Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:14, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие понятий и сущности налогов и фискальной политики, как неотъемлемых элементов существования государства и экономического роста.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Налоги 4
1.1. Эволюция налогов 4
1.2. Определение налога. Принципы налогообложения 7
1.3. Налоговая система. Виды налогов и налоговых ставок 8
1.4. Функции налогов 13
1.5. Воздействие налогов на совокупный спрос и совокупное предложение 15
2. Фискальная политика 17
2.1. Цели и инструменты фискальной политики 17
2.2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос с
позиции кейнсианства 18
2.3. Виды фискальной политики 23
2.4. Достоинства и недостатки фискальной политики 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Наиболее распространено разделение налогов на прямые и косвенные. Рассмотрим их подробнее.
Прямые налоги – это налоги на доходы от факторов производства и имущество. Они взимаются с денежных сумм, полученных экономическим агентом (прежде всего в качестве факторных доходов), или денежной оценки принадлежащего ему имущества. К прямым налогам относятся:
Особенностью прямых налогов является то, что налогоплательщик (тот, кто оплачивает налог) и налогоноситель (тот, кто выплачивает налог государству) – один и тот же агент.
Косвенные налоги – это налоги на товары, услуги и виды деятельности. Поскольку эти налоги входят в стоимость покупок (как фиксированная сумма или как процент от цены), они носят неявный характер, выступая как налоги на потребление, а не на доход. К косвенным налогам относятся:
Особенность косвенных налогов состоит в том, что налогоплательщик и налогоноситель – это разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).
В странах
с развитой экономикой наибольшую долю
налоговых поступлений
В налогообложении различают среднюю и предельную ставку налога.
Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода, выраженное в процентах:
Предельная ставка налога – это процентное отношение величины прироста налоговой суммы к величине прироста дохода. Она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при увеличении дохода на единицу:
Представим, что в экономике действует такая система налогообложения, при которой доход до 50 тыс.р. облагается налогом по ставке 20%, а свыше 50 тыс. – по ставке 50%. Если человек получает 60 тыс.р. дохода, то он выплачивает сумму налога 15 тыс.р. (50×0,2+10×0,5=10+5=15), т.е. 10 тыс.р. с суммы в 50 тыс. и 5тыс.р. с суммы, превышающей 50 тыс., т.е. с 10тыс.р. Средняя ставка будет равна 15/60=0,25 или 25%, а предельная ставка налога равна5/10=0,5 или 50%.
В зависимости от того, как устанавливается средняя налоговая ставка, различают три типа налогов: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Пропорциональные налоги предполагают, что средняя налоговая ставка остается неизменной независимо от величины дохода. Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода (таб.1):
Таблица 1.
Пропорциональный налог
Доход руб. |
Налоговая ставка% |
Сумма налога руб. |
100 |
10 |
10 |
Доход руб. |
Налоговая ставка% |
Сумма налога руб. |
200 |
10 |
20 |
300 |
10 |
30 |
Пропорциональными являются прямые налоги.
Прогрессивные налоги – это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода (таб.2):
Таблица 2.
Прогрессивный налог
Доход руб. |
Налоговая ставка% |
Сумма налога руб. |
100 |
10 |
10 |
200 |
12 |
24 |
300 |
15 |
45 |
Примером прогрессивного налога во многих странах служит личный подоходный налог.
Регрессивные налоги – это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода (таб.3):
Таблица 3.
Регрессивный налог
Доход руб. |
Налоговая ставка% |
Сумма налога руб. |
100 |
15 |
15 |
200 |
12 |
24 |
300 |
10 |
30 |
Регрессивный характер имеют все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они составляют в доходе покупателя. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход и тем меньше, чем больше доход.
Завершая этот раздел, отметим, что классификация налогов с одной стороны носит условный характер, поскольку все налоги оказывают комплексное воздействие на экономические отношения. С другой стороны, классификация помогает составить более полное представление о налогах, имеет такие практические цели как более обоснованное применение налогов, проведение необходимых аналитических расчетов, составление отчетности.
1.4. Функции налогов
Сущность налогов как экономической категории проявляется в их функциях. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов юридических и физических лиц.
Какие же функции выполняют налоги? Среди экономистов нет единого мнения относительно данного вопроса. Тем не менее, выделяют три основные функции налогов: фискальную, контрольную, распределительную.
Между собой функции взаимосвязаны, ни одна не может развиваться в ущерб другой.
Фискальная
функция – основная, характерная
для всех государств, независимо от
их общественно-политического
Благодаря
контрольной функции налогов
оценивается эффективность
Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Изначально функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновников, социальную сферу. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм.
Механизм
налогового регулирования проявляется
через стимулирующую и
Стимулирующая
подфункция реализуется через системы
льгот, исключений, предпочтений. Она
проявляется в изменении
Дестимулирующая
подфункция направлена на установление
через налоговое бремя
Принимая во внимание все функции, которые возлагаются на налог, он должен способствовать достижению равновесия между общественными, корпоративными и личными интересами и на этой основе обеспечивать общественный прогресс. А для достижения желаемого равновесия государство в своей налоговой политике должно найти некую «золотую середину», оптимальный уровень налогообложения, который приносил бы государственному бюджету максимально возможный доход и вместе с тем обеспечивал наилучшие условия экономического роста. Как же определить этот уровень? Попробуем ответить на данный вопрос с помощью графиков и кривой Лаффера, показывающих воздействие налогов на совокупный спрос и совокупное предложение.
1.5. Воздействие налогов на
Рис.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос
Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские и инвестиционные расходы.
Снижение
налогов увеличивает совокупный
спрос. Снижение налогов ведет к
росту потребительских (так как
увеличивается располагаемый
Рост налогов ведет к снижению потребительских и инвестиционных расходов и, следовательно, сокращает совокупный спрос. Кривая совокупного спроса сдвигается влево (от AD1 до AD2 на рис.1,б), что обусловливает снижение уровня цен (от Р1 до Р2) и объема выпуска (от Y1 до Y*). Поэтому увеличение налогов может использоваться в период инфляции, как инструмент снижения деловой активности и стабилизации экономики.
Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а снижение налогов – к его увеличению.
Воздействие
налогов на совокупное предложение
подробно исследовал американский экономист,
один из основоположников концепции
«экономики предложения» А. Лаффер. Он
построил гипотетическую кривую (рис.2)
отражавшую зависимость общей величины
налоговых поступлений в
Рис.2. Кривая Лаффера Рис.3. Воздействие снижения налогов на
совокупное предложение
Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tопт), при которой налоговые поступления максимальны (Txmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), уровень деловой активности снизится, и налоговые поступления сократятся (до Tx1), поскольку уменьшится налогооблагаемая база, т.е. величина совокупного дохода (Y). Снижение ставок подоходного налога, должно было послужить стимулом повышения деловой активности и позволило бы одновременно решить две проблемы: преодолеть стагфляцию (одновременный спад производства и инфляция) и увеличить налоговые поступления в бюджет. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис.1,а), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (отY1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2) (рис.3) и может служить средством борьбы со стагфляцией.
Мировая практика показывает, что универсальной оптимальной ставки налога не существует, зависимость между налоговыми ставками и доходами бюджета связана со многими конкретными условиями той или иной страны. Следовательно, одна из задач налоговой политики государства найти и обеспечить те оптимальные условия экономического роста, при которых не снижается деловая активность фирм и работников, и доходы не уходят в теневую экономику.