Национальная экономика, ее результаты и показатели измерения (на примере Республики Беларусь)

Автор: w**********@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в изучении макроэкономики принадлежит понятию "национальная экономика". В наиболее общем виде ее определение дал американский ученый русского происхождения лауреат Нобелевской премии Василий Леонтьев: "Национальная экономика — саморегулирующаяся система, состоящая из большого числа различных взаимосвязанных видов деятельности".

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ СТРУКТУРА 6
1.1 ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 6
1.2 СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 11
2 РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ИХ ПОКАЗАТЕЛИ 13
2.1 ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 13
2.2 ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО СЧЕТОВОДСТВА 18
3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧпо эк-ке пр-я.doc

— 558.50 Кб (Скачать)

      Важнейшей предпосылкой является и уважение социальных, социально-психологических, культурных, ценностных ориентации народа. Исторически  сложившийся менталитет нации, нравственные устои, мировоззренческие позиции, основанные на признании принципа социальной справедливости, коллективизма, дружбы народов, — это мощный социальный потенциал развития страны в правовой и институциональной сферах.

      Эффективность становления, функционирования и развития национальной экономики обеспечивается также совокупностью системных условий и принципов. В их числе создание единой институционально-правовой среды для страны и ее регионов и секторов экономики, регулирующей отношения собственности, организационно-правовые формы ведения хозяйства, функционирования реального сектора, финансовой системы, рыночных институтов в процессе общественного воспроизводства (стадий распределения, потребления, накопления). Система таких институтов, правовых норм и механизмов определяется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским, Банковскими, Налоговым, Таможенным и другими кодексами, законами Республики Беларусь.

      К системным предпосылкам относится  и полный учет специфики страны в  сфере экономики. Беларусь располагает  долговременными факторами развития: высококвалифицированным кадровым, значительными научно-техническим, промышленным и агропромышленным потенциалами, большими запасами отдельных видов минерально-сырьевых ресурсов. Наряду с этим национальная экономика имеет и устойчивые негативные аспекты: несовершенную структуру (воспроизводственную, отраслевую, региональную, технологическую); физически и морально устаревшие основные фонды и технологии; медленные темпы их обновления; несоответствие товарной структуры производства и потребления, в том числе малая доля производства услуг в ВВП; низкие качество и конкурентоспособность многих видов продукции и услуг и т.д. Данные явления должны объективно оцениваться при формировании потенциала развития национальной экономики.

      Наконец, следующая группа предпосылок обеспечивает создание внутрисистемных условий перевода экономики на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизацию воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной структур национальной экономики. Построение системы управления и регулирования экономики на принципах рациональности, стратегической целенаправленности, тактической гибкости, структурной гармоничности, учета социального, экономического и экологического императивов устойчивого развития — обязательная предпосылка эффективного хозяйствования.

      Указанные предпосылки носят двойственный характер. С одной стороны, они являются предваряющими, упреждающими условиями, с другой — постоянно действующими требованиями (императивами) к преобразованию государства, общества, экономики, к обеспечению политической и социальной стабильности в стране.

      Все описанные выше группы предпосылок, условий, императивов комплексно и  последовательно включаются в программы  и прогнозы социально-экономического развития Беларуси, где указываются  задачи, сроки, средства и механизмы  их формирования и реализации.

2.2 Основные макроэкономические  показатели и система  национального счетоводства

      Национальная  экономика (НЭ) представляет собой единство хозяйствующих субъектов и их отношений, структурированных в  правовом и институциональном полях.

      По  отношению к обществу и природе  национальная экономика является подсистемой, управляемой общественными и  естественными законами.

      Общество  в лице государства определяет основные цели экономики, которые она реализует  через свои институты и функции. Главная цель экономики — обеспечение жизнедеятельности нации, удовлетворение ее растущих материальных и духовно-культурных потребностей, повышение уровня благосостояния. В связи с этим базовые функции экономической системы страны — это производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. Основными институциональными организационно-правовыми единицами — субъектами хозяйствования — являются домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство.

      Макроэкономика  в отличие от микроэкономики использует агрегированные величины, характеризующие движение экономики как единого целого. Объектом ее изучения являются сводные, обобщающие показатели по хозяйству страны в целом: национальное богатство, валовой национальный и валовой внутренний продукт, национальный доход, суммарные государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении. Одновременно макроэкономика исследует средние по стране экономические показатели, такие как доходы, заработная плата, занятость, производительность труда. Предметом макроэкономики являются обобщающие показатели роста, темпы увеличения или уменьшения величин, характеризующих экономику страны и происходящие в ней экономические процессы, структурные пропорции.

      Ключевыми макроэкономическими  показателями являются валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП) и национальный доход (НД). Кроме того, для анализа макроэкономической ситуации используются показатели темпа инфляции, уровня занятости, безработицы, валютный курс и др. В ежегодный Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь включаются 16 важнейших параметров: ВВП, продукция промышленности, продукция сельского хозяйства, инвестиции в основной капитал, производство потребительских товаров, в том числе продовольственных и непродовольственных, объем внешней торговли, в том числе экспорт и импорт, реальные денежные доходы населения, розничный товарооборот, платные услуги населению, уровень рентабельности реализованной продукции промышленности, энергоемкость валового внутреннего продукта, ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования.

      Основные  макропоказатели рассчитываются в  системе национальных счетов (СНС), или национального счетоводства (СНС применяется сегодня более  чем в 150 странах мира с рыночной экономикой).

      Система национальных счетов возникла в 40-х гг. XX в. в западных странах в результате интеграции двух направлений Исследований: 1) работ в области статистики НД (чистой продукции); 2) анализа экономического цикла — получение общей и систематизированной картины состояния и развития экономики на макроуровне.

      Социалистические  страны, в том числе Беларусь, вплоть до Начала 90-х гг. XX в. использовали статистические системы, основанные на балансе народного хозяйства (БНХ).

      Ныне  СНС как международный стандарт 1992 г. представляет собой макроэкономическое, бухгалтерское, цифровое отражение кругооборота дохода в рамках замкнутого хозяйственного периода. Ее макроэкономический характер обусловлен использованием агрегатов в полном анализе экономического процесса. Бухгалтерский аспект обеспечивается тем, что отражение экономического цикла ведется с помощью двойной проводки операций в системе счетов. Таким образом, СНС дает конкретное (цифровое) отражение экономического цикла, а не его теоретический анализ, как это имело место ранее.

      Основным  назначением СНС является обеспечение  эффективного учета, анализа, прогнозирования  и государственного регулирования  экономики на всех уровнях исходя из реально сложившихся связей, фактической  организации производства и распределения продукта и дохода. СНС функционирует как всеобъемлющая система формирования, сбора, учета и обработки статистической информации о потоках и запасах в экономике, являясь самой подробной и развитой системой описания годового экономического оборота на макроуровне из всех используемых в настоящее время на практике аналогов. Она является особой формой представления в агрегированном виде системы взаимосвязей экономических показателей, которые отражают экономический оборот в масштабах страны как в части потоков товаров и доходов, так и в части формирования национального богатства.

      Экономика в соответствии с СНС подразделяется на пять секторов: 1) нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия; 2) финансовые учреждения; 3) государственное управление; 4) частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население); 5) домашние хозяйства. К ним добавляются данные по отдельным странам мира. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Группировка экономики по секторам — центральная в статистической модели рыночной экономики. Она осуществляется с целью изучения потоков доходов и расходов, изменения активов и пассивов в институциональной единице (последняя представляет собой хозяйственную единицу, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом).

      В методологическом плане в основе СНС лежит расширенная (по отношению  к БНХ) концепция производства, которая охватывает следующие виды экономической деятельности:

      • производство товаров, в том числе  для собственного потребления; все  рыночные услуги, включая услуги образования, медицины, банков и страховых компаний;

      • нерыночные услуги, включая государственное управление; услуги некоммерческих организаций и наемной прислуги;

      • услуги по поддержанию жилищ, оказываемые  их собственниками, за исключением  услуг по ведению домашнего хозяйства.

      Кроме того:

      • производство, формирование главной  составляющей национального богатства и движение финансовых средств в СНС рассматриваются как разные, но взаимосвязанные аспекты воспроизводственного процесса;

      • национальные счета в соответствии с СНС предусматривают обеспечение  замкнутости системы на основе жесткой взаимоувязки показателей, обеспечивающих балансовое равенство совокупных доходов и расходов;

      • СНС основывается на теории факторов производства, исходя из которой стоимость  товара складывается из затрат предметов  труда и оплаты услуг факторов производства;

      • СНС базируется на взаимоувязанных  классификациях ее основных структурных  элементов, способствующих количественному  определению и отражению в  счетах многообразия явлений, которые  в совокупности представляют схему  экономического развития.

      Система национальных счетов в узком смысле охватывает счета, которые выявляют основные показатели экономического развития (ВВП, НД и их компоненты). СНС в широком смысле — система макроэкономических расчетов, включающих также запасы ресурсов, межотраслевой баланс, платежный баланс и т.п. В международной СНС в настоящее время приняты следующие группы счетов:

      • для секторов экономики;

      • отраслей экономики;

      • отдельных экономических операций;

      • экономики в целом, или консолидированные  счета. Группа счетов для секторов экономики подразделяется на текущие счета, счета накопления и балансы активов и пассивов. Текущие счета, в свою очередь, например, включают: счет производства, счет образования доходов, счет перераспределения доходов в денежной форме, счет использования располагаемого дохода в денежной форме, счет перераспределения доходов в натуральной форме и счет использования скорректированного располагаемого дохода.

      Ключевыми макроэкономическими агрегатами в  СНС, как уже отмечалось, являются ВВП, ВНП и НД.

      Валовой внутренний продукт (ВВП) — обобщающий экономический показатель, который в рыночных ценах выражает совокупную стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта.

      Валовой внутренний продукт может быть рассчитан  тремя методами: производственным, методом использования доходов  и методом формирования ВВП по источникам доходов.

      Валовой внутренний продукт при расчете  производственным методом получают как разность между выпуском товаров и услуг в целом по стране и промежуточным потреблением, или как сумма добавленных стоимостей, создаваемых в отраслях экономики. При этом объемы добавленной стоимости по отраслям рассчитываются в основных ценах, т.е. не включают налоги на продукты, но включают субсидии на них. Для расчета ВВП в рыночных ценах необходимо добавить чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукты.

      Валовой внутренний продукт, рассчитанный методом  использования доходов, представляет собой сумму расходов на конечное потребление товаров и услуг, валового накопления и чистого экспорта.

      Метод формирования ВВП по источникам доходов  не является самостоятельным, поскольку  в соответствии с принятой методологией не все показатели доходов получают путем прямого счета, часть из них исчисляется балансовым методом.

      Формирование  ВВП по источникам доходов отражает первичные доходы, получаемые хозяйственными единицами, непосредственно участвующими в производстве, а также государственными учреждениями и некоммерческими  организациями, обслуживающими домашние хозяйства. Такая валовая прибыль (валовой смешанный доход) является балансирующей статьей и определяется как разница между ВВП, рассчитанным производственным методом в рыночных ценах, с одной стороны, оплатой труда работников и чистыми налогами на производство и импорт — с другой. Данный метод используется только для анализа стоимостной структуры ВВП, а не для определения его номинального объема или динамики.

      Анализ  показателя ВВП по добавленной стоимости (или отраслям) за ряд лет дает полное представление об отраслевой структуре ВВП, ее динамике, эффективности структурной политики.

Информация о работе Национальная экономика, ее результаты и показатели измерения (на примере Республики Беларусь)