Налоги: сущность, функции, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Налоги – это порождение государства, они существовали и могут существовать вне товарно-денежных отношений. Например, в некоторых докапиталистических общественных формах главными доходами государства были разного рода натуральные поборы и, кроме этого, основная масса населения должна была выполнять натуральные повинности. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Содержание

Введение стр. 3
Глава 1. Сущность налогов стр. 4
Глава 2. Классификация налогов РФ и их виды стр. 6
2.1 Принципы налогообложения стр. 6
2.2 Классификация по механизму формирования стр. 8
2.3 Классификация по уровням налогообложения стр. 9
2.4 Классификация по объектам налогообложения стр. 12
2.5 Раскладочные и количественные налоги стр. 13
2.6 Закрепленные и регулирующие налоги стр. 13
2.7 Общие и целевые налоги стр. 13
Глава 3. Роль и функции налоговой системы стр. 13
3.1 Фискальная и регулирующая функции стр. 15
3.2 Распределительная функция стр. 15
3.3 Социальная функция стр. 16
3.4 Стимулирующая функция стр. 16
3.5 Контрольная функция стр. 17
Глава 4. Кривая Лаффера стр. 17
Глава 5. Изменения в налогово-бюджетной сфере в 2005 году в РФ стр. 19
5.1 Снижение налогового бремени стр. 19
5.2 Централизация налоговых доходов стр. 21
5.3 Налоговая обеспеченность регионов стр. 22
Заключение стр. 25
Список используемых источников и литературы стр. 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

                   

                    

 

  • Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами. Этот последний термин был введен в научный оборот нами еще несколько лет назад. Сейчас он «узаконен», поскольку используется в проекте Налогового Кодекса Российской Федерации. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания. К региональным налогам относятся:
  • лесной налог;
  • единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • налог на имущество предприятий;
  • налог с продаж.
  • Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов. К местным налогам относятся:
  • налог на имущество физических лиц;
  • земельный налог;
  • регистрационный сбор за предпринимательскую деятельность;
  • налог на промышленное строительство в курортной зоне
  • курортный сбор;
  • сбор за право торговли;
  • целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, нужды образования и др.;
  • сбор за право использования местной символики;
  • налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров;
  • сбор с владельцев собак;
  • лицензионный сбор за право винной торговли;
  • лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей;
  • сбор за выдачу ордера на квартиру;
  • сбор за парковку автотранспорта;
  • налог на рекламу;
  • сбор за участие в бегах;
  • сбор за выигрыш на бегах;
  • сбор с лиц, играющих на тотализаторе;
  • сбор с биржевых сделок;
  • сбор за проведение кино- и телесъемок;
  • сбор за уборку территории;
  • сбор за открытие игорного бизнеса;
  • налог на содержание жилищного фонда и объектов культурной сферы.

Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании — это отчислением от федеральных налогов.

Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность самостоятельно формировать доходную часть бюджета исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов.

2.4 Классификация по объектам  налогообложения

По объектам налогообложения  налоги делятся на налоги с оборота,  налоги на прибыль (доход), налоги на имущество, налоги на фонд оплаты труда. К налогам с оборота относятся налог на пользователей автодорог, налог на содержание жилья и объектов социально-культурной сферы, налог на добавленную стоимость. К налогам на прибыль относятся налог на прибыль предприятий (организаций), налог на доходы, удерживаемый у источника, налог на игорный бизнес. Налог на имущество предприятий, земельный налог, налог на имущество физических лиц – налоги на имущество, а страховые взносы в Пенсионный фонд, страховые взносы в Фонд государственного социального страхования, страховые взносы в Государственный фонд занятости населения, страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования, сбор на нужды образования – налоги на фонд оплаты труда.

2.5 Раскладочные и количественные налоги

Раскладочные (репартиционные) налоги исходят из потребности покрыть  конкретный расход (например, целевой  сбор на содержание милиции, благоустройство  территории и другие цели), количественные (долевые, квотативные) налоги устанавливаются из возможности налогоплательщика заплатить налог.

2.6 Закрепленные и регулирующие  налоги

В зависимости от того закреплен ли налог на длительный период за каким-то конкретным бюджетом (бюджетами) или ежегодно перераспределяется между бюджетами с целью покрыть дефицит, налоги делятся на закрепленные и регулирующие соответственно.

2.7 Общие и целевые налоги

Целевые налоги могут  вводиться по ряду причин.

Во-первых, с психологической точки  зрения налогоплательщик с большей  готовностью уплачивает налог, в чьей пользе он непосредственно уверен. Однако, такие налоги побуждают каждого контролировать государственные органы, расходующие уплаченные налогоплательщиками суммы.

Во-вторых, целевые налоги придают  большую независимость конкретному  государственному органу.

          В-третьих,  целевой характер налога может  оправдываться тем, что необходимость  определенных затрат вызвана  получением определенных доходов.

 

Глава 3. Роль и  функции налоговой системы.

       

        Исторически налоги рассматривались и существовали как податные системы. Само их существование порождено необходимостью покрывать общественные потребности. Данная способность налога определяется как фискальная функция. Фискальная функция долгое время считалась самодостаточной для выражения сути и назначения налога. Однако  тяжесть налогового бремени и полная подчиненность налогообложения интересам казны приводит к тому, что налогоплательщики не только не выполняют возложенных на них налоговых  обязательств, но и изыскивают законные и незаконные пути ухода от налогов.

Теоретический потенциал  налога как экономической категории  реализует система налогообложения, которой свойственны  определенные функции.  Система налогообложения, принятая законодательство, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения  дает представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы. Функциональная результативность системы налогообложения изначально предопределена сущность объективных экономических категорий «налог» и «налогообложение», т.е. их глубинными родовыми свойствами, которые мы называем внутренним потенциалом категории. Скрытый потенциал экономической категории в системе практического хозяйствования выявляется в процессе реализации функций объективной экономической категории «налогообложение». На поверхности экономической действительности категорию   «налогообложение» мы уже воспринимаем как систему экономических (финансовых) отношений, которая конструируется сознательно с заранее заданными в законе целями. Определить цели – значит раскрыть функциональное содержание системы налогообложения. Полнота реализации потенциальных возможностей категории «налогообложение» в принятой законом конкретной страны и на конкретный период времени концепции налогообложения может существенно различаться. Исходя из экономической природы категории «налогообложение» налоговой системе как таковой присущи две противодействующие экономические функции: фискальная и регулирующая1.

В числе налоговых  функций ученые также   называют: фискальную,  распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую (макроэкономическую), социальную.

3.1 Фискальная  и регулирующая функции

По средствам  фискальной функции системы налогообложения удовлетворяют общенациональные необходимые потребности. По средствам регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.

Таким образом, обе налоговые функции позволяют  трансформировать внутренний потенциал  налогообложения из абстрактно воспринимаемой  ее способности воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса  в реальные результаты такого действия.

Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.

Регулирующая (макроэкономическая) функция – это роль налогов и налоговой политики  в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления   падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.

3.2  Распределительная функция

Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических  и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

3.3 Социальная функция

Социальная  функция налогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность  из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ.  Многие  социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и т.д).

Социальная  функция  налогов проявляется  и  непосредственно через механизмы  налоговых льгот и налоговых  ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

 Социальная  функция налоговой системы требует  детального исследования, как с  точки зрения ее усиления, так  и с точки зрения устранения  неоправданных льгот и преимуществ,  не отвечающих характеру рыночных  преобразований, социальным критериям или внутри федеральным отношениям.

3.4 Стимулирующая  функция

Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая  «труднонастриваемая»  функция. Как  и любая другая функция, стимулирующая  функция проявляется  через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений,  запретительных или  ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

Стимулирующая функция налогов является в современной  российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.

 

 

3.5 Контрольная   функция

Контрольная  функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство  налоговых отношений  государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти.     Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.

В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных  санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.

Контрольная функция  налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов  ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.

 

ГЛАВА 5. Изменения  в налогово-бюджетной сфере 
в 2005 году в РФ. 

5.1 Снижение  налогового бремени

Дальнейшее снижение налоговой нагрузки в 2005 году будет  осуществлено за счет снижения единого социального налога с 35,6% до 26% с сохранением регрессивной шкалы налогообложения. Уменьшение налога приведет к потерям федерального бюджета в размере 284 млрд. руб. Кроме того, с 2005 года отменен налог на операции с ценными бумагами, а также сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний.  
 
Изменения коснутся и других налогов.

Информация о работе Налоги: сущность, функции, виды