Налоги и фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие понятий и сущности налогов и фискальной политики, как неотъемлемых элементов существования государства и экономического роста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Налоги 4
1.1. Эволюция налогов 4
1.2. Определение налога. Принципы налогообложения 7
1.3. Налоговая система. Виды налогов и налоговых ставок 8
1.4. Функции налогов 13
1.5. Воздействие налогов на совокупный спрос и совокупное предложение 15
2. Фискальная политика 17
2.1. Цели и инструменты фискальной политики 17
2.2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос с
позиции кейнсианства 18
2.3. Виды фискальной политики 23
2.4. Достоинства и недостатки фискальной политики 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

курсовая по макроэкономике.docx

— 198.15 Кб (Скачать)

Подоходный  налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) снижается, поэтому величина налоговых поступлений (T=t×Y)уменьшается, а при перегреве экономики, когда совокупный доход максимален, налоговые поступления увеличиваются. Ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Так, наличие налогов как бы автоматически «остужает» экономику при перегреве и «подогревает» при рецессии.

НДС также  обеспечивает встроенную стабильность. Он является косвенным налогом, частью цены товара, поэтому в период рецессии, когда общий объем продаж падает, налоговые поступления от косвенных  налогов сокращаются. При перегреве, наоборот, совокупные доходы увеличиваются, объем продаж растет, что увеличивает  поступления от косвенных налогов.

Пособия по безработице и по бедности являются автоматическими стабилизаторами, поскольку общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при  буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

Можно сказать, что автоматическая фискальная политика призвана сглаживать, ограничивать размах циклических колебаний. Ее действие тем более эффективно, чем выше ставки налогов и больше трансфертные платежи.

 

2.4. Достоинства и недостатки  фискальной политики

Ознакомившись с механизмом работы фискальной политики, мы можем определить ее достоинства и недостатки.

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

  • эффект мультипликатора, поскольку все инструменты фискальной политики мультипликативно воздействуют на величину совокупного спроса.
  • отсутствие внешнего лага, т.е. периода времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительство принимает решение об изменении мер фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро.
  • наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатками  фискальной политики являются:

  • эффект вытеснения (crowding-out-effect). Смысл этого эффекта заключается в следующем: рост государственных расходов и снижение налогов в период спада ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке, т.е. цену кредита. А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска.
  • наличие внутреннего лага, периода времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении мер фискальной политики принимает правительство, но они недействительны без утверждения их законодательным органом (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.д.). Этот процесс требует длительного периода времени. За это время ситуация в экономике может измениться и разработанные меры могут привести к дестабилизации экономики.
  • неопределенность. Это касается:

а) проблемы идентификации экономической ситуации. Часто трудно точно определить, когда  заканчивается период рецессии и  начинается оживление, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Ошибка в определении экономической ситуации и выборе типа экономической политики может привести экономику к дестабилизации;

б) проблемы, на какую именно величину следует  изменить инструменты государственной  политики в каждой данной экономической  ситуации. Даже если экономическая  ситуация определена правильно, сложно точно определить, насколько нужно  увеличить государственные закупки  или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение. И, наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики не привести экономику в состояние депрессии.

  • дефицит бюджета – один из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно инструментами стимулирующей фискальной политики выступают увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета.

Учитывая все положительные  и отрицательные моменты фискальной политики, можно сделать вывод, что  оценивать ее эффективность довольно проблематично. Тем не менее, можно полагать, что государственное вмешательство в рыночный механизм необходимо и проведение комбинированной фискальной политики, разумно сочетающей инструменты и дискреционной и автоматической политики, может способствовать созданию условий, необходимых для стабилизации и роста экономики.

 

Заключение

Сформулируем основные моменты  данной работы:

  • понятие «налог» формировалось и уточнялось на каждом историческом этапе развития государства и общества. В результате мы можем определить налог как индивидуально безвозмездное движение денежных средств от индивидуума к государству, осуществляемое на основании принуждения со стороны власти, имеющее целью формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций.
  • совокупность разных видов налогов образует налоговую систему. Налоговая система должна быть: 1)эффективной, способствуя рациональному размещению и использованию ресурсов; 2)справедливой, т.е. люди с разными доходами должны платить неодинаковые налоги, а люди с равными доходами должны платить равные налоги.
  • классификация налогов помогает составить более полное о них представление, имеет такие практические цели как более обоснованное применение налогов, проведение аналитических расчетов, составление отчетности.
  • сущность налогов, как экономической категории, проявляется посредством их функций: фискальной, контрольной, распределительной. Функции налогов взаимосвязаны и должны развиваться равномерно, для того чтобы налоги способствовали достижению равновесия между общественными, корпоративными и личными интересами и обеспечивали экономический рост.
  • налоги могут быть не только основным источником доходов государства и средством перераспределения национального дохода, но в случае целенаправленного и дозированного использования мощным орудием стабилизации экономики. Это подразумевает, что одной из задач налоговой политики государства является обеспечение оптимальных налоговых ставок, при которых не снижается деловая активность фирм и работников и доходы не уходят в теневую экономику.
  • фискальная политика – государственная политика воздействия на экономику посредством изменения величины доходов и расходов государственного бюджета. Фискальная политика имеет свои цели и инструменты для их достижения.
  • цели фискальной политики: обеспечение стабильного уровня ВВП, решение проблем безработицы и инфляции.
  • инструментами фискальной политики выступают государственные закупки, налоги и трансферты. Инструменты фискальной политики оказывают мультипликативное воздействие на совокупный спрос. При этом мультипликативный эффект государственных закупок выше, чем мультипликативный эффект налогов и трансфертов, поскольку государственные закупки, являясь компонентом совокупного спроса, оказывают прямое воздействие на его величину, а налоги и трансферты – косвенное, через изменение величины потребительских и инвестиционных расходов.
  • фискальная политика имеет свои достоинства (эффект мультипликатора, наличие встроенных стабилизаторов, отсутствие внешнего лага) и недостатки (дефицит бюджета, эффект вытеснения, наличие внутреннего лага, неопределенность). Поэтому очень трудно оценивать ее эффективность. Тем не менее, можно полагать, что государственное вмешательство в рыночный механизм необходимо и проведение комбинированной фискальной политики, разумно сочетающей инструменты и дискреционной и автоматической политики, может способствовать созданию условий, необходимых для стабилизации и роста экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

Книга одного двух или трех авторов.

Фролова Т.А. Экономическая теория: конспект лекций Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

Матвеева  Т.Ю. Введение в макроэкономику: учеб. пособие/5-е изд., испр.- М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2007. – 511с.

Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/Под  общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 448с.

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с14-го англ. изд. – М.:ИНФРА-М, 2003.- 972с.

Косов Н.С. Основы макроэкономического анализа: учебное пособие/ Н.С. Косов. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 140с.

Книги, описанные под заглавием.

Налоги  и налогообложение: Учебник для  вузов/ Под ред. Романовского М.В., Врублевской  О.В. – СПБ: Питер, 2000. – 528с.

 Сетевые источники.

economics.wideworld.ru/economist/keynes/

www.lovege.ru/funktsiya-nalogov.html

А.Любич  Фискальная политика- www.legitimist.narod.ru/fiscus.htm

Видяпина  В.И. Функции налогов- lib.vvsu.ru/books/bakalavr02/page0200.asp

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

       

 

 

 

   

 

            

 

 

 

 

 

 

                                                                        

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Налоги и налогообложение/Под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В.-СПБ, 2000.-5с.


Информация о работе Налоги и фискальная политика