Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 01:45, курсовая работа
В эпоху становления и развития капиталистических отношений в связи с завоеванием новых территорий – рынков сырья и сбыта готовой продукции значение налогов стало усиливаться.
Взимание налогов одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому процветанию. Налогообложение затрагивает все сферы жизни общества. Налоги для государства: основной источник формирования бюджета; важнейший элемент экономической политики, поэтому оно уделяет особое внимание правовым основам налогообложения.
По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения.
Введение ………………………………………………………………. стр. 2
1.Сущность налогов ………………………………………………….. стр. 3
1.1.Основные принципы налогообложения …………………. стр. 6
2.Функции налогов …………………………………………………… стр. 7
2.1.Фискальная и регулирующая функции …………………... стр. 7
2.2.Распределительная функция …………………………….. стр. 8
2.3.Социальная функция ……………………………………… стр. 8
2.4.Стимулирующая функция ………………………………… стр. 10
2.5.Контрольная функция ……………………………………. стр. 10
3.Виды налогов ………………………………………………………... стр. 11
4.Заключение …………………………………………………………. стр. 20
Список использованной литературы ……………………………….. стр. 23
1.Физические лица – налоговые резиденты РФ – физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году. В налоговом законодательстве термин "физическое лицо" объединяет следующие категории налогоплательщиков: граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства;
2.Юридические лица. Юридическое лицо – предприятие (организация), которое имеет в собственности, хозяйственном или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может приобретать от своего имени и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде2. 7 Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
3.Смежные
– налоги с юридических и
физических лиц (земельный
V. По объектам налогообложения:
1.Имущество (движимое, недвижимое);
2.Доход (прибыль) от экономической деятельности;
3.Операции по реализации товаров, работ, услуг;
4.Ввоз (вывоз) товаров на таможенную территорию России (или с неё);
5.Отдельные виды экономической деятельности;
6.Отдельные объекты.
Под имуществом в налоговом Кодексе РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с гражданским Кодексом РФ. Доходом признается экономическая выгода в денежной или иной натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальными предпринимателями признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товар, результатов вышеназванных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг, а в случаях, предусмотренных налоговым Кодексом РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ (оказанных услуг) одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
VI. По полноте налоговых прав пользования налоговыми поступлениями:
1.Собственные (закрепленные) налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;
2.Регулирующие налоги – разноуровневые, т.е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
VII. По методу исчисления (от налоговой техники):
1.Регрессивные;
2.Прогрессивные;
3.Пропорциональные;
4.Линейные;
5.Ступенчатые;
6.Твердые (в абсолютной сумме).
В зависимости от метода исчисления налоговые ставки могут быть твердыми в абсолютной сумме с объекта обложения, т.е. на каждую единицу налогообложения устанавливается зафиксированный размер налога (например, 500 руб. за квадратный метр площади) или процентными, как доля его стоимости (например, с каждого рубля прибыли было предусмотрено 30% налога). В свою очередь процентные ставки могут быть пропорциональными и прогрессивными. Пропорциональные ставки построены по принципу единого процента, взимаемого с предмета обложения. Она не измена и не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае иногда говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта. Название налога подчеркивает, что его общая величина прямо пропорционально объему налогооблагаемого объекта (дохода, прибыли, имущества). При прогрессивном налоге налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения и сохраняет неравенство в экономическом положении.
Целесообразно выделять два типа прогрессивных шкал налогообложения: построение по принципу простой и сложной прогрессии. При простой прогрессии повышенная ставка налога применяется ко всей более высокой сумме дохода. Сложная прогрессия предполагает ступенчатое налогообложение, т.е. по более высокой ставке взимается налог с разницы между всей суммой облагаемого дохода и пределом суммы дохода, облагаемого по более низкой ставке. Таким образом, общая (средняя) ставка получается средневзвешенная по суммам дохода, к которым применялись различные ставки.
Ставки регрессивного налога, наоборот, понижаются по мере увеличения объекта налогообложения, и неравенство в доходах после налогообложения возрастает. Данный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества, облагаемых налогом. Регрессивный характер могут носить в основном косвенные налоги, которые непосредственно по отношению к доходу не устанавливаются3. 8
VIII. По срокам уплаты:
1.Срочные. Плательщики срочного налога уплачивают его в течение определенного срока установленного налоговым законодательством, после совершения какого-либо действия;
2. Периодично-календарные подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые и годовые.
IX. По порядку введения:
1.Общеобязательные взимаются на всей территории страны не зависимо от бюджета, в который они поступают;
2.Факультативные предусмотрены налоговым законодательством, но их введение и взимание является компетенцией представительных органов местного самоуправления. Эти налоги обязательны к уплате только на территориях соответствующих муниципальных образований, где они введены.
X. По характеру отражения в бухгалтерском учёте:
1.Включающие себестоимость;
2.Уменьшающие финансовый результат;
3.Включённые в цену продукции;
4.Уплачиваемые из доходов работника;
5.На счёт чистой прибыли.
XI. По осуществлению исчисления:
1.Некумулятивная система – обложение налогооблагаемой базы предусматривается по частям;
2.Кумулятивной системе – исчисления налога производится нарастающим итогом с начала года.
Российским законодательством предусмотрено применение обоих способов, также их сочетание.
XII. По уровню бюджета:
1.Закреплённые – непосредственно поступающие в тот или иной бюджет;
2.Регилирующие – поступающие одновременно в разные бюджеты в пропорции определённой законодательством.
Данная классификация необходима не только для составления налоговых расчетов и отчетности с использованием электронной системы обработки данных. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы, в составе доходного источника консолидированного бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Эту роль можно выявить, соотнося суммарные величины налогов и налоговых групп с показателями, характеризующими финансовое состояние, как налогоплательщиков, так и государства в целом. Это может выявить факт переложения налогов и величину налогового гнета. Значительным шагом в систематизации учета налогов и налоговых групп, классифицированных по определенным признакам, является введение для налогоплательщиков идентификационных номеров.
Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство – не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.
Существует огромный, теоретически обобщенный и осмысленный опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.
Налоговая система – один
из главных элементов рыночной
экономики. Она выступает
На данный момент сформированы важнейшие требования, которым должна отвечать налоговая система вне зависимости от развитости в стране рыночных отношений, уровня зрелости ее производительных сил и производственных отношений:
- соблюдение принципа равенства и справедливости;
-
эффективность налогообложения;
-
не допущение произвольного
- минимизация административных расходов;
-
соблюдения налогового
Эти требования всесторонне подтверждены практикой и не исключают, а напротив, предполагают отличия между разными странами по структуре, набору налогов, способам их взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговым льготам и другим важным элементам.
Необходимо
думать о завтрашнем дне, когда
в стране утвердятся рыночные отношения.
Поэтому представляется весьма важным,
чтобы научно-исследовательские и учебные
институты, располагающие кадрами высококвалифицированных
специалистов в области финансов и налогообложения,
всерьез занялись разработкой теории
налогообложения, используя опыт стран
с развитой рыночной экономикой и увязывая
его с российскими реалиями.
Список использованной литературы