Национальная экономика, ее результаты и показатели измерения (на примере Республики Беларусь)

Автор: w**********@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в изучении макроэкономики принадлежит понятию "национальная экономика". В наиболее общем виде ее определение дал американский ученый русского происхождения лауреат Нобелевской премии Василий Леонтьев: "Национальная экономика — саморегулирующаяся система, состоящая из большого числа различных взаимосвязанных видов деятельности".

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ СТРУКТУРА 6
1.1 ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 6
1.2 СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 11
2 РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ИХ ПОКАЗАТЕЛИ 13
2.1 ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 13
2.2 ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО СЧЕТОВОДСТВА 18
3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧпо эк-ке пр-я.doc

— 558.50 Кб (Скачать)

Внешняя торговля. Дефицит торгового баланса состоит из дефицита по торговле энергоресурсами, который незначительно скорректирован по причине роста объемов торговли с ЕС. Благодаря прогрессу в отношениях с ЕС, средний темп роста экспорта предполагается на уровне 12.8% (снижается до 9% в 2008 г.), что на 2.8% выше, чем в базовом сценарии. Также предполагается ослабление мер по замещению импорта, что приводит к росту импорта (без учета энергоресурсов) на уровне 2.5% в стоимостном выражении.

Финансовый  счет. Приток средств за счет ПИИ составит 0.4–1.4 млрд USD в год. Он учитывает увеличенный рост инвестиций в новые предприятия (по сравнению с базовым сценарием). Более того, этот сценарий предполагает средне- и частично крупномасштабную приватизацию: в нефтехимической отрасли – «Полимир», «Гродно-Азот», «Гродно Химволокно», «Могилевхимволок-но», «Белшина», большинства крупных сахарных заводов, «Крыницы», «Белсолода» в пищевой промышленности, и ряда предприятий легкой промышленности и сферы услуг.

         Также предполагается прирост внешних займов банков и государства в размере 0.8 – 2.5 млрд USD в год, что может полностью покрыть внешнеторговый дефицит. Чистый приток от других инвестиций сохранится на уровне 200–300 млн USD. В результате формируются параметры валютного рынка, представленные в табл. 3.6.

         Таблица 3.6 Параметры  позитивного сценария

Другие  предположения. Рост капитальных инвестиций компенсирует в 2008–2009 гг. негативный шок ВВП. Более того, он вызовет позитивный инвестиционный шок. Занятость может сократиться во время негативного шока по причинам реструктуризации, но со временем восстанавливается. Реакция монетарной политики менее гибкая во время негативного шока от реструктуризации, что приводит к более высокой реальной ставке рефинансирования по сравнению с базовым сценарием. В дальнейшем она может быть ослаблена из-за снижения торгового дефицита. Эти предположения обусловливают значения экзогенных переменных, представленные в табл. 3.7. 
 
 

Таблица 3.7 Экзогенные переменные в позитивном сценарии (среднегодовые  значения) 

         В 2008 году инфляция в  Беларуси (исчисляемая по методике МВФ, т.е. в среднем за год) превысит 11%, что выше утвержденных в стране пороговых показателей – 6-8%. Такой прогноз содержится в докладе Международного валютного фонда, посвященном перспективам развития мировой экономики. Относительно стран нашего региона, в котором средний уровень инфляции в 2008 году должен составить 13,1%, а в 2009 году – снизиться до 9,5%, это неплохой показатель.

         Тем не менее, очевидно, что пока инфляцию не удается удержать в желаемых границах: в марте индекс потребительских цен составил 0,8%, а в среднем с начала года цены росли на 1,3% в месяц. За последние 12 месяцев цены в стране выросли на 13,2%, что выше показателя за 2007 год - 12,1%.

         За январь 2008г. консолидированный  бюджет Беларуси исполнен с рекордным  профицитом в 24% ВВП (год назад - 18,7%). Его размер превзошел показатели всех предыдущих лет, составив 58,9% ВВП. За этот же период расходы бюджета составили всего 34,9% ВВП (в январе 2007г. - 37,5%).

         При расходах бюджета  почти в 35% ВВП (за январь), сокращении темпов роста инвестиций в основной капитал (+12,1% в январе-феврале 2008г. против 33,7% за аналогичный период 2007г.) ВВП за два первых месяца вырос на 9,9% ВВП, что на 1,1 п.п. больше, чем в 2007г.

         Министерство экономики  представило в Минфин предварительные прогнозные параметры социально-экономического развития Беларуси на 2009-2011 годы для подготовки проекта бюджета. 
В соответствии с прогнозом министерства в 2009 г. прирост ВВП составит 8-9%, в 2010-м — 8,5-10%, в 2011-м — 7-8%. Дефлятор ВВП прогнозируется на уровне 110-111% в 2009 г., 109-110% в 2010-м и 108-109% в 2011 г. Эти базовые параметры могут быть увеличены, особенно, если удачно сложится текущий год, в котором фактически есть два прогноза: утвержденный Указом Президента от 8.12.2007 № 656 с приростом ВВП 8-9% и взятые правительством повышенные обязательства по росту ВВП на 10-11% (постановление от 4.01.2008 № 8). 
Уровень инфляции, по оценке Минэкономики, в 2009 г. может составить 6-7%, в 2010 г. — 5%, в 2011 г. — 4-5%. В Минэкономики также ожидают снижение индекса роста цен в промышленности (в среднегодовом выражении) с 9-10% в 2009 г. до 7-8% в 2011 г. и уменьшение индекса цен в строительстве с 10,5-11,3% до 8-9,5%. При этом прогнозируется ежегодный рост реальной зарплаты на 9-10%, который должен обеспечить нам ее среднемесячный уровень с 980-1016 тыс. руб. в 2009 г. до 1 290-1 375 тыс. в 2011-м.

         В числе приоритетов  до 2010 года – программа инновационного развития, предусматривающая модернизацию как промышленных грандов, ориентированных  на экспорт, так и малых и средних предприятий так называемого среднего звена, которым еще предстоит заявить о себе на внешнем рынке. Не случайно правительство предложило считать бюджет будущего года одной из составляющих программы инноваций. Однако, чтобы инновационным проектам была оказана всесторонняя кредитная поддержка, предприятия должны своевременно представить банкам детально проработанные бизнес-планы.

      К числу факторов, благоприятствующих росту экономики страны, следует отнести ее выгодное экономико-географическое и геополитическое положение, сравнительно развитую транспортную инфраструктуру, обеспеченность трудовыми ресурсами квалифицированными кадрами, достаточно высокий научно-технический и производственный потенциал позволяющий при его модернизации значительно повысить конкурентоспособность продукции и ускорить выход высокотехнологичных производств на мировой рынок.

     Заключение

 

     Современное государство в условиях рыночной экономики практически включено во все сферы экономической деятельности общества. Важнейшими из них являются формирование законодательной базы, защита конкурентной среды, доходов, регулирование системы общественного перераспределения, стабилизация и стимулирование экономического роста, а также коррекция общественных благ и услуг.

     Государственное регулирование выступает в качестве объективной потребности общественного развития, особенно это проявляется в условиях превращения науки в непосредственную производительную силу в процессе труда. Поясняя этот тезис, мы хотим подчеркнуть, что государство – как ассоциированный собственник – берет на себя функции создания и поддержания на стабильном уровне  дорогих условий воспроизводства рабочей силы (высокоразвитые системы образования, информации, здравоохранения, защиты окружающей среды и т.д.).

     Большую роль в системе госрегулирования играет сфера внешнеэкономической деятельности, имеющая непосредственную связь со структурной политикой и составлением общенациональных программ. Прогноз и контроль над экспортом, импортом, торговым и платежным (включая валютный) балансами – это серьезные гарантии, с одной стороны, а с другой – стимулы для предпринимательства как одного из факторов поступательного развития хозяйственного потенциала страны.

     В современных условиях трансформирования экономики Беларуси задача оптимального сочетания рыночных регуляторов с системой мер государственного воздействия представляется тем более актуальной. Необходима структурная перестройка производственного потенциала и создание добросовестной конкурентной среды на национальном рынке, смещение в структуре экспорта в сторону обрабатывающей промышленности и постепенное повышение конкурентоспособности белорусских товаров и услуг на мировом рынке, – все это настоятельно диктует усиление воздействия государства на экономические процессы при обеспечении баланса интересов всех социальных групп населения и формирования благоприятных условий для их жизни.

     На  мой взгляд для стабильного развития национальной экономики целесообразны  следующие рекомендации:

  • привести в логичное единообразие  национальные законодательные системы, исключив принятие частных взаимопротиворечащих изменений, распространяемых на хозяйствующих субъектов страны, независимо от того, есть или нет доли иноучастия в капитале, (показателен пример Польши, взявшей за основу в частности в целях избежания ложного банкротства в финансовой сфере законодательства еще 30–х годов);
  • четко определить приоритеты отраслевого хозяйственного развития, и используя гибкую систему государственного инструментария (поддержки, гарантий, защиты инвестиций, участия и преференцирования), обеспечив равные условия для национальных и зарубежных инвесторов, стимулировать приток капитала именно на развитие приоритетных отраслей;
  • шире использовать систему точечных проектов регионального приоритетного значения на основе конкурсного участия потенциальных инвесторов с привлечением средств и региональных, и центральных бюджетных ресурсов (из бюджетов развития) создание сети страхования инвестиций, в т.ч. с участием государственных органов, использования залогового и ипотечного инструментария вступление в международные экономические организации, в т.ч. регионального характера, которые создадут своего рода  "крышу" или гарантийную поддержку привлечения частного зарубежного капитала.
  • широкая гласность в обеспечении работа аппарата чиновников и гласность контроля за этой работой по всем денежно–ресурсным направлениям деятельности (и приватизация, и банкротство, и кредиты международных организаций, и эффект привлечения частного зарубежного капитала, в т.ч. на региональном уровне).

     И в заключение хотелось бы подчеркнуть, что иностранный капитал –  это лишь вспомогательное средство обеспечения экономического развития, преследующее в первое очередь свои собственные интересы. Но умелое и  грамотное регулирование инвестиционного  климата в стране в конкретно избранный отрезок времени и этапа развития страны может превратить его существенный движитель оживления национальной конкурентной среды, завоевания новых рынков и инновационно–технологического прорыва.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Канстытуцыя Рэспублiкi Беларусь: Афiцыйнае выданне. Мн.: Беларусь, 1997
  2. Гражданский кодекс Республики Беларусь. 3-е изд. с изм. и доп. Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2003.
  3. Трудовой кодекс Республики Беларусь. Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 1999.
  4. Комплексный прогноз научно-технического прогресса в Республике Беларусь на 2001—2020 годы: В V т. Мн.: НАН Беларуси, 2000. Т.
  5. V.Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Мн.: Юнипак, 2004.
  6. Платежный баланс Республики Беларусь за 2006 г. Мн.: Национальный банк Республики Беларусь, 2007.
  7. Человеческий потенциал Беларуси: экономические вызовы и социальные ответы: Национальный отчет о человеческом развитии 2003 / Науч. ред. В.Н. Шимов. Мн.: Юнипак, 2003.
  8. Агакова ТА., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учеб. 2-е изд. М.: МГУ, 1999.
  9. Бункина М.К. Национальная экономика: Учеб. М.: Логос, 2003.
  10. Вашанов ВА. Россия — СНГ: экономические отношения. М.: Изд. дом «АЛВО», 2002.
  11. Гальперин В.М. и др. Макроэкономика. СПб., 1999.
  12. Менкью Н.Г. Макроэкономика / Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  13. Национальная экономика: Учеб. / Под общ. ред. акад. РАЕН В.А. Шульги. М.: Издательство Российской экономической академии, 2002.
  14. Новиков М.М. Введение в систему национальных счетов. МН.,1995.
  15. Экономическая теория: (микро- и макроэкономика):Учебное пособие для подготовки к экзаменам/Под общ.ред. М.И. Плотницкого.-МН.: 2003.-192с.
  16. Экономика: Учебное пособие/ Под ред. М.И. Плотницкого. М.:Новое знание,2002.
  17. Экономическая теория:Учеб. 3-еизд./Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб,2001.
  18. Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. Мн.: БГЭУ,2003.
  19. «Экономическая газета» №37 от 13 мая 2008: Внутренний валовой продукт как показатель экономического развития страны.[электрон. ресурс] /Ред. В. Шкель. Режим доступа: http://stock.bese.by/
  20. Д.Крук: Особенности функционирования белорусской экономики [электрон. ресурс]. – 15 апреля 2007.- режим доступ: http://research.by/

Информация о работе Национальная экономика, ее результаты и показатели измерения (на примере Республики Беларусь)