распределительная функция стр. 15
3.3 Социальная функция стр. 16
3.4 Стимулирующая функция стр. 16
3.5 Контрольная функция стр. 17
Глава 4. Кривая Лаффера стр. 17
Глава 5. Изменения в налогово-бюджетной сфере в 2005 году в РФ стр. 19
5.1 Снижение налогового бремени стр. 19
5.2 Централизация налоговых доходов стр. 21
5.3 Налоговая обеспеченность регионов стр. 22
Заключение стр. 25
Список используемых источников и литературы стр. 30
Налог |
Изменения |
Федеральный бюджет |
Бюджеты субъектов |
Налог на прибыль организаций |
Увеличение налоговой ставки по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями с 6% до 9%. |
Увеличение поступлений |
Увеличение поступлений |
Налог на доходы физических лиц |
Увеличение налоговой ставки по доходам от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, с 6% до 9%. |
- |
Увеличение поступлений |
Налог на добычу полезных ископаемых |
Увеличение базовой ставки НДПИ на нефть с 347 рублей до 400 рублей за тонну и изменение формулы расчета коэффициента, характеризующего влияние мировых цен на нефть. |
Увеличение поступлений |
Увеличение поступлений |
Акцизы |
Индексация специфических |
Увеличение поступлений |
Увеличение поступлений |
ЕНВД |
Увеличение базовой доходности и введение новых видов деятельности, облагаемых налогом. |
Увеличение поступлений |
- |
НДС |
Введение порядка взимания налога
на добавленную стоимость по принципу
«страна назначения» с |
Увеличение поступлений |
Уменьшение поступлений |
Таможенные пошлины |
Снижение ставок вывозных таможенных пошлин (за исключением топливно-энергетической группы) в среднем на 32%. |
- |
Уменьшение поступлений |
Обращает на себя внимание
тот факт, что снижение налоговых
ставок не приводит к
Потери федерального бюджета планируется частично компенсировать за счет перераспределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы. В 2005 году увеличены нормативы отчислений в федеральный бюджет по следующим налогам:
• по налогу на прибыль организаций - с 5% до 6,5%
• по налогу
на добычу нефти, газового
месторождений углеводородного сырья - с 82,7% до 95%
• по регулярным платежам за добычу полезных ископаемых при
выполнении соглашений о разделе продукции
• по водному налогу - до 100%.
Только по единому сельскохозяйственному налогу планируется увеличить норматив отчислений в бюджеты субъектов Федерации - до 90% налоговых доходов.
Очевидно,
что и в 2005 году осуществляется
дальнейшая централизация
Одним из основных
аргументов, который приводится
сторонниками централизации нал
Однако исследования
степени равномерности
Сегодня редакция
Налогового кодекса
В 2004 году Правительство РФ отменило налог с продаж, а вместе с ним и многие другие региональные и местные налоги и сборы. Планируется, что из региональных останутся налог на игорный бизнес и налог на имущество организаций, а из местных налогов - земельный налог, налог на имущество физических лиц, транспортный налог и торговый сбор.
Уменьшение налоговых доходов, остающихся в регионах, и низкий удельный вес собственных налогов приводят к замене налоговых доходов финансовой помощью даже в экономически развитых субъектах. Субъекты, собирающие значительную часть налогов, имеют низкую бюджетную обеспеченность, поскольку их львиная доля поступает в федеральный бюджет. Для многих субъектов РФ (например, Кемеровская и Новосибирская области) характерен финансово-экономический перекос: имея мощный экономический потенциал, субнациональные образования не способны в финансовом плане обеспечить удовлетворение своих собственных нужд за счет остающихся налогов.
Проводимая бюджетно-налоговая политика, с одной стороны, снижает заинтересованность региональных властей в наращивании собственного налогового потенциала, а с другой - не создает механизмы для обеспечения гарантированного минимума бюджетных услуг на местах.
Ряд законопроектов, рассматриваемых в Государственной Думе в 2004 году и вступающих в силу в 2005 году, обуславливают повышение самостоятельности региональных властей в области формирования и исполнения бюджетных расходов.
При этом финансовая помощь, с которой в развитых федеративных государствах правительство контролирует расходы на местах, в российских условиях не достигает указанной цели. На протяжении многих лет львиная доля финансовой помощи из федерального бюджета выделялась в виде трансфертов из ФФПР и не имела целевого характера. И в федеральном бюджете 2005 года доля ФФПР составляет 51,6% финансовой помощи (без учета трансфертов во внебюджетные фонды), дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов - 8,2%, Фонд регионального развития - 17,6%, Фонд со финансирования социальных расходов - 2,2%.
Обращает на себя внимание и тот факт, что важнейшие статьи социальных расходов и в 2005 году планируется финансировать из региональных бюджетов, о чем наглядно свидетельствует структура консолидированного бюджета РФ.
Расходы консолидированного бюджета РФ на 2005 год
Показатели |
Консолидированный бюджет, млн. руб. |
Федеральный бюджет, % |
Бюджеты территорий, % |
Всего расходов, в том числе: |
5 200 185,20 |
52,18 |
47,82 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
328 886,78 |
2,07 |
97,93 |
Охрана окружающей среды |
11 576,39 |
39,89 |
60,11 |
Образование |
762 072,61 |
20,27 |
79,73 |
Здравоохранение и спорт |
442 435,96 |
18,66 |
81,34 |
Социальная политика |
527 775,93 |
32,59 |
67,41 |
Примечание: без учета делегирования
полномочий в составе Фонда компенсаций.
В этих условиях возникает
невольный вопрос: направлена ли централизация
налоговых доходов на решение социальных
задач или правительство в очередной раз
пытается решить проблемы бездефицитности
федерального бюджета за счет регионов?
Необходимо
определиться, какую, в конечном
счете, систему бюджетного
Заключение
Подводя итоги, определим основные цели современной налоговой политики государств с рыночной экономикой. Они ориентированы на следующие основные требования: - налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными. Это условие наиболее тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты. Но так очень легко свести налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширения налоговой базы, о функциях стимулирования производственной и предпринимательской деятельности, поддержки свободной конкуренции;
- налоговая
система должна
-экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели;
- налоги должны служить более справедливому распределению доходов, не допускается двойное обложение налогоплательщиков;
- порядок
взимания налогов должен
- обсуждение
проектов законов о
Этими основными принципами необходимо руководствоваться и нам при создании новой налоговой системы. При этом, разумеется, речь идет не о механическом копировании, а о творческом осмыслении, опирающемся на глубокое изучение истории развития и современного состояния российской экономики.
Таким образом существует
Но выше сказанное не говорит
о том, что надо вообще игнорировать
теоретическое наследие многих
поколений ученых-экономистов.
Но при этом любая налоговая система, где бы она ни применялась и какими конкретными чертами ни характеризовалась, должна отвечать определенным кардинальным требованиям. Первое и важнейшее из них - это соблюдение принципа равенства и справедливости. Это прежде всего означает: тяжесть налогового бремени должна распределяться между всеми в равной (не одинаковой) мере, и каждый налогоплательщик обязан вносить свою справедливо определенную долю в казну государства.
Вторым непременным
Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги бывают прямыми и косвенными они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.