Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:40, реферат
Система налогообложения в Кыргызской Республике была введена в действие с начала 1992 года. К нормативным правовым актам, устанавливающим нормы, регулирующие налоговые правоотношения относятся Конституция КР, Налоговый кодекс КР, законы, постановления ЖК КР и его палат, указы Президента КР, постановления Правительства КР, а также акты Министерства финансов КР, решения местных государственных администраций и органов местного самоуправления, которые носят общеобязательный характер. Налоговый кодекс КР (НК КР) является основным законом в системе нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение в КР.
Налогоплательщиком-
Налогоплательщик-нерезидент - лицо, пребывающие в Кыргызской Республике менее 183 дней в течении календарного года, осуществляющее экономическую деятельность и имеющий доход о источника доходов в Кыргызской Республике.
Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в доход бюджета части стоимости всех облагаемых НДС поставок на территории Кыргызской Республики, включая импортные поставки в Кыргызскую Республику.
НДС является главным налогом в Кыргызстане как для бюджета (он приносит чуть менее половины всех налоговых поступлений), так и для налогоплательщиков, которые воспринимают его как наиболее обременительный налог. Действующая в Кыргызстане ставка НДС в 20% по международным масштабам является высокой; при этом поступления НДС не превышают 5% ВВП, в то время как в других странах при таких ставках поступления НДС составляют 8-9% ВВП. Это означает, что в системе взимания НДС имеются проблемы, препятствующие его эффективному функционированию.
По своему замыслу НДС является налогом на внутреннее потребление; продукция, произведенная на экспорт, и инвестиционные расходы должны быть освобождены от этого налога. Поэтому его ключевыми элементами являются нулевая ставка налога на экспортные поставки и полный зачет НДС, уплаченного налогоплательщиками за использованные материальные ресурсы. Существование такого зачета может приводить к тому, что у некоторых налогоплательщиков (экспортеров и/или предприятий, производящих широкомасштабные инвестиции в основной капитал) налоговые обязательства в отдельные периоды времени или постоянно могут оказываться отрицательными, т.е. им положено возмещение из бюджета за излишне выплаченный НДС за материальные ресурсы. Важной особенностью, призванной повысить собираемость этого налога, является многоэтапный механизм его уплаты каждым из предприятий в технологической цепочке производства конечной продукции.
Контроль за взиманием НДС осуществляется:
- с облагаемых поставок - Департаментом Налоговой Службы Комитета по Доходам при Министерстве Финансов Кыргызской Республикии;
- с облагаемого импорта - Департаментом
Таможенной Службы Комитета по
Доходам при Министерстве
Уплата НДС производится:
- по ставке 20 % при осуществлении облагаемых поставок и облагаемого импорта;
- по ставке 0 % при экспорте товаров,
за исключением экспорта
Освобожденные поставки (статьи 138-146 НК КР)
Налоговый кодекс Кыргызской
Республики устанавливают
- поставка жилых сооружений или аренда жилых помещений за исключением:
1) сдачи в аренду помещений гостиничного типа, пансионатов, здравниц для отдыха и лечения;
2) сдачи в аренду сооружений
для парковки или стоянки
- поставка сельскохозяйственной
продукции
- поставка и экспорт золотого сплава и аффинированного золота;
- финансовые услуги;
- поставка услуг по страхованию,
- представление услуг системой городского, районного (в сельской местности) транспорта, кроме такси, связанных с перевозками пассажиров внутри городов, сел и пригородные пункты назначения, а также водным, железнодорожным и автомобильным транспортом;
- оказание почтовых услуг почтовыми отделениями связи, а также услуги по доставке пенсий и пособий;
- оказание коммунальных услуг населению (электроэнергия, газ, радио, телеантенна, горячая и холодная вода, отопление и др.);
- поставка, передача имущества, собственности государственных предприятий посредством приватизации;
- поставка товаров, работ и
услуг осуществляемые
- поставки товаров, работ и
услуг осуществляемые
- поставки услуг,
- поставки услуг,
- поставки специализированных товаров для инвалидов.
В этом случае, если передача
права на осуществление
Освобождение импорта от обложения НДС
Освобождаются от НДС
- поставляемые для оказания
помощи пир ликвидации
- поставляемые в качестве
- импортируемые, если они были ранее экспортированы этим же импортером;
- импортируемые временно под гарантию, что они будут экспортированы без изменения в сроки, установленными таможенным законодательством;
- товары, пересекающие территорию
Кыргызской Республики
- товары, предназначенные для
- акцизные марки;
- медикаменты, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Кыргызской Республики;
- учебные пособия и школьные принадлежности, научные издания;
- детское питание;
- товары, которые импортируются
исключительно для
Поставки с нулевой налоговой ставкой (статьи 149-151 НК КР)
Следующие товары облагаются по нулевой ставке НДС:
- Экспорт товаров, за
- Поставка работ или услуг, связанных с международными перевозками пассажиров, багажа и грузов;
- Поставка товаров и услуг,
оказываемая дипломатическим и
консульским
- Поставка товаров или услуг
международной организации в
соответствии с международными
договорами, одной из сторон которых
выступает Кыргызская
Налог на прибыль
Плательщиками налога на прибыль являются все юридические лица-резиденты, осуществляющие экономическую деятельность и получающих прибыль от источников дохода как в Кыргызской Республике, так за ее пределами, а также все юридические лица-нерезиденты, осуществляющие экономическую деятельность в составе учреждений Кыргызской Республики и получающих прибыль от источников дохода в Кыргызской Республике.
Объектом обложения
налогом является прибыль,
Ставки налога на прибыль (ст. 106-109 НК КР)
Налогоплательщик Вид дохода Ставка
Юридические лица-резиденты; юридические лица-нерезиденты, имеющие постоянное учреждение в Киргизской Республике Совокупный доход, уменьшенный на сумму вычетов, разрешенных Налоговым кодексом Киргизской Республики 30%
Общества инвалидов I и II группы, а также предприятия Киргизского общества слепых и глухих, в которых инвалиды составляют не менее 50 % от общего числа занятых. Перечень указанных предприятий определяется Правительством Киргизской Республики Прибыль 0%
Юридические лица-резиденты Проценты 5%
Юридические лица-нерезиденты, по доходам, не связанным с постоянным учреждением в Киргизской Республике Дивиденды 10%
Они же Страховые платежи, полученные по договорам страхования или перестрахования рисков 10%
Они же Телекоммуникационные или транспортные услуги в международной связи и перевозках между Киргизской Республикой и другими государствами 10%
Они же Доходы от авторских гонораров, оказания услуг (включая услуги по управлению, консультационные услуги), от аренды и другие доходы 30%
Налоговые льготы
Освобождаются:
- прибыль общественных
организаций от
- прибыль исправительно-
- дивиденды, полученные
юридическими лицами-
- прибыль инвестиционных фондов (статья 113 НК КР).
Совокупный годовой
доход юридических лиц
Проблемы налога на прибыль
Ставка этого налога до 2002 г. составляла 30%, т.е. была достаточно высока и стимулировала уклонение от уплаты этого налога. Фактически его уплачивают только крупные предприятия и в тех отраслях экономики, где возможности укрыть прибыль от налогообложения ограничены. Предприятия малого и среднего бизнеса очень часто находят легальные и нелегальные способы уклонения. Ввиду того, что возможности принуждения к уплате в существующей налоговой системе на практике оказываются ограниченными, рассчитывать на добровольную уплату этого налога значительным количеством предприятий можно только при условии, что ставки налога на прибыль будут соответствовать существующему среди предпринимателей пониманию разумного размера этих ставок . Этими соображениями было продиктовано снижение ставки этого налога в 2002 г. до 20% (кроме естественных монополий). Проблема, однако, состоит в том, что снижение ставок (которое, конечно, должно быть всеобщим, иначе возможно возникновение серьезных проблем в администрировании этого налога и искажающее воздействие на экономическую деятельность) затрагивает и основных нынешних его плательщиков, что чревато значительными потерями налоговых поступлений. К числу других проблем данного налога относятся нечеткие определения совокупного годового дохода и основного дохода для сельскохозяйственных производителей. Не определены условия, при которых деятельность иностранного юридического лица приводит к возникновению постоянного учреждения в КР. Проблемой является также возможность занижения налогооблагаемой базы в результате заключения договоров с физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на основе патента и не ведущими учет доходов и расходов.
Акцизный налог
Акцизными налогами
облагаются товары, произведенные
на территории Кыргызской
Плательщиком акцизного
налога являются все