Налоги: сущность, функции, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Налоги – это порождение государства, они существовали и могут существовать вне товарно-денежных отношений. Например, в некоторых докапиталистических общественных формах главными доходами государства были разного рода натуральные поборы и, кроме этого, основная масса населения должна была выполнять натуральные повинности. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Содержание

Введение стр. 3
Глава 1. Сущность налогов стр. 4
Глава 2. Классификация налогов РФ и их виды стр. 6
2.1 Принципы налогообложения стр. 6
2.2 Классификация по механизму формирования стр. 8
2.3 Классификация по уровням налогообложения стр. 9
2.4 Классификация по объектам налогообложения стр. 12
2.5 Раскладочные и количественные налоги стр. 13
2.6 Закрепленные и регулирующие налоги стр. 13
2.7 Общие и целевые налоги стр. 13
Глава 3. Роль и функции налоговой системы стр. 13
3.1 Фискальная и регулирующая функции стр. 15
3.2 Распределительная функция стр. 15
3.3 Социальная функция стр. 16
3.4 Стимулирующая функция стр. 16
3.5 Контрольная функция стр. 17
Глава 4. Кривая Лаффера стр. 17
Глава 5. Изменения в налогово-бюджетной сфере в 2005 году в РФ стр. 19
5.1 Снижение налогового бремени стр. 19
5.2 Централизация налоговых доходов стр. 21
5.3 Налоговая обеспеченность регионов стр. 22
Заключение стр. 25
Список используемых источников и литературы стр. 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

ЗАОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

_________________________________________________________         

 

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВОВЕДЕНИЯ, МЕНЕДЖМЕНТА И ИНФОРМАТИКИ

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: Экономическая  теория (раздел: макроэкономика)

На тему: «Налоги: сущность, функции, виды»

Дата и № регистрации               Выполнил: Кузнецов И.Н.

Работы_____________                                                  Курс  I

___________________                                             Очного отделения ИГМИ

        Специальность: 351400

       Группа: ПИ 1-24

       Шифр: 24-075

               

                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

Балашиха 2005г.

 

Содержание работы

Введение                                                               стр. 3

Глава 1. Сущность налогов        стр. 4

Глава 2. Классификация налогов  РФ и их виды                                         стр. 6 2.1 Принципы налогообложения                                                        стр. 6

2.2 Классификация по механизму  формирования   стр. 8

2.3  Классификация по уровням  налогообложения    стр. 9

2.4 Классификация  по объектам налогообложения                         стр. 12

2.5 Раскладочные и количественные налоги                                    стр. 13

2.6 Закрепленные и регулирующие  налоги    стр. 13

2.7 Общие и целевые  налоги       стр. 13

Глава 3. Роль и функции налоговой системы                        стр. 13

   3.1 Фискальная и регулирующая функции    стр. 15

3.2  Распределительная функция      стр. 15

3.3 Социальная функция       стр. 16

3.4 Стимулирующая функция      стр. 16

3.5 Контрольная  функция       стр. 17

Глава 4. Кривая Лаффера                          стр. 17

Глава 5. Изменения в налогово-бюджетной сфере в 2005 году в РФ  стр. 19

5.1 Снижение налогового бремени      стр. 19

5.2 Централизация налоговых доходов                                             стр. 21  

5.3 Налоговая обеспеченность регионов              стр. 22

Заключение          стр. 25 Список используемых источников и литературы    стр. 30       

 

 

 

 

 

 

Введение. 

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными  средствами. Их должны предоставить все  заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением  общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

Налоги – это порождение государства, они существовали и  могут существовать вне товарно-денежных отношений. Например, в некоторых  докапиталистических общественных формах главными доходами государства были разного рода натуральные поборы и, кроме этого, основная масса населения должна была выполнять натуральные повинности. В эпоху становления и развития капиталистических  отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Изъятие государством в  свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса  и есть сущность налога.

     Налоги - это обязательные  индивидуально-безвозмездные денежные  платежи в бюджет и государственные  внебюджетные фонды. Они взимаются  в порядке и размере, установленном  законом.

Конституцией РФ и  Законом «Об основах налоговой системы в РФ» определены и закреплены основные принципы налогов:

  • власть вправе устанавливать налоги
  • всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы)
  • однократность налогообложения  (один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида два раза за один период налогообложения)
  • очередность взимания налогов из одного источника (для уменьшения налогового бремени)

определенность налогообложения  (что и по какой ставке облагается налогом).

ГЛАВА 1. Сущность налога

 Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих «подданных» в виде физических и юридических лиц. Эти обязательные сборы, осуществляемые государством на основе государственного законодательства, и есть налоги.

  Прежде всего, остановимся  на вопросе о необходимости  налогов. Как известно, налоги  появились с разделением общества  на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания ... публичной власти.…» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.171). Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

  Налоги – это  обязательные и безэквивалентные  платежи, уплачиваемые налогоплательщиками  в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

  Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве. Она базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.

К ним относятся:

1) объект налога - это  доходы, стоимость отдельных товаров,  отдельные виды деятельности, операции  с ценными бумагами, пользование  ценными ресурсами, имущество  юридических и физических лиц  и другие объекты, установленные законодательными актами.

2) субъект налога - это  налогоплательщик, то есть физическое  или юридическое лицо;

3) источник  налога  - т.е.  доход, из которого выплачивается  налог;

4) ставка налога - величина  налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги могут взиматься  следующими способами:

  1. кадастровый  -  (от слова кадастр - таблица,  справочник)

Когда объект налога дифференцирован  на группы по  определенному признаку. Перечень  этих групп и их признаки заносится в специальные справочники.  Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером такого  налога  может  служить  налог на владельцев транспортных средств.  Он взимается по установленной ставке  от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

  2) на основе декларации

Декларация - документ,  в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то,  что  выплата  налога производится после получения дохода лицом получающим доход.

Примером может служить  налог на прибыль.

3) у источника

   Этот налог  вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога  производится до получения дохода,  причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Например, подоходный налог с физических лиц.  Этот налог выплачивается предприятием или организацией,  на которой  работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

    Существуют  два вида налоговой системы:  шедулярная и глобальная.

В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на  части - шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

В глобальной налоговой  системе все доходы физических и  юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование  финансового  результата для предпринимателей.

Глобальная  налоговая система широко применяется  в Западных государствах.

ГЛАВА 2. Классификация налогов РФ

2.1 Принципы налогообложения

Основы ныне действующей налоговой системы  Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет  законов РФ об отдельных видах  налогов. За прошедшее время было много, видимо даже слишком много, отдельных частных изменений, но основные принципы сохраняются.

Первые попытки перейти  к налоговой системе, отказавшись  от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990—1991 гг. в рамках союзного государства. Но плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 г. более стройной структурой российского налогового законодательства.

Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяет Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». К понятию «другие платежи» относятся обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования.

            Для того, чтобы вникнуть в  суть налоговых платежей, важно   определить  основные принципы  налогообложения. Как правило,  они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:  

  1. Уровень  налоговой  ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика,  т.  е. уровня доходов (принцип равно напряженности).
  2. Необходимо прилагать все усилия,  чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо.  Примером осуществления этого  принципа служит замена в развитых странах налога с оборота,  где обложение оборота происходило  по  нарастающей кривой,  на НДС,  где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации (принцип однократности уплаты налога).

3. Обязательность уплаты  налогов. Налоговая система не  должна оставлять  сомнений  у  налогоплательщика в неизбежности  платежа (принцип обязательности).

4. Система  и  процедура   выплаты  налогов должны быть  простыми, понятными и  удобными  для  налогоплательщиков  и  экономичными для учреждений, собирающих  налоги (принцип подвижности).

5. Налоговая система должна быть  гибкой и легко  адаптируемой к       меняющимся   общественно-политическим  потребностям (принцип эффективности).

6. Налоговая система должна обеспечивать  перераспределение создаваемого  ВВП  и  быть  эффективным   инструментом государственной экономической   политики.

Основу налоговой системы РФ составляют следующие налоги: налог на добавленную стоимость, подоходный налог, налог на прибыль, акцизы. Они приносят основной доход в бюджет, являются основными регуляторами и налоговой базой государства.

             

2.2 Классификация по механизму  формирования

По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и  косвенные.

   Прямые  налоги - налоги на доходы и имущество:  подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм);  на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического  лица.

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: налог  на добавленную стоимость;  акцизы (налоги,  прямо включаемые в цену товара или услуги);  на  наследство;  на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие.    Они частично  или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя.  Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю  и  на  другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги  переносятся  на конечного потребителя в зависимости  от степени эластичности спроса  на  товары  и услуги, облагаемые  этими налогами.

2.3  Классификация по уровням  налогообложения

Законом «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

  • Первый уровень — это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. В Российской Федерации, как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. В соответствии с законом «О налоговой системе» в Российской Федерации существуют следующие федеральные налоги:
  • таможенная пошлина,
  • налог на операции с ценными бумагами,
  • сбор за использование наименований «Россия» и «Российская Федерация» и словосочетаний с ними,
  • сбор за пограничное оформление,
  • налог на пользователей автодорог,
  • налог с владельцев транспортных средств,
  • налог на приобретение автотранспортных средств,
  • налог на отдельные виды автотранспортных средств,
  • налог на реализацию ГСМ,
  • налог на прибыль,
  • акцизы на группы и виды товаров,
  • налог на добавленную стоимость,
  • налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов в инвалюте,
  • отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы,
  • плата за пользование водными объектами,
  • подоходный налог с физических лиц,
  • налог на игорный бизнес,
  • платежи за пользование недрами,
  • гербовый сбор,
  • государственная пошлина,
  • налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения,
  • плата за пользование водными объектами,
  • сбор за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.

Информация о работе Налоги: сущность, функции, виды