Национальная экономика, ее результаты и показатели измерения (на примере Республики Беларусь)

Автор: w**********@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в изучении макроэкономики принадлежит понятию "национальная экономика". В наиболее общем виде ее определение дал американский ученый русского происхождения лауреат Нобелевской премии Василий Леонтьев: "Национальная экономика — саморегулирующаяся система, состоящая из большого числа различных взаимосвязанных видов деятельности".

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ СТРУКТУРА 6
1.1 ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 6
1.2 СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 11
2 РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ИХ ПОКАЗАТЕЛИ 13
2.1 ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 13
2.2 ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО СЧЕТОВОДСТВА 18
3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧпо эк-ке пр-я.doc

— 558.50 Кб (Скачать)

      Каждая  национальная экономика, как развивающаяся  система, имеет свои цели. Они могут  быть долгосрочными, связанными с реализацией общей концепции данной модели национальной экономики, и краткосрочными, определяющими более конкретные показатели в промежуточные периоды.

      Конечной  общей целью национальной экономики  является обеспечение условий оптимальной жизнедеятельности всех членов общества на основе экономического роста. Эта общая цель интегрируется из ряда более конкретных:

  • экономический рост, увеличение национального объема производства. Это означает рост объема производства товаров и услуг в данной стране без резкий изменений, спадов и кризисов, повышение уровня жизни населения;
  • стабильность цен. Необходимо учитывать, что неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста национального продукта, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя. Высокие цены, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен на практике означает не «замораживание» их на длительный период, а плавное регулируемое изменение;
  • высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит ее. Однако это не означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население. В любой стране в каждый данный момент времени имеется определенное количество людей, временно не работающих в связи с со сменой места работы или жительства. Кроме того, всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест сложившейся структуре рабочей силы;
  • поддержание оптимального внешнеторгового баланса. Достигается относительным равновесием между экспортом и импортом, а также стабильностью обменного курса национальной валюты.

      Ставятся  и другие цели: экономическая эффективность (максимальная отдача от имеющихся ресурсов), справедливое распределение доходов, экономическая свобода и др.

      Важнейшими  общими целями стран СНГ являются повышение уровня жизни на основе сбалансированного и устойчивого  экономического развития, доведение  его социальной защищенности до уровня экономически развитых государств, формирование основ постиндустриального общества и социально ориентированной рыночной экономики. В настоящее время для достижения этих стратегических целей ставятся более краткосрочные цели: повышение эффективности реального сектора экономики, осуществление его структурной перестройки, развитие производственной и социальной инфраструктуры, финансовое оздоровление экономики, наращивание экспорта товаров и услуг, активизация инновационной и инвестиционной деятельности и др.

1.2 Структура национальной экономики

      Национальная  экономика как сложная система  включает в себя комплекс организационных, структурных, функционально-ресурсных, институциональных и других подсистем, компонентов, характеристик.

      В организационном плане — это совокупность субъектов хозяйствования: организаций, учреждений, предприятий, производств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений.

      В структурном плане — это хозяйственные  комплексы: промышленность, агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК), строительный комплекс и др.

      В функционально-ресурсном плане —  это совокупность потенциалов: природно-ресурсного, демографического и трудового, научного и инновационного, производственного, экологического и др.

      В институциональном плане — это  совокупность институтов рынка и  сегментов национального рынка: рынка средств производства, рынка  товаров и услуг, рынка капитала, рынка земли, рынка ценных бумаг, фондового рынка, рынка труда, рынка объектов интеллектуальной собственности, рынка жилья и др.

     В зависимости от критерия классификации  можно выделить воспроизводственную, социальную, отраслевую, территориальную  и инфраструктуру рыночной экономки.

     Воспроизводственная структура может быть вычленена по критерию — характер и виды осуществляемой хозяйственной активности в рамках экономической системы. При таком подходе национальная экономика будет включать в качестве составляющих три субъекта: домашнее хозяйство, предпринимательство и государство. Домашнее хозяйство является поставщиком факторов производства на соответствующие рынки, использование ресурсов обеспечивает данному экономическому субъекту получение дохода, одна часть которого потребляется, а другая сберегается, хозяйственная активность фирм отличается от деятельности домашних хозяйств. Фирма приобретает необходимые ресурсы для осуществления производства, организует деятельность по созданию товаров и услуг, в том числе и процесс инвестирования. Особый статус государства как субъекта экономической системы предопределил следующие виды его активности: во-первых, госзакупки на рынке товаров и услуг, во-вторых, осуществление трансфертных платежей, в-третьих, взимание налогов, в-четвертых, осуществление госзаймов на финансовых рынках.

     В основу характеристики социальной структуры национальной экономики положены отношения собственности. В соответствии с этим критерием в странах с развитой рыночной экономикой можно выделить два крупных сектора: государственный и частный (сюда включается индивидуальная, акционерная, трудовая и другие формы собственности). Что же касается Республики Беларусь, то здесь необходимо выделить следующие составные части социальной структуры экономики: государственный, коллективный, частный, смешанный и основанный на совместной форме собственности секторы.

     Отраслевая  структура национальной экономики представляет собой совокупность отраслей, т.е. качественно однородных хозяйственных единиц с особыми условиями функционирования в системе общественного разделения труда. Здесь могут быть выделены отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство) и непроизводственной сферы. Группа предприятий, для которой характерно единство назначения производимой продукции, однородность используемых ресурсов и технологии образует соответствующую отрасль в рамках национальной экономики. Например, в рамках легкой промышленности выделяются пищевая, обувная, текстильная и другие отрасли.

     Территориальная структура определяет деление национальной экономики на экономические районы. Например, в Республике Беларусь можно выделить элементы данной структуры в соответствии с принятым административным делением на области, районы и т.п.

     Совокупность  связанных между собой институтов, осуществляющих деятельность в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции образует инфраструктуру. Так, элементами инфраструктуры рынка товаров и услуг являются товарные биржи, оптовая и розничная торговля, ярмарки и аукционы, рекламные и маркетинговые компании и т.д. В свою очередь рынок капиталов, включающий кредитный рынок и рынок ценных бумаг, в качестве элементов инфраструктуры представляют банки, страховые компании, инвестиционные фонды, государственные финансы, фондовая биржа и т.д. В качестве инфраструктуры рынка труда действуют биржи труда.

2 РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ИХ ПОКАЗАТЕЛИ

2.1 Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики

      Национальная  экономика Беларуси находится в  сложном процессе трансформации, который  охватывает следующие направления:

      • формирование полной совокупности компонентов, институтов и характеристик экономической  системы суверенного государства;

      • преобразование действующих и построение новых институтов социально ориентированного рыночного (смешанного) хозяйства;

      • глубинные преобразования структуры экономики на основе новых высоких технологий, мировых тенденций глобализации хозяйственной жизни, эффективного международного разделения труда.

      Все эти процессы происходят, естественно, в режиме непрерывного функционирования и развития, поскольку экономическую деятельность страны остановить нельзя.

      Для успешного осуществления указанных  трансформационных процессов необходимы достаточные предпосылки и условия, которые придадут экономической  системе качественные и количественные характеристики зрелой национальной экономики (суверенность, целостность, социальность, рыночность, эффективность, национальную ориентированность, внешнюю открытость):

       общесистемные предпосылки и условия конституционно-правового, мировоззренческого, идеологического, политического характера (новая цивилизационная стратегия, тип создаваемого государства и общества);

       системные условия и предпосылки (единство экономического, институционально-правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой);

       внутрисистемные предпосылки (обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования).

      В силу многовековых связей с европейскими государствами Беларусь восприняла многие черты европейской культуры. Однако ее географическое положение в центре Европы, историческое тяготение к славянской культуре, многолетнее вхождение в единый народнохозяйственный комплекс бывшего СССР накладывают долговременный отпечаток на геополитическую ситуацию в стране, выработку ориентиров внешней политики, предпочтений и принципов включения в межгосударственные структуры. Всесторонний учет этих аспектов, а также присущих Беларуси геополитических, географических, социально-экономических, экологических, демографических и других особенностей является важнейшей методологической предпосылкой выбора направлений, моделей и механизмов развития национальной экономики.

      Внешнеполитическими и внешнеэкономическими предпосылками выступают первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений, глубокое знание и прогноз конъюнктуры внешних рынков. Располагая весьма ограниченными сырьевыми возможностями для самообеспечения, Беларусь вынуждена добиваться желаемого уровня удовлетворения своих потребностей в разнообразных товарах и услугах посредством торговли со многими государствами мира. Нынешняя белорусская экономика практически не может функционировать без импорта нефти и газа, металла и комплектующих из стран СНГ. Поэтому экономическое положение республики в большой степени зависит от экспортных товарных потоков из Беларуси в Россию, другие страны СНГ и дальнего зарубежья, повышения качества и конкурентоспособности нашей продукции на внешних рынках. Эти принципиальные аспекты должны находить отражение при выработке перспектив и путей развития национальной экономики.

      Внутриполитическими предпосылками являются совершенствование политической системы в рамках Конституции Республики Беларусь на пути становления демократии, оптимизация государственных структур управления, формирование общественных объединений и повышение гражданской активности.

      Принципиальной предпосылкой построения, функционирования и устойчивого развития национальной экономики является закрепление в стратегических программах социально-экономического развития Беларуси долгосрочных ориентиров и общесистемных условий упреждающего характера. Опыт в этом отношении в стране есть. Так, согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития (НСУР) Республики Беларусь до 2020 года, в качестве общесистемных условий стратегического характера определены:

      • построение и развитие унитарного демократического социального правового государства (в соответствии с Конституцией Республики Беларусь);

      • формирование современного гражданского общества;

      • создание социально ориентированной  рыночной (смешанной) экономики.

      Мировоззренческой и идеологической основой этих предпосылок является новая цивилизационная стратегия, состоящая в смене парадигмы общественного прогресса с переходом на новые принципы взаимодействия природы, общества и человека, новые концепции социальной справедливости, экономической эффективности и экологической защищенности.

Информация о работе Национальная экономика, ее результаты и показатели измерения (на примере Республики Беларусь)