Монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

В данной работе были раскрыты вопросы, являющиеся важнейшими для нашей экономики. Постараюсь рассмотреть основные причины возникновения монополий, особенности современной монополизации экономики, действующее в России антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования, а также законодательство стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которой является небезынтересным и для России.

Содержание

1. Теоретические аспекты монополизма рынков 5
1.1 Понятие и сущность монополии 5
1.2 Формы и виды монополий. 7
1.3 Монополия и конкуренция. 12
2. Монопольная власть 15
2.1 Теории монополии 15
2.2 Монопольная власть 19
2.3 Развитие монополии в России (История монополий) 22
3. Место и роль монополии 26
3.1. Особенности антимонопольной политики в России. 26
3.2. Демонополизация российской экономики 32
Список литературы: 39

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 75.14 Кб (Скачать)

В связи с этим возникают  два вопроса. Во-первых, как мы можем  измерить монопольную власть, чтобы  можно было сравнить одну фирму с  другой? Во-вторых, каковы источники  монопольной власти и почему у  ряда фирм монопольная власть больше, чем у других.

 

2.3 Развитие монополии  в России (История монополий)

 

История монополий неразрывно связана  с развитием тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся рост акционерной собственности, новая роль банков и развитие системы участия, монополистические слияния как способ централизации капитала, эволюция форм капиталистических объединений и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет самостоятельное значение в развитии современного капитализма. И вместе с тем каждый из них по-своему ускорял развитие монополизации хозяйства.

Быстрый рост размеров капитала обеспечивался  также усилением централизации, происходившей в форме слияний  независимых компаний. Эта форма  централизации капитала широко использовалась в США. Первая большая волна монополистических  слияний происходила в США  в 90-х годах 19 века и в первые годы 20 века. В результате были образованы крупнейшие компании, подчинившие себе целые отрасли промышленности. В металлургии – " Стандарт ойл ", в автомобильной – " Дженерал мотор-с " и т.п. Вторая большая волна монополистических слияний произошла в США накануне экономического кризиса 1929-33 г.г. Были образованы монополии в алюминиевой промышленности, в производстве стеклянной тары и т.д. В европейских странах развивались иные формы монополизации. Особенно характерным было образование картелей и синдикатов. Картели получили распространение и на международной арене, как форма международной монополии. Капиталистические объединения, основанные первоначально на системе участия, получили названия трестов и концернов. В их главе стояли держательские компании, которыми являлись финансовые институты (банки, инвестиционные компании). Трест, как правило, объединял предприятия одной отрасли, в концерн входили предприятия различных отраслей. Тресты развивались по пути усиления производственных взаимосвязей входящих в них предприятий. Параллельно этому развивалась вертикальная концентрация внутри трестов: присоединялись предшествующие и последующие экономические звенья. В концерне производственная основа капиталистической концентрации шла по пути комбинирования производственных процессов. Развитие капиталистических комбинатов одновременно вело к росту вертикальной и горизонтальной концентрации.

Развитие всех видов монополистической  концентрации неуклонно ведет к  тому, что все большая часть  национального дохода и национального  богатства стран сосредотачивается  в руках горстки крупнейших монополий. Об этом свидетельствуют статистические данные о доле капитальных активов у крупнейших 200 корпораций обрабатывающей промышленности США в общей сумме активов обрабатывающей промышленности 48,3 % в 1948 году и 60,1% в 1969 году. В Великобритании доля капитальных активов, находящихся в руках 100 крупнейших фирм обрабатывающей промышленности, торговли и услуг выросла с 44% в 1953 году до 62% общего объема активов в 1963 году.

Монополии появились и в России, но их развитие было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов  и др.). Своеобразие развития заключалось  в непосредственном вмешательстве  государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к  раннему возникновению государственно-монополистических  тенденций. В 80-90 годах действовало  не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила  и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации  оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике  была не велика. Решающее воздействие  на их развитие оказал экономический  кризис 1900-03 г.г. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в  виде картелей и синдикатов, в которых  был монополизирован, сбыт при сохранении их участниками производственной и  финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество " Бр. Нобель ", ниточный трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства (" Продпаравоз ", военно-промышленные монополии). Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – " Продамет ", " Продуголь ", " Продвагон ", " Кровля ", " Медь ", " Проволока ", РОСТ и др. – по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910-14г.г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, " Треугольник ", " Коломна-Сормово ", " Россуд-Новаль ", военно-промышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок.

В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. прекратилась деятельность ряда локальных  монополий, но в целом война увеличила  число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Ба Толина, бр.Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме " принудительных объединений " по инициативе и при участие правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними.

Наши крупнейшие корпорации не имеют  таких вековых традиций как в  развитых странах Запада, хотя отдельные  из них созданы еще в петровские времена. В 1799 году была создана знаменитая " Трех горка, " ставшая в 1996 году центром одноименной промышленной группы (ФПГ). Сто лет назад начали развиваться акционерные отношения, например; в Русско – Американской компании, и Александр I подписал в 1805 году Указ в связи с банкротством Петербургской компании для постройки кораблей.

И вот два века спустя, к августу 1998 года, в экономике России в  среде 3 млн. предприятий, 130 тыс. акционерных  обществ, 27 тыс. совместных предприятий, большого числа неразвитых мелких предприятий  появилось несколько устойчивых крупных финансово – промышленных образований, из которых формируются интегрированные структуры.

 

3. Место и роль монополии

3.1. Особенности  антимонопольной политики в России.

 

Высокий уровень монополизации  и его резко отрицательное  влияние на экономику делает необходимым  проведение в нашей стране антимонопольной  политики. Более того, Россия нуждается  в демонополизации, т.е. радикальном  сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.

Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика  унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты  по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.

На Западе демонополизация  предприятий-гигантов возможна путем  их разделения на части. Тамошние монополисты  формировались путем объединения  и поглощения независимых фирм. Последние, хотя бы теоретически, могут быть восстановлены в качестве самостоятельных компаний. Российские монополисты, напротив, сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения.

Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени  монополизации:

  • прямое разделение монопольных структур;
  • иностранная конкуренция;
  • создание новых предприятий.

Как уже сказано, возможности  первого пути в российской реальности сильно ограничены. Единый завод на части не разделишь, а случаи когда  производитель-монополист состоит  из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются. Тем не менее, на уровне надфирменных структур – бывших министерств, главков, а также областных властей – такая работа отчасти уже сделана, а отчасти может быть продолжена, принеся пользу в деле понижения степени монополизации.

Дело в том, что еще  одна специфическая российская разновидность  монополизма состоит в диктате  ведомств и госорганов, продолжающих и в наше время активно вмешиваться  в деятельность предприятий. Формально-юридических  прав на это они не имеют –  предприятия находятся в частной  собственности. Но реальные рычаги давления у органов власти есть. Например, не допустить в отрасль стороннего производителя с помощью частокола  инструкций и распоряжений они вполне могут.

Второй путь – иностранная  конкуренция – явился, вероятно, самым действенным и эффективным  ударом по отечественному монополизму. Когда рядом с изделием монополиста  на рынке находится превосходящий  его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические  злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о  том, как бы вообще не оказаться вытесненным  с рынка.

Беда в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция  в очень многих случаях оказалась  избыточно сильной. Вместо того чтобы  ограничить злоупотребления она  фактически уничтожила целые отрасли  промышленности.

Очевидно, что использование  столь сильнодействующего средства должно быть очень осторожно. Импортные  товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину  массовой ликвидации отечественных  предприятий.

Третий путь – создание новых предприятий, конкурирующих  с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста  как предприятие. К тому же новые  предприятия – это всегда рост производства и новые рабочие  места.

Проблема в том, что  в сегодняшних условиях из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и иностранных  компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем  не менее, определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка  наиболее перспективных инвестиционных проектов. Не случайно, при всей ужасающей  остроте финансовых проблем в  рамках центрального бюджета в последнее  время стали выделять так называемый бюджет развития, в который направляются средства на поддержку инвестиций.

В долгосрочной перспективе  все три пути снижения степени  монополизации российской экономики, несомненно, будут использованы. Описанные  огромные трудности продвижения  по ним, однако, заставляют прогнозировать, что в близком будущем хозяйство  нашей страны сохранит высокомонополизированный характер. Тем большее значение в  этих условиях приобретает текущее  регулирование деятельности монополий.

Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Федеральная антимонопольная  служба. Его права и возможности  достаточно широки, а статус соответствует  положению аналогичных органов  в других развитых рыночных экономиках. Основными законами, регулирующими  монополии, являются закон «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках» и  закон «О естественных монополиях».

Центр тяжести государственной  регулирующей деятельности в России в первые годы реформ был сосредоточен на регулировании монополистических цен. Государство устанавливает цены или их предельные уровни на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, транспортировку нефти, коммунальные услуги и другие продукты естественных монополий. Часть из этих цен определяется централизованно для всей страны, но в большинстве случаев решения принимаются региональными комиссиями для своих областей, краев или республик.

Максимальный уровень  цен в большинстве случаев  тяготеет к покрытию издержек монополиста  и обеспечению ему минимальной  прибыли, Поскольку при такой  схеме монополисту выгодно занижать объем производства по сравнению  с существующим спросом, установление максимальных цен сопровождается определением групп потребителей, подлежащих обязательному  обслуживанию, что дает тем известную  гарантию от сокращения поставок монополистом.

Положение резко осложняется  и запутывается в результате широкого распространения практики неплатежей. В этих условиях монополисты добиваются установления цен с таки расчетом, чтобы все издержки можно было покрыть за счет реально поступающих  средств. Государственные органы обычно считают этот уровень завышенным.

Помимо цен на продукцию  естественных монополий на начальных  этапах реформы ограничивались и  цены предприятий, занимающих доминирующее положение на отдельных товарных рынках, т.е. регулировались цены искусственных  монополий. С этой целью для всех производителей, контролирующих более 35% рынка, устанавливались предельные нормы рентабельности.

Российские законы требуют  осуществления государственной  политики недопущения формирования новых монополий. На Министерство по антимонопольной политике возложены  задачи контроля за слияниями крупных предприятий, пересечения разнообразных форм сговора, недопущения системы участий и личной унии. Представляется, однако, что опасность всех этих новых форм монополизации еще недостаточно осознана обществом и работа в этих направлениях ведется недостаточно интенсивно. Во всяком случае, руководители российских предприятий не стесняются публично выступать с такими заявлениями, которые на Западе – даже если бы не были подкреплены практическими действиями – с гарантией привели бы их за тюремную решетку по обвинению в попытке создания картеля.

Информация о работе Монополия