Монополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

В данной работе были раскрыты вопросы, являющиеся важнейшими для нашей экономики. Постараюсь рассмотреть основные причины возникновения монополий, особенности современной монополизации экономики, действующее в России антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования, а также законодательство стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которой является небезынтересным и для России.

Содержание

1. Теоретические аспекты монополизма рынков 5
1.1 Понятие и сущность монополии 5
1.2 Формы и виды монополий. 7
1.3 Монополия и конкуренция. 12
2. Монопольная власть 15
2.1 Теории монополии 15
2.2 Монопольная власть 19
2.3 Развитие монополии в России (История монополий) 22
3. Место и роль монополии 26
3.1. Особенности антимонопольной политики в России. 26
3.2. Демонополизация российской экономики 32
Список литературы: 39

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 75.14 Кб (Скачать)

 

 

 

Содержание

Содержание 2

1. Теоретические аспекты монополизма рынков 5

1.1 Понятие и сущность монополии 5

1.2 Формы и виды монополий. 7

1.3 Монополия и конкуренция. 12

2. Монопольная власть 15

2.1 Теории монополии 15

2.2 Монопольная власть 19

2.3 Развитие монополии в России (История монополий) 22

3. Место и роль монополии 26

3.1. Особенности антимонопольной политики в России. 26

3.2. Демонополизация российской экономики 32

Список литературы: 39

 

 

Введение.

 

В данной работе были раскрыты вопросы, являющиеся важнейшими для нашей экономики. Постараюсь рассмотреть основные причины возникновения монополий, особенности современной монополизации экономики, действующее в России антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования, а также законодательство стран с развитой рыночной экономикой в области антимонопольной практики, опыт которой является небезынтересным и для России. В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

На такие понятия как конкуренция, монополия, естественная монополия  не обращали внимания, так как монополия  являлась, можно сказать, целью тогдашней  экономики.

Проблемы монополизации хозяйственной  жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное  внимание не только специалистов, но и  широких слоев населения. Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по разным вопросам.

На современном конкурентном рынке  действует достаточно продавцов  и покупателей товара, и поэтому  ни один продавец или покупатель в  отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить продавать, а потребители принимают её как заданную, решая сколько купить.

Цель данной работы:

–дать определение монополии;

– рассмотреть виды монополии;

– рассмотреть тенденции современного рынка

– проанализировать современную модификацию и экономическую эффективность монополии в современных рыночных отношениях;

– рассмотреть реформирования естественных монополий в России и в США

Для написания данной курсовой работы было использовано различная научная  литература по дисциплине экономика, вырезки  и статьи из экономических газет  и журналов недавних лет, а также  электронная литература.

 

 

 

 

1. Теоретические  аспекты монополизма рынков

1.1 Понятие и  сущность монополии

 

Монополия это - рынок со множеством продавцов и лишь одним покупателем.

Сначала обсудим поведение  монополиста. Так как монополист является единственным производителем товара, кривая рыночного спроса дает цену, получаемую монополистом за предлагаемое к продаже количество товара. Мы увидим, как монополист может выиграть от своего контроля над ценами и  как различаются цена и количество, максимизирующие прибыль, на монопольном рынке и на рынке свободной конкуренции. В целом предложение у монополиста будет меньше, чем предложение в условиях свободной конкуренции, а цена больше, чем конкурентная цена (и больше, чем предельные издержки). Это связано с определенными издержками для общества, так как меньше потребителей покупают продукт, а те, кто покупают, платят за него больше. Именно поэтому антитрестовские законы запрещают фирмам монополизацию большинства рынков. Когда положительный эффект масштаба делает монополию желательной, государство может максимизировать общественное благосостояние регулированием монопольных цен.

Монополия в чистом виде - явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько  фирм. Взаимодействие фирм на таких  рынках может быть сложным и нередко  связанным с различными аспектами  конкурентной стратегии. Однако фирмы  могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная  власть. Мы рассмотрим факторы, определяющие монопольную власть, критерии ее измерения  и ее воздействие на ценообразование.

Обратимся к монопсонии. В  отличие от цены на рынке свободной  конкуренции цена, которую монопсонист платит, представляет собой функцию его спроса. Проблема монопсониста заключается в выборе количества, которое максимизирует чистую прибыль от покупки, - ценность товара минус уплаченная за него цена.

Чистая монопсония - тоже редкое явление. Но на многих рынках действуют  лишь несколько покупателей, которые  могут приобрести товар за меньшую  цену, чем они заплатили бы в  условиях свободной конкуренции. Такие  покупатели обладают монопсонической властью. Обычно это происходит на рынках факторов производства. Например, три крупные автомобилестроительные компании в США обладают монопсонической властью на рынках шин, аккумуляторов и других автомобильных деталей.

Власть монополий и  монопсоний - это две формы рыночной власти. Рыночная власть означает способность  продавца или покупателя влиять на цену товара. Так как покупатели или продавцы всегда обладают некоторой  рыночной властью (фактически на большинстве  мировых рынков), мы должны понять механизм действия рыночных сил и их влияния  на фирмы и потребителей.

 

 

 

1. МОНОПОЛИЯ

 

Как единственный производитель  товара монополист находится в уникальном положении. Если монополист решает повысить цену продукта, ему не приходится беспокоиться о конкурентах, которые, назначая более  низкую цену, захватят большую часть  рынка. Монополист удерживает рынок  в своей власти и полностью  контролирует объем выпуска продукции, предназначенной для продажи.

Но это не означает, что  монополист может назначить любую  сколь угодно высокую цену, какую  захочет, по крайней мере если его целью является максимизация прибыли.

Чтобы максимизировать прибыль, монополист должен вначале определить как характеристики рыночного спроса, так и свои издержки. Оценка спроса и издержек является решающей в процессе принятия фирмой экономического решения. Располагая такими сведениями, монополист должен принять решение об объемах  производства и продажи. Цена за единицу  продукции, получаемая монополистом, устанавливается  в зависимости от кривой рыночного  спроса (это означает, что монополист может установить цену и определить объем производства в соответствии с характером кривой рыночного спроса).

 1.2 Формы и виды монополий.

 

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия возникает  вследствие объективных причин. Она  отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени  удовлетворяется одной или несколькими  фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия возникает  вследствие действий государственных  органов. С одной стороны, это  предоставление отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление  обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей  хозяйственного развития. Речь идет о  предпринимателях, которые сумели завоевать  монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его  масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении  или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при  помощи обеих, предприятие достигает  таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Что является причиной появления и  развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической  литературе существуют две точки  зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному  хозяйству. Что касается другой точки  зрения, то монополистические образования  определяются как закономерные. Один из предпочитателей таких взглядов — английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”*. Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения  своих прибылей.  Одной из  них,  наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом , можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.

Иной движущей  силой действий предпринимателей в этом направлении  является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его  движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели  вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы  средних и  малых предприятий отделяется несколько  более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает  альтернатива: или продолжать между  собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они  выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между  ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.

Современная теория выделяет три типа монополий:

1) монополия отдельного предприятия;

2) монополия как соглашение;

3) монополия, основывающаяся на  дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует  сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот  путь к монополии  можно считать “порядочным”, поскольку  он предусматривает постоянное повышение  эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность  быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке  “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

Различают пять основных форм монополистических  объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения  возникли простейшие формы монополистических  объединений — картели и синдикаты.

Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного  производства. На этой основе появляется такая более высокая форма  монополистических объединений  как трест.

Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

Информация о работе Монополия