Система налогообложения Кыргызской
Республики
13 января 1999 года было заключено
Соглашение между Правительством
Кыргызской Республики и Правительством
Российской Федерации об избежании
двойного налогообложения и предотвращении
уклонения от уплаты налогов
на доходы.
Система налогообложения в
Кыргызской Республике была введена
в действие с начала 1992 года. К
нормативным правовым актам, устанавливающим
нормы, регулирующие налоговые
правоотношения относятся Конституция
КР, Налоговый кодекс КР, законы,
постановления ЖК КР и его палат, указы
Президента КР, постановления Правительства
КР, а также акты Министерства финансов
КР, решения местных государственных администраций
и органов местного самоуправления, которые
носят общеобязательный характер. Налоговый
кодекс КР (НК КР) является основным законом
в системе нормативно-правовых актов,
регулирующих налогообложение в КР.
Традиционно налоговая система
выполняет в экономике несколько
основных функций. Среди них
сбор необходимых средств для
осуществления государственных
расходных программ и экономическое регулирование.
Рассмотрим особенности реализации этих
функций налоговой системы в современной
экономике Кыргызстана.
Обеспечение достаточных доходов
государственного бюджета является
первостепенной задачей налоговой
системы страны.
На сегодняшний день наиболее
важными источниками доходов
государственного бюджета являются
НДС, акцизы, подоходный налог,
налог на прибыль. Из прочих
обязательных платежей большой
удельный вес в государственных
доходах имеют отчисления в Социальный
фонд. Обращают на себя внимание возрастающая
роль НДС и снижающееся значение акцизов.
Целый ряд налогов приносит незначительные
доходы (местные налоги и налоги с малого
бизнеса, собираемые по упрощенной схеме,
прежде всего).
В последние годы государство
вынуждено было значительно сократить
свои расходы, в том числе на стратегически
важные сферы образования и здравоохранения.
Непосредственной причиной этого
стал долговой кризис, заставивший
государство резко сократить
внешние заимствования и увеличить
затраты на обслуживание внешнего долга.
Поскольку очевидно, что и в дальнейшем
заимствования уже никогда не будут иметь
прежних масштабов, единственной устойчивой
долгосрочной стратегией предоставления
государственных услуг может быть мобилизация
необходимых для этого ресурсов в виде
налогов. Здесь можно только отметить,
что для функционирования налоговой системы
эффективность и прозрачность расходных
программ государства имеют решающее
значение. Граждане законопослушно платят
налоги только тогда, когда видят и понимают,
что их средства действительно расходуются
на общественно полезные цели. С макроэкономической
точки зрения увеличение налоговых поступлений
является насущной задачей. Это должно
позволить сократить дефицит государственного
бюджета и обеспечить устойчивость государственного
внешнего долга. В согласованной с МВФ
программе PRGF содержится требование обеспечения
в 2005 году объема налоговых поступлений
на уровне 15% ВВП (12.4% ВВП в 2001 г.). Без выполнения
этого требования очень трудно рассчитывать
на последующую реструктуризацию государственного
внешнего долга Кыргызстана.
К другим макроэкономическим
проблемам, в решении которых
также велика роль налоговой
системы, можно отнести привлечение
в экономику страны внешних
и внутренних инвестиций, а также
увеличение экспорта товаров и услуг.
Многие налоги, используемые в международной
практике, в том числе и в первую очередь
НДС, специально спроектированы таким
образом, чтобы стимулировать инвестиции
и экспорт. К сожалению, в Кыргызстане
пока что эти стимулирующие особенности
налогов задействованы явно недостаточно.
Одной из важных задач
экономического развития страны
является диверсификация отраслевой
структуры экономики и ослабление
ее зависимости от успехов/неудач
всего в нескольких отраслях.
Для этого требуется, в частности, чтобы
налоговый режим был равномерно благоприятным
для всех экономических агентов и не создавал
искусственных преференций одним отраслям
за счет других (как это происходит сейчас,
когда некоторые послабления сельскому
хозяйству предоставляются за счет перекладывания
налогового бремени на перерабатывающую
промышленность).
Одной из основных проблем
экономики страны, объясняющих весьма
низкую по международным меркам
долю налоговых поступлений в
ВВП, является наличие обширного
сектора теневой экономики. По оценкам
Национального статистического комитета
доля теневой экономики в ВВП составляет
около 25%. Существование такого большого
теневого сектора во многом связано с
недостатками налоговой системы и, прежде
всего, с неравномерным налогообложением
разных отраслей или типов предприятий;
вследствие этого многие предприятия
и граждане вынужденно уходят в «тень»,
так как они не смогли бы выжить, находясь
в официальной экономике и платя все налоги.
Популярной идеей вывода экономики из
«тени» является снижение налоговых ставок.
Это должно стимулировать расширение
налогооблагаемой базы и таким образом
компенсировать потери доходов бюджета
от уменьшения ставок. Очевидно, что эффект
от снижения налоговых ставок зависит
от того, какие преимущества получат предприятия,
выходящие из тени. Для многих предпринимателей
легальный статус сам по себе не является
достаточной компенсацией издержек на
уплату налогов (хотя бы и не таких больших,
как при ныне действующих ставках). Возможными
стимулами могли бы стать получение доступа
к относительно дешевым кредитным ресурсам,
прекращение неофициальных платежей коррумпированным
представителям органов власти, эффективная
правовая защита интересов предпринимателей
в суде и т.п. Без этих обстоятельств (а
многие из них в современном Кыргызстане
отсутствуют) снижение ставок не позволяет
рассчитывать на существенное расширение
налогооблагаемой базы. Кроме того, даже
если расширение базы и произойдет, это
может затянуться во времени, так как многие
потенциальные налогоплательщики будут
присматриваться к ситуации и изучать
опыт тех, кто выйдет из «тени» первыми.
Из сказанного следует, что снижение ставок
оправдано только тогда, когда есть основания
полагать, что это не приведет к снижению
доходов бюджета , или есть очень веские
причины пожертвовать частью доходов
бюджета (которые должны будут компенсироваться
за счет других источников). В качестве
одной из таких веских причин может рассматриваться
устранение налоговых препон к развитию
малого и среднего предпринимательства.
Эта часть экономики в большой степени
полностью или частично находится сейчас
в «тени», но может оставаться там только
при относительно небольших размерах
производства. Таким образом, существующий
достаточно жесткий налоговый режим (высокие
ставки налогов на доходы, отчислений
в Социальный фонд, трудности с зачетом
НДС) для крупных предприятий, которые
сейчас платят львиную долю налогов, существенно
сдерживает рост новых производств, которые
в перспективе должны стать основной движущей
силой экономики.
Часто налоговая система
рассматривается как способ экономического
и социального регулирования
через перераспределение ресурсов
между экономическими агентами.
В условиях Кыргызстана такое
регулирование представляется крайне
неэффективным и приводящим
к различным нежелательным эффектам. Наличие
многочисленных льгот и исключений в уплате
налогов является одной из важнейших причин,
побуждающих тех, кто не может воспользоваться
этими льготами, уходить в «тень». Следовательно,
обеспечение нейтральности налоговой
системы является неотложной задачей.
С 1 июля 1996 г. в Кыргызской
Республике введен в действие
Налоговый кодекс. Он является
сводом законоположений по всем
налогам, их администрированию,
налоговым действиям налогоплательщиков
на территории Кыргызской Республики,
за исключением таможенных пошлин, сборов
и платежей, регулируемых таможенным законодательством.
В период 1996-2000 гг. Налоговый кодекс внесены
существенные дополнения и изменения.
В республике взимаются следующие
налоги:
- общегосударственные, по которым
ставки налогов, объекты налогообложения,
налогоплательщики, методы сбора определяются
Налоговым кодексом Кыргызской Республики;
- местные, применяемые местными
кенешами в соответствии с
Налоговым кодексом Кыргызской
Республики;
Общегосударственные:
- Подоходный налог с физических
лиц
- Налог на прибыль
- Налог на добавленную стоимость
- Акцизный налог
- Земельный налог
- Налог на пользование автомобильными
дорогами
Местные налоги:
- Курортный налог
- Налог на рекламу
- Сбор с владельцев собак
- Сбор на право проведение
местных аукционов и лотерей,
конкурсов и выставок, проводимых
в коммерческих целях
- Сбор за парковку автотранспорта
- Налог за право использования
местной символики
- Сбор со сделок, совершаемых
на товарно-сырьевых биржах
- Сбор за вывоз мусора с
территории населенных пунктов
- Налог с граждан, выращивающих
цветы в тепличных условиях
и реализующих их населению
- Гостиничный налог
- Налог на право охоты и
рыболовства
- Налог с туристов, выезжающих
в дальнее зарубежье
- Налогообложение видео салонов
и концертно-зрелищных мероприятий
- Налог на оказание платных
услуг населению и с розничных
продаж
- Налог на неиспользуемое производственные
и торгово-бытовые площади или
их части
- Налог с владельцев транспортных
средств
Порядок исчисления и уплаты
местных налогов и сборов определяется
местными государственными администрациями.
Суммы этих платежей исчисляются
исходя из установленных ставок
по каждому виду налога, сбора
и объекта налогообложения. Ниже
приведены отчисления и взносы, в отношении
которых в настоящее время не дано четкого
определения, относятся ли они к налогам
или нет:
- Отчисление средств для предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Отчисления на развитие и
воспроизводство минерально-сырьевой
базы
- Страховые взносы во внебюджетные
фонды, уплачиваемые работодателями
(Пенсионный фонд, Фонд социального
страхования, Государственный фонд
занятости, фонды обязательно
медицинского страхования).
Специальные налоговые режимы
Особенности налогообложения
субъектов малого предпринимательства
и свободных экономических зон регулируются
соответствующими законами Кыргызской
Республики о них.
Действия норм международных
договоров
Положения межгосударственных
договоров и иных актов, ратифицированных
Президентом Кыргызской Республики или
Жогорку Кенешем Кыргызской Республики,
участником которых является Кыргызская
Республика, имеют приоритет перед положениями
Налогового кодекса Кыргызской Республики.
Участники налоговых правоотношений:
- Министерство финансов Кыргызской
Республики;
- Департамент Налоговой Службы
Комитета по Доходам при Министерстве
Финансов Кыргызской Республики;
- Департамент Таможенного Контроля
Комитета по Доходам при Министерстве
Финансов Кыргызской Республики
(в части взимания НДС и акцизов при перемещении
товаров через таможенную границу Кыргызской
Республики);
- Государственные органы исполнительной
власти и органы местного самоуправления
- Управление финансовой полиции
при Министерстве финансов Кыргызской
Республики - при решении вопросов, отнесенных
к ее компетенции;
- Органы государственных внебюджетных
фондов
Налоговая служба
Правовая база деятельности Налоговой
службы. Основные функции Налоговой
службы.
- Налоговая служба Кыргызской
Республики состоит из Департамента
Налоговой Службы Комитета по Доходам
при Министерстве Финансов Кыргызской
Республикии ее органов на местах;
- Функции по реализации требований
Налогового кодекса Кыргызской
Республики выполняют налоговые
инспектора, уполномоченные руководителями
соответствующих налоговых инспекции;
- Правовой базой деятельности
Налоговой службы являются Конституция
Кыргызской Республики, Налоговый
кодекс Кыргызской Республики, а
также другие законы Кыргызской
Республики, которые не противоречат
Налоговому кодексу Кыргызской Республики;
- Основными функциями Налоговой
службы являются сбор налогов,
обеспечение исполнения требований
Налогового кодекса Кыргызской
Республики, изучение его эффективности
и влияние на развитие рыночной
экономики, а также участие
в подготовке проектов договоров по вопросам
налогообложения с другими государствами.
Налогоплательщики
Налогоплательщиками признаются
юридические и физические лица,
на которых в соответствии
с законодательством возложена
обязанность уплачивать налоги
и сборы. Юридические лица:
- юридические лица, образованные
в соответствии с законодательством
Кыргызской Республики;
- иностранные юридические лица,
компании и другие корпоративные
образования, обладающие гражданской
правоспособностью, созданные в
соответствии с законодательством
иностранных государств, международных
организаций;
- представительства и
филиалы иностранных предприятий,
объединений и организаций в
целях налогообложения приравниваются
к юридическим лицам.
Постоянные учреждения
иностранных юридических лиц определяются
постоянным местом деятельности налогоплательщика-нерезидента,
через которое он полностью или частично
осуществляет экономическую деятельность.
Физические лица:
- граждане Кыргызской
Республики
- иностранные граждане
- лица без гражданства
- индивидуальные предприниматели
- физические лица, зарегистрированные
в установленном порядке и
осуществляющие предпринимательскую
деятельность без образования
юридического лица.