Национальные модели хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день актуальной является проблема изучения моделей развития экономик для выявления лучшего варианта и модификации его для применения к экономике каждого конкретного государства.

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, — рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы — традиционная и административно-командная.

Работа содержит 1 файл

Экономика курсовой.docx

— 97.57 Кб (Скачать)
    1. Финансы.
 

     Финансовый  капитал страны представлен группами сросшихся между собой промышленных. финансовых и прочих монополий, охватывающих всё национальное хозяйство. Особенностью Германия является меньшее число финансовых групп не только по сравнению с США, но и с теми развитыми капиталистическими странами, экономика которых по своим масштабам сопоставима с германской. Это объясняется громадной концентрацией банковского капитала в руках нескольких банков страны. Они контролируют около 80% акционерного капитала страны. Несколько финансовых групп сформировалось вокруг этих банков. Их структуры частично переплетаются. Особенностью германских финансовых групп является то, что они, по сравнению с финансовыми группами других стран, имеют менее чёткие границы, можно назвать лишь совокупность концернов, составляющих ядро той или иной группы. Между отдельными группами так же существуют многообразные связи, которые продолжают умножаться. К переплетению капитала добавляется и "личная уния": в каждом втором наблюдательном и консультативном совете Представители крупнейших монополий занимают посты управляющих банков и страховых компаний. Вместе с тем возникли и новые каналы и формы поддержки головными банками монополий своих финансовых групп: совместные капиталовложения в новых отраслях, позволяющие ускорить выход на перспективные рынки сбыта; исследования и разработки, частично финансируемые банками и т. п. Особенность эволюции финансовых групп состоит в универсализации их деятельности, частичной перегруппировке сил и усилении международного характера их операций. Важной особенностью финансового капитала Германии является существенная роль союзов предпринимателей в механизме сращивания банков с промышленными монополиями, а так же в определении общей стратегии крупного бизнеса, что объясняется историческими особенностями развития экономики страны и необходимостью объединения усилий германских монополий в борьбе с конкурентами на внешних рынках. Во главе союзов предпринимателей, как правило, стоят представители крупнейших банков и концернов. Важно отметить, что усиление процессов концентрации и централизации капитала Германии происходит при поддержке государства, которое само выступает как крупнейший предприниматель, которому полностью или частично принадлежат мощные концерны. В качестве центральной задачи экономической политики Германии была определена борьба с безработицей. По мнению администрации, главным средством борьбы с безработицей являлись капиталовложения. Однако для этого нужно создать предпринимателям необходимые условия для роста их прибыли.

     Рынок государственных ценных бумаг Германии - четвертый крупнейший международный  рынок правительственных обязательств после США, Японии и Великобритании. Отличительной его особенностью является то, что он по своему объему не превалирует над рынком остальных  типов долговых фондовых инструментов, но значительно превышает рынок  акций. Следует отметить, что благодаря  активной политике правительства по размещению ценных бумаг, значение сектора  государственных облигаций постоянно  возрастает. Другой важной чертой рынка  государственных облигаций в  Германии является наличие единого  статуса и универсальных правил совершения операций с разными видами правительственных долговых инструментов. В качестве эмитентов государственных  ценных бумаг выступают: правительство; специальные его службы (железные дороги и почта); правительства земель; местные органы власти (общины коммуны). Все эти органы осуществляют займы от своего имени. Основным заемщиком на рынке государственных облигаций является правительство. Облигации Германии являются наиболее ликвидными и качественными среди всех долговых инструментов, выпускаемых с номиналом, выраженным в немецких марках. Высокое качество облигаций Германии как долгового инструмента и то обстоятельство, что выплачиваемые по ним проценты не облагаются налогом, делает их привлекательными для многих инвесторов: немецких и зарубежных банков, страховых компаний, инвестиционных фондов, частных лиц, иностранных правительств и учреждений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. АЗИАТСКАЯ МОДЕЛЬ.
 

     В экономической географии сложилось  понятие «азиатская модель развития», которым характеризуют особенности  социально-экономического развития стран  этого региона.

     Особенности азиатской модели общественного  воспроизводства тесно связаны  с особенностями становления  и развития восточных цивилизаций. В отличие от западноевропейских государств, на Востоке не наблюдалось бурного развития частнособственнических отношений, что могло бы обусловить становление гражданского общества.

     По  уровню социально-экономического развития азиатский материк весьма неоднороден: существуют страны, как входящие в  первую десятку развитых государств мира, так и лишь начинающие осваивать рыночные рычаги. Поэтому нельзя однозначно и определенно говорить о единой азиатской рыночной модели, хотя основы ее формирования заданы азиатским способом производства. Это означает, что в азиатских странах государство играет в хозяйственной жизни особую роль вследствие специфики климата, других природных факторов, а также национальных и культурных традиций. Немалое значение здесь имеет и господствующая религия .

     Японский  вариант рыночного развития повторили (хотя  в несколько иных политических условиях и со своей спецификой) Республика Корея, Сингапур, Тайвань. На него ориентируются Малайзия и Индонезия, другие страны Азии. Среди стран Восточной и Юго-Восточной Азии выделяют «драконов» (Восточная Азия: Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг) и «тигров» (Юго-Восточная Азия: Малайзия, Тайланд, Индонезия, Бруней, Филиппины, Вьетнам). Данные страны изначально находились на периферии стран третьего мира. «Азиатское экономическое чудо» произошло внезапно, слагаясь из «южнокорейского экономического чуда», «тайваньского», «сингапурского» и др., которые во многом повторяют «японское чудо».

     Из  всего вышесказанного в этом пункте можно сказать, что азиатская  модель общественного воспроизводства  объединяет в себе национальные модели общественного воспроизводства  стран, получивших название, - азиатские  «драконы» и «тигры». 

    1. Особенности экономики Южной Кореи
 

     Южная Корея во второй половине текущего столетия олицетворяла собой динамизм экономического роста развивающихся стран Восточной Азии. Качественные изменения положения Южной Кореи в мировом хозяйстве произошли буквально на глазах одного поколения.

     В 40-60-е годы экономическое развитие опиралось на подъем местной промышленности и снижение импорта товаров, которые  могли производиться в стране. Для овладения денежным спросом населения государством предпринимались протекционистские меры. При импортозамещающей политике предусматривалось опережающее развитие ключевых отраслей, которые через сеть прямых и обратных связей вызывали рост в сопряженных отраслях.

     После установления режима военного правления  были поставлены задачи достижения независимости экономики, которые решались путем поощрения частной инициативы, внедрения принципов рыночной экономики при содействии государственного аппарата. Данные установки осуществлялись в рамках идеологической доктрины «победы над коммунизмом в экономическом соревновании».

     При отсутствии значительных источников сырья  Южная Корея вынуждена была ориентироваться на приоритетное развитие обрабатывающей промышленности. Процесс индустриализации сопровождался переходом к экспортной модели развития. Первоначально вышли на внешние рынки текстильная и обувная промышленности.

     Переход к экспортоориентированной модели развития был связан с низкой покупательной способностью населения, недостатком валютных средств. Причина данного явления состояла в том, что при осуществлении импортзамещения для развития внутреннего производства потребительских товаров каждый год приходилось импортировать значительный объем товаров производственного назначения. Это сужало основу индустриализации в форме импортзамещения.

     Создание  экспорториентированного производства осуществлялось при сохранении протекционизма на внутреннем рынке, тем самым государство стремилось достичь положительного сальдо по текущим операциям платежного баланса и высоких темпов роста, которые тормозились небольшими размерами внутреннего рынка.

     В развитии южнокорейской экономики  и приобщении страны к достижениям НТП немаловажную роль играло заимствование иностранной технологии. При слабом развитии национальной науки привлечение из-за рубежа передовой технологии способствовало созданию новых производств, уменьшению себестоимости и повышению качества выпускаемой продукции. В частности, активный обмен в области науки и техники позволил Южной Корее создать основу атомной электроэнергетики.

     Важным  условием быстрого расширения производства и повышения его технического уровня выступает количество и качество рабочей силы. В стране длительное время отмечается относительное перенаселение, особенно в сельской местности. В начале 60-х годов было введено обязательное начальное образование, а в начале 90-х годов все дети были охвачены начальным образованием, 90% — средним и 39% молодежи в возрасте 20—24 лет посещают различного рода учебные заведения.

     Характерной чертой развития хозяйственного механизма  Южной Кореи является всеохватывающая  роль государства. Правительственный  контроль над развитием хозяйственной сферы был предусмотрен основным законом страны. Государство обеспечивало централизованное воздействие на сферу социально-экономических решений, что проявлялось в стимулировании развития крупнейших объединений, слияния банковского и промышленного капитала, создании государственного сектора. Оно стремилось не допускать разорения мелких предпринимателей, чтобы избежать переполнения рынка труда безработными.

     Обеспечение роста экономики и экспорта требовало создания условий для компаний конкурировать на международных рынках и быть двигателем догоняющего развития и направления этих процессов государством.

     Процессы  централизации капитала привели  к возникновению крупных финансово-промышленных групп — чиптан, или чеболь. Они сформировались на базе торговых фирм и включают компании различных отраслей, являясь огромными конгломератами. Высокая степень концентрации капитала способствовала повышению эффективности производства, но в меньшей мере — занятости населения. Крупные корпорации в основном охватывают передовые отрасли, производимые изделия с высокой капиталоемкостью и наукоемкостыо, а мелкие и средние предприятия — потребительские товары и изделия, производство которых не требует больших капиталовложений.

     Другой отличительной чертой социальной структуры южнокорейского хозяйства явилось создание весьма мощного государственного сектора, основу которого составила бывшая японская колониальная собственность. Значительная часть государственной собственности была создана в 60—70-е годы на базе специального закона в целях развития промышленности и становления экспортоориентированной экономики. Государственная собственность охватывает электроэнергетику, строительство шоссейных дорог, производство черных металлов, химических удобрений, использование гидроресурсов, морской промысел, мелиоративные работы в сельском хозяйстве.

     Механизм  хозяйствования Южном Кореи с  1962 г. неразрывно связан с планированием экономической деятельности на основе пятилетних планов экономического и социального развития. С 1963 г. в стране действовало Управление экономического планирования, функции которого в 1994 г. были переданы министерству промышленности. Планирование охватывало различные производственные и региональные разрезы хозяйственной активности, и ему был присущ в определенной мере нормативный характер. Выработка плановых ориентиров происходит с участием Федерации корейской промышленности, представляющей интересы крупнейших компаний.

     В крупных объединениях используется система пожизненного найма, которая закрепляется трудовым законодательством. Для компаний дешевле создать дополнительные производственные мощности, чем производить сокращение рабочей силы. При сокращении рабочей силы фирма должна обеспечивать сокращенного в течение нескольких лет пособиями в размере прежней заработной платы, оплачивать в течение двух лет его детей в школе. За 70—80-е годы разрыв в уровнях доходов самых бедных и богатых групп населения сократился с 19,8 до 8,5 раз, наиболее сильное выравнивание доходов произошло в 80-е годы. Характерной чертой положения трудящихся является продолжительная рабочая неделя. Законодательно она ограничена 44 часами (в середине 80-х годов — 60 часов). На практике продолжительность рабочего времени превышает установленные нормы.

     Считается, что модель экономического развитая привела к результатам за счет жертв и ограничений. Для идеологического воздействия на население были использованы тезис об «угрозе с Севера» и концепция «чучхесон» (национальной самобытности). Последняя послужила важным элементом теорий «национальной и кореизированной демократии», которые представляли собой синтез традиций прошлого с формами буржуазной эволюции общества.

Информация о работе Национальные модели хозяйствования