Налоги и фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие понятий и сущности налогов и фискальной политики, как неотъемлемых элементов существования государства и экономического роста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Налоги 4
1.1. Эволюция налогов 4
1.2. Определение налога. Принципы налогообложения 7
1.3. Налоговая система. Виды налогов и налоговых ставок 8
1.4. Функции налогов 13
1.5. Воздействие налогов на совокупный спрос и совокупное предложение 15
2. Фискальная политика 17
2.1. Цели и инструменты фискальной политики 17
2.2. Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос с
позиции кейнсианства 18
2.3. Виды фискальной политики 23
2.4. Достоинства и недостатки фискальной политики 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

курсовая по макроэкономике.docx

— 198.15 Кб (Скачать)

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства и средством  перераспределения национального  дохода, но в случае целенаправленного  и дозированного использования  мощным орудием стабилизации экономики.

 

2. Фискальная политика

2.1. Цели и инструменты фискальной политики

Фискальная  политика представляет собой меры, которые принимает правительство  для воздействия на экономику  с помощью изменения величины доходов и расходов государственного бюджета. Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой  политикой.

Целями  фискальной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний  и стабилизацию экономики являются обеспечение:

  • стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);
  • полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);
  • стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Инструментами фискальной политики выступают расходы  и доходы государственного бюджета, а именно:

  • государственные закупки;
  • налоги;
  • трансферты.

Государственные закупки товаров и услуг и  трансферты являются расходами государственного бюджета, а налоги – основной источник доходов бюджета. Изменение величины государственных закупок влияет только на совокупный спрос, а изменение  величины налогов  и трансфертов  фирмам (субсидий) – и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. В предыдущей главе мы рассмотрели, что снижение налогов стимулирует деловую активность, увеличивая совокупное предложение, а их рост сдерживает производство. Снижение субсидий, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения.

 

2.2. Воздействие инструментов фискальной  политики на совокупный спрос с позиции кейнсианства

Глубокое  исследование влияния инструментов фискальной политики на совокупный спрос  провели Дж.М. Кейнс и его последователи, которые пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной для стабилизации экономики, для преодоления рецессий в экономике. Это предположение основывалось на идее, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора.

Действие  мультипликатора основано на том, что  расходы одного экономического агента превращаются в  дополнительные доходы другого и соответственно служат предпосылкой для увеличения его  расходов, что создает дополнительный доход третьему экономическому агенту, расходование которого увеличивает  доход следующего агента и т.д.

Рассмотрим  механизм воздействия на совокупный спрос каждого из инструментов фискальной политики.

Предположим, что государство дополнительно  закупило товаров и услуг на 100 дол., т.е. ∆G=100 дол. Продавец товара или услуги получил дополнительный доход на эту сумму. Значит, его располагаемый доход увеличился, а поскольку располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S), рационально действующий экономический агент потратит на потребление часть дополнительного дохода – другую часть использует на увеличение сбережений. Кейнс назвал эту идею основным психологическим законом. Его сущность состоит в том, что люди, как правило, увеличивают свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере как растет доход.

Отношение прироста потребления к приросту дохода Кейнс назвал предельной склонностью  потребления (marginal propensity to consume – mpc):

                                             

а отношение  прироста сбережений к приросту дохода предельной склонностью к сбережению (marginal propensity to save – mps):

                                              

                 Сумма mpc и mps равна единице.

                

Если  предположить, что экономические  агенты тратят на увеличение потребления 80% прироста своего дохода, а 20% сберегают, то mpc=0,8, а mps=0,2.

Когда государство  увеличивает свои закупки на 100 дол., то этим оно создает какому-то экономическому агенту дополнительный доход на эту  сумму, из которой 80 дол. он потратит на увеличение потребления и 20 дол. –  на увеличение сбережений. Потратив 80 дол., он создаст дополнительный доход другому агенту, из которого последний 64 дол. (80×0,8=64) потратит на увеличение потребления и 16 дол. (80×0,2=16) – на прирост сбережений. Полученные 64 дол. дополнительного дохода продавец также потратит на потребление (51,2 дол.) и сбережения (12,8 дол.) и т.д.

Общий прирост  совокупного дохода (∆Y) составит сумму приростов доходов всех экономических агентов:

                                

Поскольку прирост дохода каждого следующего агента равен дополнительному доходу предыдущего агента умноженному  на mpc, то изменение совокупного дохода равно

           

В скобках  получаем бесконечно убывающую геометрическую прогрессию со знаменателем меньше единицы (mpc˂1), сумма которой равна 1/(1-mpc). В результате

                       

Подставив численные значения получим:

                

Мы видим, что в результате государственных  закупок на 100 дол. совокупный доход  вырос пятикратно. Величина 1/(1-mpc) называется мультипликатором автономных расходов multa, в данном случае государственных закупок – multG:

                                    

Мультипликатор  государственных закупок – это  коэффициент, который показывает на сколько увеличится (уменьшится) совокупный доход (Y)при росте (уменьшении) государственных закупок (G) на единицу

                                                

 

Налоги  также действуют на совокупный спрос  с эффектом мультипликатора.

Рассмотрим  влияние на совокупный спрос автономных налогов (₸x), которые не зависят от уровня дохода. Изменение налогов ведет к изменению величины располагаемого дохода (располагаемый доход Yd равен личному доходу Y за вычетом индивидуальных налогов, т.е. Yd=Y- ₸x). Если автономные налоги сокращаются на 100 дол., то располагаемый доход увеличивается на 100 дол. Но располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S). Если mpc=0,8, то при увеличении располагаемого дохода на 100 дол. потребление увеличивается на 80 дол. (100×0,8=80), а поскольку мультипликатор расходов в этом случае равен 5 (1/1-0,8)=1/0,2=5), то прирост совокупного дохода составит 400 дол. (∆Y=∆C×1/(1-mpc)=80×5=400), а не 500дол., как в случае изменения государственных закупок на те же 100 дол., т.е. мультипликативный эффект меньше. Это объясняется тем, что мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени (не со 100дол., а с 80дол.). Формула мультипликатора автономных налогов:

                         

Величина (-mpc/(1-mpc)) и есть мультипликатор автономных налогов, который можно записать и как (-mpc/mps), поскольку (1-mpc) есть не что иное как mps:

                               

В нашем  примере он равен -4(-0,8/1-0,8)=-0,8/0,2=-4).

Мультипликатор  налогов – это коэффициент, который  показывает, на сколько увеличивается (уменьшается) совокупный доход при  уменьшении (увеличении) налогов на единицу.

                                          

Обратим внимание на два момента:

  • мультипликатор налогов всегда величина отрицательная, его воздействие на совокупный доход обратное воздействию государственных закупок. Рост налогов приводит к снижению совокупного спроса, а сокращение налогов – к его росту;
  • по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов. Например, если при mpc=0,8 и государственные закупки, и налоги увеличиваются на 100 дол., то рост государственных закупок увеличивает совокупный доход на 500 дол., а рост налогов сокращает совокупный доход на 400 дол. В результате совокупный доход увеличивается на 100 дол., т.е. на величину изменения государственных закупок и налогов.

Мультипликативным эффектом обладают и трансферты. Трансферты можно назвать «антиналогами». Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение – к его уменьшению. Если трансферты увеличиваются на 100дол., то и располагаемый доход увеличивается на эту сумму. При mpc=0,8, потребление увеличивается на 80 дол.:

                          

а поскольку  мультипликатор расходов равен 5, то совокупный доход увеличится на 400 дол.:

                                

Опять мультипликатор начинает действовать со второй ступени, т.е. не со 100дол., а с 80, поэтому прирост совокупного дохода составляет не 500 дол., а 400дол.

Поскольку изменение трансфертов означает изменение располагаемого дохода, то:

                                         

Изменение располагаемого дохода ведет к изменению  потребления в соответствии с  величиной mpc:

                                 

изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход:

               

Величина  мультипликатора трансфертов, таким  образом, равна:

                  

Мультипликатор  трансфертов – это коэффициент, который показывает на сколько увеличивается (уменьшается) совокупный доход при  увеличении (уменьшении) трансфертов  на единицу.

                                           

По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору  автономных налогов и меньше мультипликатора  расходов, поскольку трансферты оказывают  косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные  закупки) – прямое.

Рассмотрев, каким образом каждый из инструментов фискальной политики влияет на совокупный спрос, мы можем сказать, что им присуща  общая черта – мультипликативное  воздействие на совокупный спрос. Но поскольку государственные закупки  являются компонентом совокупного спроса, их изменение оказывает прямое и непосредственное влияние на величину совокупных расходов, т.е. на совокупный спрос, и изменяет величину совокупного выпуска и дохода. Изменение налогов и трансфертов означает лишь перераспределение совокупного дохода, и их воздействие на совокупный спрос косвенное – через изменение величины потребительских и инвестиционных расходов. Поэтому мультипликативный эффект налогов и трансфертов меньше мультипликативного эффекта государственных закупок.

 

2.3. Виды фискальной политики

Фискальную  политику в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической  ситуации подразделяют на два вида:

  • дискреционную;
  • недискреционную (автоматическую).

Дискреционную политику называют активной фискальной политикой, она означает законодательное  официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью  стабилизации экономики.

Выделяют  два типа дискреционной политики (в зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика):

1.Стимулирующая фискальная политика применяется в период

спада, направлена на увеличение совокупного спроса и  снижение уровня безработицы. Она приводит к дефициту бюджета.

Мерами  стимулирующей фискальной политики выступают:

    • увеличение государственных закупок;
    • снижение налогов;
    • увеличение трансфертов.

2.Сдерживающая  фискальная политика осуществляется  в период бума и инфляции (при перегреве экономики), направлена на сокращение совокупного спроса и снижение инфляции. Она приводит к избытку бюджета.

Мерами  сдерживающей фискальной политики служат:

  • сокращение государственных закупок;
  • увеличение налогов;
  • снижение трансфертов.

Главное назначение дискреционной фискальной политики состоит в противодействии  циклическим колебаниям экономики  посредством стимулирования или  ограничения совокупного спроса.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы  представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие  которых автоматически стабилизирует  экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при  перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся:

  • подоходный налог (включающий в себя налог на доходы домохозяйств и налог на прибыль корпораций);
  • косвенные налоги (в первую очередь НДС);
  • пособия по безработице;
  • пособия по бедности.

Информация о работе Налоги и фискальная политика