Национальные модели хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день актуальной является проблема изучения моделей развития экономик для выявления лучшего варианта и модификации его для применения к экономике каждого конкретного государства.

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, — рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы — традиционная и административно-командная.

Работа содержит 1 файл

Экономика курсовой.docx

— 97.57 Кб (Скачать)

     В целом модель общественного воспроизводства  Южной Кореи имеет много общего с японской, но роль правительства в регулировании экономики здесь значительно выше.  

    1. Особенности экономик Сингапура и Таиланда
 

     Модели  общественного воспроизводства  Сингапура и Таиланда в общих чертах похожи на японскую. Однако и здесь существуют национальные особенности.

     Особенностью  Таиланда является то, что достаточно частая смена правительств, в том  числе в результате военных переворотов, не отражалась сколько-нибудь существенно на динамике развития экономики страны: среднегодовые темпы прироста ВВП с конца 50-х до начала 90-х гг. составляли около 7% — наивысшие среди стран Юго-Восточной Азии. Экономический курс находившихся у власти режимов оставался достаточно предсказуемым и стабильным. Преемственность хозяйственной стратегии сменяющих друг друга администраций способствовала формированию инвестиционной среды, одинаково благоприятной для отечественного и иностранного бизнеса.

     Отличительными  чертами экономического курса на протяжении 60—90-х гг. были консерватизм бюджетно-финансовой политики, выражавшийся в поддержании сбалансированного бюджета; ограниченное вмешательство государства в экономические процессы, гибкое сочетание импортозамещения и развития экспортных отраслей как средства интеграции страны в мировое хозяйство.

     Влияние государства на экономические процессы в наиболее отчетливой форме просматривалось в промышленной политике. В частности, маневрируя бюджетными и кредитными ресурсами, предоставляя льготы инвесторам, а также внешнеторговые привилегии — экспортерам промышленной продукции, правительство добивалось опережающего роста национальной индустрии в 70-90-е гг. на основе приоритетного развития ряда экспортных отраслей обрабатывающей промышленности (первоначально текстильной, швейной, обувной, пищевой, а затем и более сложных — электротехнической, электронной, нефтехимической и целлюлозно-бумажной).

     В последние годы после экономического кризиса Таиланд осуществил антикризисную программу в тесной кооперации с международными финансовыми организациями, прежде всего с МВФ. Нормализация положения в финансовой сфере рассматривается в Таиланде как обязательное, но не единственное условие преодоления последствий кризиса. Ключевое значение приобретает проведение в экономике структурной перестройки. С одной стороны, правительство контролирует кредитное обеспечение банками финансовых потребностей сельского хозяйства, что жизненно важно для устойчивого социально-экономического развития Таиланда, с другой — инициируется проведение образовательной реформы как одного из ключевых условий структурных преобразований, предусматривающих развитие в стране наиболее перспективных отраслей машиностроения — автомобилестроения, электроники, электротехники.

     Таиланд как страна, входящая в группу НИС «второй волны», стремится к использованию преимуществ, связанных с расширением участия страны в международном разделении труда. Успешно реализуется курс на активное привлечение в экономику Таиланда иностранного капитала, в первую очередь путем создания благоприятного инвестиционного климата. Особое внимание обращается на преодоление дисбаланса экономического потенциала между отдельными районами страны и особенно между столичной агломерацией и отсталым Югом Таиланда, где особо злободневны проблемы бедности и экономической отсталости — во многом из-за их обострения в южных районах Таиланда начались вооруженные выступления сепаратистов-мусульман.

     Сингапур  — единственная развитая страна в  Юго-Восточной Азии. Само географическое положение Сингапура предопределило его особую роль в экономической истории региона. Еще в колониальный период (до 1965 г.) эта небольшая островная страна была центром переработки продукции добывающей промышленности и сельского хозяйства, поступавшей из других стран ЮВА, а также региональной торговли (преимущественно реэкспортных операций). Ныне Сингапур также и крупный транспортный узел (здесь расположен второй в мире после Гонконга контейнерный порт и самый современный в мире аэропорт — Чанги). В период независимости Сингапур сохранил и свою роль регионального центра во многих сферах, и постепенно превратился в финансовый, промышленный и коммуникационный центр мирового значения.

     Цель  экономической политики правительства  не меняется десятилетиями — это постоянное повышение конкурентоспособности страны на мировом рынке товаров и услуг.

     В стране уделяется всемерное внимание развитию промышленности и строительства, на долю которых в 2004 г. приходилось 31% ВВП. В Сингапуре хорошо развита обрабатывающая промышленность, представленная в основном современными предприятиями (4 тыс.) электронной, электротехнической, нефтеперерабатывающей (страна входит в первую тройку крупнейших в мире центров нефтепереработки), нефтехимической, химической, полиграфической, судоремонтной и судостроительной отраслей (Сингапур — крупнейший в мире центр по строительству плавучих платформ для нефтегазовой промышленности).

     Постепенно  сокращается доля производств, связанных  с переработкой минерального и сельскохозяйственного сырья (поступающего в основном из стран ЮВА), выпуском продовольственных и промышленных товаров, металлургией, металло- и деревообработкой. Напротив, возникают производства, основанные на новейших достижениях в области биологии, медицины, фармакологии, компьютерного дизайна.

     Но  доминирующей в национальной экономике остается сфера услуг (65% ВВП). Основа экономики Сингапура — оказание разнообразных услуг (транспортных, погрузочно-разгрузочных, складских, торговых, услуг по переработке товаров и их реэкспорту, финансовых, туристических, рекреационных и других), предоставляемых на уровне мировых стандартов.

     При рассмотрении экономик вышеуказанных  стран можно сделать вывод  о том, что азиатские «тигры»  и «драконы» во многом следуют  японскому опыту развития экономики. Но у каждой из этих стран есть свои национальные особенности, и можно  выделить несколько элементов, присущие всем «тиграм» и «драконам», которые  позволили им сделать большой  «экономический прыжок» в довольно малые сроки. К ним относятся:

  • эффективное государственное регулирование
  • экспортная ориентация
  • широкое привлечение иностранного капитала
  • создание крупных национальных монополий
  • дешевизна рабочей силы

     Также очень огромную роль в развитии экономики  государства играет менталитет народа.

     К важнейшим «трудовым качествам» местного населения относятся: исключительное трудолюбие, жесткая дисциплина, удивительная аккуратность, настойчивость и терпение, минимальные материальные потребности (у людей доминируют другие жизненные  ценности), ярко выраженное чувство  коллективизма (в противовес западному  индивидуализму. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 

     Американская  модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия. 

     Скандинавская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 90-х гг. составила свыше 50% от ВВП, причем более половины этих расходов направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, Особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) — да государство. 

     Германская  модель. Эта модель формировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд, т.е. мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной  хозяйственной деятельности. 

     Японская  модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии. 

     Азиатской модели свойственны три фактора:

     Первый - высокие доли сбережения в экономике  и, тем самым, большие накопления.

     Второй  фактор - это ориентация на экспорт: ни одна из данных стран быстро не развивалась  без очень высоких темпов экспорта. Почему экспорт? Во-первых, он позволяет  нанять много людей - вытащить рабочую  силу из сельского хозяйства, перераспределить в отрасли производства и услуг. Естественно, самый трудоемкий - это экспорт: тряпки, обувь, мебель, электроника и т.д. - без этого просто такое перераспределение не сделаешь. Во-вторых, высокие темпы экспорта позволяют много импортировать, а если посмотреть на эти страны, там очень много импортированного: сырье, материалы, продукция машиностроения - этого они сами пока не могли делать, они все это брали за счет экспорта. Так что экспорт - второй фактор.

     Третий  фактор - это отсутствие демократии. Китай, Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Таиланд, Малайзия, Индонезия - ни одна из этих стран за весь период высокого роста не имела многопартийной демократии. Там идут, конечно, бурные споры: почему это так, чем это вызвано. Это можно толковать по-разному. Первое объяснение - демократия мешает расти. Например, Индия с 60-х годов до недавнего времени не могла достичь того, что достигла Восточная Азия только потому, что политический фактор (демократические выборы) мешал. Филиппины, иногда Индонезия - то же самое. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. СПИСОК  ЛИТЕРАИТУРЫ
 
  1. Статья  профессора В. Н. Андреева "Менталитет народа и формирование национальной модели хозяйствования"
  2. http://www.ereport.ru
  3. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебник. – М.: Юристъ, 1999. – 368 с.
  4. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 – 422 с.
  5. Антюшина Н. Шведская модель экономической реформы // МЭ и МО, 2003, № 11, с. 87-91.
  6. Гутник В. Западная Европа: варианты социально-экономической модели. //Общество и экономика. - 2000.- № 2. - с. 92-94.
  7. Платонова И.Н. Современные модели социально-экономического развития // Деньги и кредит. - 2004. - № 2. - с. 68 – 72
  8. Семенов К.А. Международные экономические отношения. Курс лекций.- М.: Гардарики, 1999. – 336 с.
  9. Стрыкин В.С. Мировая экономика. - М.: Финансы и статистика, 2001. – 394с.
  10. Талапина Э. Шведская экономическая модель: опыт и перспективы // МЭ и МО. – 2002. - № 11. – C. 73-79.
  11. Тарков А.Ф. Учебное пособие по мировой экономике.-СПб.: ПИТЕР,2003.-425с.
  12. Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой – М.: Инфра - М, 2002 – 714 с.
  13. Сатубалдин С. Азиатское «экономическое чудо». Том 3. Избранные научные труды.- Астана: Фолиант, 2003.- 352 с.
  14. Мировая экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Экономистъ, 2007.- 860 с.

Информация о работе Национальные модели хозяйствования