Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:02, курсовая работа
Налоги – это порождение государства, они существовали и могут существовать вне товарно-денежных отношений. Например, в некоторых докапиталистических общественных формах главными доходами государства были разного рода натуральные поборы и, кроме этого, основная масса населения должна была выполнять натуральные повинности. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.
Введение стр. 3
Глава 1. Сущность налогов стр. 4
Глава 2. Классификация налогов РФ и их виды стр. 6
2.1 Принципы налогообложения стр. 6
2.2 Классификация по механизму формирования стр. 8
2.3 Классификация по уровням налогообложения стр. 9
2.4 Классификация по объектам налогообложения стр. 12
2.5 Раскладочные и количественные налоги стр. 13
2.6 Закрепленные и регулирующие налоги стр. 13
2.7 Общие и целевые налоги стр. 13
Глава 3. Роль и функции налоговой системы стр. 13
3.1 Фискальная и регулирующая функции стр. 15
3.2 Распределительная функция стр. 15
3.3 Социальная функция стр. 16
3.4 Стимулирующая функция стр. 16
3.5 Контрольная функция стр. 17
Глава 4. Кривая Лаффера стр. 17
Глава 5. Изменения в налогово-бюджетной сфере в 2005 году в РФ стр. 19
5.1 Снижение налогового бремени стр. 19
5.2 Централизация налоговых доходов стр. 21
5.3 Налоговая обеспеченность регионов стр. 22
Заключение стр. 25
Список используемых источников и литературы стр. 30
Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании — это отчислением от федеральных налогов.
Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов.
По объектам налогообложения налоги делятся на налоги с оборота, налоги на прибыль (доход), налоги на имущество, налоги на фонд оплаты труда. К налогам с оборота относятся налог на пользователей автодорог, налог на содержание жилья и объектов социально-культурной сферы, налог на добавленную стоимость. К налогам на прибыль относятся налог на прибыль предприятий (организаций), налог на доходы, удерживаемый у источника, налог на игорный бизнес. Налог на имущество предприятий, земельный налог, налог на имущество физических лиц – налоги на имущество, а страховые взносы в Пенсионный фонд, страховые взносы в Фонд государственного социального страхования, страховые взносы в Государственный фонд занятости населения, страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования, сбор на нужды образования – налоги на фонд оплаты труда.
Раскладочные (репартиционные) налоги исходят из потребности покрыть конкретный расход (например, целевой сбор на содержание милиции, благоустройство территории и другие цели), количественные (долевые, квотативные) налоги устанавливаются из возможности налогоплательщика заплатить налог.
В зависимости от того закреплен ли налог на длительный период за каким-то конкретным бюджетом (бюджетами) или ежегодно перераспределяется между бюджетами с целью покрыть дефицит, налоги делятся на закрепленные и регулирующие соответственно.
Целевые налоги могут вводиться по ряду причин.
Во-первых, с психологической точки зрения налогоплательщик с большей готовностью уплачивает налог, в чьей пользе он непосредственно уверен. Однако, такие налоги побуждают каждого контролировать государственные органы, расходующие уплаченные налогоплательщиками суммы.
Во-вторых, целевые налоги придают
большую независимость
В-третьих,
целевой характер налога может
оправдываться тем, что
Глава 3. Роль и функции налоговой системы.
Исторически налоги
Теоретический потенциал
налога как экономической категории
реализует система
В числе налоговых функций ученые также называют: фискальную, распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую (макроэкономическую), социальную.
3.1 Фискальная и регулирующая функции
По средствам фискальной функции системы налогообложения удовлетворяют общенациональные необходимые потребности. По средствам регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.
Таким образом,
обе налоговые функции
Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.
Регулирующая (макроэкономическая) функция – это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.
3.2 Распределительная функция
Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.
3.3 Социальная функция
Социальная
функция налогов носит
Социальная
функция налогов проявляется
и непосредственно через
Социальная
функция налоговой системы
3.4 Стимулирующая функция
Стимулирующая
функция налоговой системы
Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.
3.5 Контрольная функция
Контрольная
функция налогов выступает
Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.
В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.
Контрольная функция
налоговой системы
ГЛАВА 5. Изменения
в налогово-бюджетной сфере
в 2005 году в РФ.
Дальнейшее снижение
налоговой нагрузки в 2005 году будет
осуществлено за счет снижения единого социального налога с 35,6% до 26% с
сохранением регрессивной шкалы налогообложения.
Уменьшение налога приведет к потерям
федерального бюджета в размере 284 млрд.
руб. Кроме того, с 2005 года отменен налог
на операции с ценными бумагами, а также
сбор за использование наименований «Россия»,
«Российская Федерация» и образованных
на их основе слов и словосочетаний.
Изменения коснутся и других налогов.