Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 01:45, курсовая работа
В эпоху становления и развития капиталистических отношений в связи с завоеванием новых территорий – рынков сырья и сбыта готовой продукции значение налогов стало усиливаться.
Взимание налогов одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому процветанию. Налогообложение затрагивает все сферы жизни общества. Налоги для государства: основной источник формирования бюджета; важнейший элемент экономической политики, поэтому оно уделяет особое внимание правовым основам налогообложения.
По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения.
Введение ………………………………………………………………. стр. 2
1.Сущность налогов ………………………………………………….. стр. 3
1.1.Основные принципы налогообложения …………………. стр. 6
2.Функции налогов …………………………………………………… стр. 7
2.1.Фискальная и регулирующая функции …………………... стр. 7
2.2.Распределительная функция …………………………….. стр. 8
2.3.Социальная функция ……………………………………… стр. 8
2.4.Стимулирующая функция ………………………………… стр. 10
2.5.Контрольная функция ……………………………………. стр. 10
3.Виды налогов ………………………………………………………... стр. 11
4.Заключение …………………………………………………………. стр. 20
Список использованной литературы ……………………………….. стр. 23
Регулирующую функцию можно подразделить на: стимулирующую; тестимулирующую – цель – поощрить отечественных производителей; воспроизводственную – цель – восстановление использованных ресурсов.
В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.
Две вышеуказанные налоговые функции позволяют трансформировать внутренний потенциал налогообложения из способности воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса в реальные результаты такого действия.
Распределительная функция налогов проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентами, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.
Социальная
функция налогов носит
Социальная функция налогов проявляется непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите. Многие социальные затраты, финансируются государством за счёт налогов (бесплатное образование, здравоохранение т. д.).
Она затрагивает проблемы справедливости и решается посредством задач:
- неравного обложения налогом разных сумм дохода;
- применения налоговых скидок;
- введение акцизов на предметы роскоши.
Социальная
функция налоговой системы
Стимулирующая
функция налогов является одной
из важнейших, как и любая другая
функция, стимулирующая функция
проявляется через
С
помощью налогов, льгот и санкций
государство стимулирует
Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на наyчно-исследовательские и опытно-констрyкторские работы.
Контрольная
функция налогов выступает
Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.
В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.
Указанное
разграничение функций
На сегодняшний день налоги весьма разнообразны и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки классифицировать, уменьшить их количество видов пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобно вместо единого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые сборы становятся менее заметными и менее чувствительными для налогоплательщика. Используемые в законодательном порядке такие налоги мобильны, функциональны и эффективны.
Разделение всех видов на группы осуществляется в соответствии с объективными классификационными признаками. Эти признаки учитывают различия налогов в зависимости от особенностей их исчисления, уплаты, отнесения на затраты или результаты производственной деятельности, возмещения за счет внешнего контрагента (переложение налогов).
Классификационные признаки являются объективными критериями разграничения налогов, предопределенными самой экономической природой налога как такового. Они не зависят от одностороннего волеизъявления государства и, как правило, формируются на протяжении все истории развития податных систем стран мира1. 6 В целом классификационные признаки универсальны.
Классификация налогов:
I. По механизму формирования:
1.Прямые налоги связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей, взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них дело обстоит легче с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цены сельскохозяйственной продукции.
а).Реальный – уплачивается с учётом недействительного, а предполагаемого среднего дохода налогоплательщика (налог на имущество юридических и физических лиц);
б).Личный
– взимается с реально
2.Косвенные налоги являются надбавкой к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или объема продаж товаров, работ, услуг.
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами.
а).Индивидуальный – облагается определённа группа товаров, работ, услуг;
б).Универсальный – облагается в основном все товары, работы, услуги (НДС).
II. По принадлежности к уровню власти и управления:
1.Федеральные (общегосударственные) налоги - элементы данных налогов определяются общероссийским законодательством и являются едиными на всей территории Российской Федерации. Они формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с законом "О налоговой системе" в Российской Федерации существуют следующие федеральные налоги, обязательные к уплате: таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами, сбор за использование наименований "Россия" и "Российская Федерация" и словосочетаний с ними, сбор за пограничное оформление, налог на пользователей автодорог, налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение автотранспортных средств, налог на отдельные виды автотранспортных средств, налог на реализацию ГСМ, налог на прибыль, акцизы на группы и виды товаров, налог на добавленную стоимость, налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов в инвалюте, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за пользование водными объектами, подоходный налог с физических лиц, налог на игорный бизнес, платежи за пользование недрами, гербовый сбор, государственная пошлина, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, плата за пользование водными объектами, сбор за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты разных уровней.
2.Налоги республик Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов (региональные налоги). Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории Российской Федерации. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.
К региональным налогам относятся: лесной налог, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, налог на имущество предприятий, налог с продаж.
Местные налоги – налоги городов, районов, поселков и т.д. Они вводятся нормативными актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с налоговым Кодексом РФ. Они вступают в действие только на основании решения, приятого на местном уровне.
К местным налогам относятся: налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор за предпринимательскую деятельность, налог на промышленное строительство в курортной зоне, курортный сбор, сбор за право торговли, целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, нужды образования и др., сбор за право использования местной символики, налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров, сбор с владельцев собак, лицензионный сбор за право винной торговли, лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей, сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор за парковку автотранспорта, налог на рекламу, сбор за участие в бегах, сбор за выигрыш на бегах, сбор с лиц, играющих на тотализаторе, сбор с биржевых сделок, сбор за проведение кино- и телесъемок, сбор за уборку территории, сбор за открытие игорного бизнеса, налог на содержание жилищного фонда и объектов культурной сферы.
III. По целевой направленности:
1.Общие (абстрактные) налоги, предназначены для формирования доходной части бюджета в целом (НДС);
2.Целевые (специальные) налоги – налоги или сбор, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Поступления от них обычно зачисляются не в государственный бюджет, а в специальные внебюджетные фонды. Это форма мобилизации государством средств на проведение определенных мероприятий
IV. По субъекту (налогоплательщика) уплаты: