Национальные модели хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день актуальной является проблема изучения моделей развития экономик для выявления лучшего варианта и модификации его для применения к экономике каждого конкретного государства.

В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, — рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) и современная рыночная экономика (современный капитализм) и две нерыночные системы — традиционная и административно-командная.

Работа содержит 1 файл

Экономика курсовой.docx

— 97.57 Кб (Скачать)

     Своеобразие японской экономической модели дополняется  также ролью высших должностных  лиц. По принятому обычаю их указания обязательны для исполнения фирмами. Если кто-то их нарушает, для назидания  наказывают одну фирму, но сурово. Как  видим, рассмотренная экономическая  модель построена на значительном ограничении  действия рыночных сил. До конца 1993 г., по данным комиссии справедливых сделок, до 40% всей производимой продукции являлось объектом тех или иных ограничений  и государственного регулирования. На основе экономических и административных принципов управления государству  удавалось эффективно проводить  в жизнь выработанную с участием предпринимательских кругов политику.

     Экономическая модель Японии за последние десятилетия  претерпела постепенные изменения  от «полугосударственной" до более открытой и опирающейся на рыночные принципы. Так, многие промышленные компании перешли на принцип прямого финансирования (выпуск ценных бумаг, особенно акций и других инструментов). В 1981—1985 гг. выпуск акций и других инструментов, таких, как обратимые и гарантированные ценные бумаги, составлял 1/4 мобилизуемых фирмами средств. В 1989 г. они уже превысили 70%. Однако все это время государственные органы, в частности, министерства финансов внешней торговли и промышленности, выполняли функции административного регулирования хозяйствующих субъектов и протекционистской и патерналистской их защиты, уделяя первостепенное внимание стабильности хозяйственной среды. 
 
 
 

  1. ГЕРМАНСКАЯ  МОДЕЛЬ
 

     В 1945 году в Германии, лежавшей в руинах и потерявшей около 80% промышленной и производственной мощности, необходимо было думать о создании нового строя. Восточная Германия (позже ГДР) последовала  управляемому государством социалистическому  строю. В Федеративной Республике искали другую форму компромисса, соединимую с рынком и конкуренцией и поставившую бы частную собственность, свободное ценообразование и соревнование на передний план и сделавшую бы возможным социально справедливый компромисс путем государственного и общественного регулирования. Успех должен был быть вознаграждён, а несправедливость, по возможности, минимизирована.

     Именно  через эту систему, названную  социально-рыночным хозяйством, немцы  достигли высокого уровня благосостояния, свободы личности и невиданной ранее  меры социальной справедливости. И  она, несмотря на кризисы и проблемы, будучи далёкой от того, чтобы быть идеальной, более 40 лет функционировала. В настоящее время она стоит  перед двумя большими испытаниями: к первому относятся экологические  требования, ко второму - достижение интеграции ГДР в систему социального  рыночного хозяйства.

     Германия  входит в число ведущих держав мира. В Германии быстро развивается  рыночная экономика благодаря тому что: это высокоразвитая страна. В  Германии быстро развивается промышленный комплекс, развита благотворительность, денежная единица Германии является одним из наиболее устойчивых платежных средств. Обладая значительным экономическим и научно - техническим потенциалом, она занимает третье место, после США и Японии, по объёму промышленного производства является одним из главных экспортёров товаров и услуг. В последние годы Германия значительно увеличила своё участие в международной миграции капиталов и превратилась в одного из крупнейших импортёров и экспортёров капитала. По уровню производительности труда в обрабатывающей промышленности, национального дохода на душу населения Германия опережает США и другие ведущие страны мира. Для сегодняшней Германии характерны широко распространенное благосостояние, образцовая социальная сеть и свободные учреждения.

       Экономическую систему в стране  принято называть "социальным рыночным хозяйством". Этот термин выдвинул в 1947 году известный экономист А. Мюллер-Армак, бывший в первые годы существования. По его замыслу традиционное капиталистическое рыночное хозяйство следовало модернизировать путем активной государственной экономической политики, а также создания развитой сетки социальной защиты населения, выравнивания чрезмерных различий в доходах его отдельных слоев, вызывающих напряженность в обществе. Этот замысел в значительной мере удалось претворить в жизнь в старой Германии, а в настоящее время предпринимаются активные попытки интегрировать его в новые земли.

     С точки зрения механизма государственного регулирования экономики Германия принципиально не отличается от других стран. В этом механизме в том или ином виде представлены все известные на Западе средства, методы, направления и формы государственного воздействия на экономику. В Германии очень активная социальная политика государства, которая обеспечивает общественную стабильность. Германия по степени социальной защищенности лиц наемного труда не уступает Швеции.

     До  объединения Германия имела валовой национальный продукт на душу населения в 14460 долларов. ВНП на душу населения в бывшей ГЕРМАНИЯ составлял к концу 80-х годов 11400 долларов. Экономика старых земель характеризуется сбалансированным сочетанием крупного, среднего и мелкого бизнеса. Немецкие концерны Bayer, BASF, Siemens, Bosh, Daymler-Benz, Krupp, Masesmann и другие относятся к фирмам мирового класса. Вместе с тем по величине оборота и числу занятых, покачественным показателям производства они не часто превосходят своих японских, американских и даже итальянских конкурентов. Зато средний и мелкий бизнес в старых землях отличается исключительной для этой категории фирм силой, гибкостью и динамикой, во многом обеспечивая экономическое благополучие старых земель. В целом в объединенной Германии 99,8% всех фирм приходится на мелкие и средние предприятия.

     Германия принадлежит к числу индустриальных гигантов современного мира. Только в старых землях объем промышленного производства достигает 1трлн. марок. Важнейшими отраслями индустрии являются автомобилестроение, общее машиностроение, электротехника, металлургия.

     Доля  сельского хозяйства в производстве ВНП и в занятости в Германии невелика. Но из этого не следует, что народнохозяйственное значение данной отрасли незначительно. Напротив, благодаря своему высокому качеству оно в целом более чем на 90% обеспечивает потребности страны в продовольствии, экспортирует значительное количество мясо, масла, сухого молока, зерна и других продуктов. После войны в старых и новых землях сельское хозяйство развивалось разными путями, но в обоих случаях продуктивно и интенсивно. В старых землях преобладали частные хозяйства. В ходе технического переворота произошло укрупнение хозяйств и сокращение их числа. В новых землях основными производителями аграрной продукции стали производственные кооперативы различных типов и госхозы. В целом сельскохозяйственное производство в старых землях к моменту объединения Германии оказалось более эффективным, чем в новых.

     В настоящее время в новых землях происходит процесс приватизации аграрного сектора. В целом можно ожидать, что социальная структура сельского хозяйства в новых землях уже в ближайшее время станет если не идентичной, то очень близкой системе западных земель. Германия будет и впредь обеспечивать себя аграрной продукцией и располагать растущими экспортными возможностями. Но процесс перестройки сельского хозяйства в новых землях будет сопровождаться острыми социальными конфликтами и коллизиями, связанными с ликвидацией кооперативов и госхозов, в результате чего потребуется быстрая переквалификация и трудоустройство сотен тысяч работников. Удовлетворяет потребности народного хозяйства и такая ключевая отрасль, как энергетика. В перспективе обеспечение Германии энергией не является крайне тяжелой, а тем более неразрешимой проблемой.

     Большое значение в Германии, особенно в  старых землях, придается решению экологической проблемы. Разработаны весьма совершенные технологии утилизации и уничтожения отходов производства. Например, уже несколько лет под Гамбургом функционирует самая современная установка по сжиганию бытовых отходов. Отработанные газы здесь очищаются и поглощаются таким образом, что в атмосферу попадает только теплый воздух. Сложнее экологическая ситуация в новых землях, главным образом из-за широкого применения бурового угля, которое не только загрязняет атмосферу, но и наносит огромный ущерб почве. Поэтому в ближайшее время придется израсходовать десятки миллиардов марок только на рекультивацию земель, особенно в районе Лейпцига, где добывается основная масса бурого угля.

     Уже в 50-е годы Германия достигла огромных успехов на мировом рынке, сумев правильно использовать складывавшуюся конъюнктуру. Уже длительное время западная часть нынешней Германии является крупнейшим в мире экспортером изделий машиностроения. Большим внешнеэкономическим потенциалом обладают и новые земли.

     Хозяйственная мощь Германии обусловливают высокий  уровень жизни населения и насыщение рынка товарами производственного и потребительского значения. Правда, ситуация в старых и новых землях неодинакова.

     Государственные финансы и кредитно-денежная система  является важнейшим элементом сферы  обращения экономики страны.

     Система государственных финансов включает в себя бюджет центрального правительства; бюджета местных органов власти; специальные фонды, примыкающие  к бюджетам; финансовые ресурсы государственных  предприятий. Бюджетное перераспределение  финансовых ресурсов является важным инструментом влияния государства на формирование всей структуры финансовых потоков в экономике. Смысл социальной рыночной экономики - увязать принцип свободы на рынке с принципом социальной сбалансированности. Правительство Германии в качестве своей задачи провозгласило стремление к снижению уровня государственного капитала в экономике. Был проведен пересмотр структуры расходов и налогов. Социально рыночная экономика - обусловившая успех концепции устройства. Она представляет собой удачную попытку свести воедино экономическую и социальную политику. Расходы бюджета на социальное обеспечение населения осуществляется в рамках, как программ социального страхования, так и социального вспомоществования. По первому виду программ средства формируются за счёт целевых налогов - социальных взносов, выплачиваемых лицами наёмного труда и работодателями. Таким образом, в рамках бюджета формируются специальные фонды социального страхования. За их счёт финансируются выплата пенсий по старости, медицинское страхование, пособие по безработице. Социальное вспомоществование представляет собой программы помощи малоимущим слоям населения. Они финансируются за счёт общего объёма налогов. Основным видом дохода государственного бюджета являются налоги (до 90%). В германии действует довольно обширный арсенал торгово – политических средств, регулирующих импорт товаров. Таможенное обложение импорта существенно различаются по отдельным группам товаров. Для многих сырьевых товаров и полуфабрикатов, в импорте которых заинтересованы страны ЕЭС, таможенные пошлины или отсутствуют, или их уровень незначителен. По отдельным изделиям пошлины выше, но все равно различаются по товарным группам. В целом средний уровень таможенного импорта относительно невелик. Помимо таможенных пошлин, импорт регулируется законодательством и административными нормами и процедурами .Налоговая система Германии характеризуется наличием многочисленных видов (около 60) прямых и косвенных налогов. Доля налогов в валовом национальном продукте Германии составляет примерно 23%. Согласно Основному закону существующие в стране налоги подразделяются на федеральные, земельные и общинные. Имеются также ряд других налогов, которые поступают одновременно в определенном соотношении в бюджеты федерации и земель. Налоговая система федерации, земель общин имеет соответствующую правовую базу. Налоговая система распространяется на все филиалы иностранных компаний и на фирмы с участием иностранного капитала. Среди всех существующих в стране налогов можно выделить группу основных, прямых и косвенных. К ним относятся следующие:

  • подоходный налог. Этот налог взимается с физических лиц. По существу, он включает в себя два вида налогов: налог на заработную плату и налог с капитала. Подоходный налог является основным налогом Германии. На него приходится свыше 40% подоходной части государственного бюджета. Предельная ставка подоходного налога – 53%, до этого времени она составляла 50%. Ставка налога на доходы от капитала составляет 25%.
  • Налог на корпорации или корпоративный взимается с прибыли юридических лиц. Для нераспространенной прибыли федеральная ставка корпоративного налога составляет 50%, а на распределенную в различных формах прибыль – 36%.
  • Промысловым налогом облагаются не результаты деятельности физических и юридических лиц, а капитал и доход предприятия как субъекта хозяйства, функционирующего на данной территории. Им облагаются все предприятия в данной местности, за исключением сельскохозяйственных и ремесленных.
  • Поимущественный налог. Этим налогом облагается так называемая стоимость имущества, то есть суммарная оценка всех элементов недвижимости и движимого имущества, с которого извлекается прибыль. От взимания поимущественного налога освобождаются владельцы участий в компаниях, если их доля не превышает 10%.
  • Налог на добавленную стоимость, налог с оборота. Этим налогом облагается конечный потребитель в частной и государственной сфере потребления товаров и услуг.
  • Поземельным налогом облагаются земельные участки предприятий, лесное хозяйство, сельскохозяйственные угодий. Диапазон ставок налога – 0,6 – 3,1%

     Налогоплательщики Германии представляют финансовым органам  декларации, как правило, раз в год, после окончания финансового года. На основании декларации налоговые органы представляют требования об уплате налогов. Налогоплательщик выплачивает налог авансом четырьмя квартальными взносами на базе налоговой декларации за предыдущий взнос. В связи с экономическим и благоприятным географическим расположением в центре Европы, Германия является одной из самых динамично развивающихся Европейских государств. 

    1. Экономическая политика государства.
 

     Правительство может и должно оказывать влияние  экономической политикой на ход конъюнктуры. Закон о стабильности дает ему возможность которая получила название "волшебного четырехугольника": высокая занятость, стабильность уровня цен, внешнеэкономическое равновесие и постоянный, адекватный экономический рост должны быть целями государственной экономической политики. Так как Федеральный Банк и Федеральное правительство обладают разделенными компетенциями, государство не может непосредственно влиять на денежную политику. Оно не может дать Федеральному Банку указания, скажем напечатать больше денег для покрытия государственных долгов. К сожалению такое случается во многих странах, что ведет к инфляционным ставкам в несколько сот процентов. Государственная конъюнктурная политика всегда оказывает посредственное воздействие на количество денег, а инструменты как правило представляет собой фискальные или налоговые политические меры. И в этом случае важно их антициклическое применение. Во времена экономического подъема не имеет смысла увеличивать государственные инвестиции, как у частной промышленности нет отбоя от заказов. Повышение налогов, хотя и не популярная мера, ведет к «отсасыванию» денег из экономического круговорота, в результате чего инвестиционные желания изготовителей сдерживаются. 

Информация о работе Национальные модели хозяйствования