Автор: s*************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 14:02, курсовая работа
На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.
Введение
Определение монополии
История монополии. Монополии в России
3.1 Крупные корпорации
3.2 Антимонопольная политика
3.3 Их роль в экономике. (корпораций)
3.4 Связь монополий с банками
4. Долгосрочная и среднесрочная перспективы
4.1 Стратегия государства
4.2 Экономическое положение в России в настоящее время
5. Негативные стороны монополизма
6.Перспективы развития монополий
Их эффективность. Роль государства
7. Монопольная цена
8. Заключение
Список литературы
В годы первой мировой
войны 1914-18 г.г. прекратилась деятельность
ряда локальных монополий, но в целом
война увеличила число
Наши крупнейшие корпорации не имеют таких вековых традиций как в развитых странах Запада, хотя отдельные из них созданы еще в петровские времена. В 1799 году была создана знаменитая " Трех горка, " ставшая в 1996 году центром одноименной промышленной группы (ФПГ). Сто лет назад начали развиваться акционерные отношения, например; в Русско – Американской компании, и Александр I подписал в 1805 году Указ в связи с банкротством Петербургской компании для постройки кораблей.
И вот два века спустя, к августу 1998 года, в экономике России в среде 3 млн. предприятий, 130 тыс. акционерных обществ, 27 тыс. совместных предприятий, большого числа неразвитых мелких предприятий появилось несколько устойчивых крупных финансово – промышленных образований, из которых формируются интегрированные структуры.
3.1 Крупные корпорации.
Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение выпуск продукции будет малым, а цены – высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять " дешевый " рынок от " дорогого ".
Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой, (отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами. Рынок олигополии может подразделяться на два типа: олигополия первого вида – это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида – положение, когда есть несколько продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае существует частичный контроль над ценами. Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т.п. Признаки такого рынка: множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами.
Есть несколько причин существования монополий. Первая: " естественная монополия ". Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее стоимость. Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия " Де Бирс " опирается на контроль над сырьем; фирма " Ксерокс " контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами. Третья: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.
В России таковыми являются предприятия нефтяной и газовой промышленности, энергетические предприятия, предприятия машиностроения, авиа – " железнодорожный транспорт " и некоторые другие.
Существуют так называемые " естественные монополии " – это те отрасли, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков. Такими в России являются " Газпром ", " Рос нефть ", РАО " ЕЭС России ", " Рос вооружение ", " Аэрофлот ", " МПС " и некоторые другие. От их работы зависит экономическое положение России. государство пытается установить контроль над этими крупнейшими монополиями, чтобы как – то влиять на поставку и расценки их продукции, чтобы контролировать их. Крупнейшие монополии сейчас акционированы, часть акций находится в руках государства, представители государства введены в правление этих компаний, ставится вопрос об увеличении доли государства в этих компаниях. Все это делается для того, чтобы избежать монополистского влияния на жизнь страны, на ее экономическое положение. В первую очередь, чтобы избежать необоснованного повышения цен на нефть и газ, на товары и услуги, на транспортные грузовые и пассажирские перевозки. Повышение цен на продукцию монополий неизбежно влечет за собой повышение цен на все другие виды товаров и услуг. Здесь все очень тесно взаимосвязано.
Как же в этом
вопросе обстоят дела в развитых
капиталистических странах, в которых
рыночная экономика уже устоялась,
и имеет давние традиции. В США,
например, образованы комиссии для
регулирования цен и
3.2 Антимонопольная политика
Монополия означает определенную степень власти над ценой. И эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Цены на все вокруг нас – от ракет до хлеба, света и тепла в домах – зависят от цен на топливо, энергию и транспорт. Энергетические и транспортные монополии взвинтили их как только могли. И чтобы поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации, было разработано антимонопольное законодательство. Антитрестовская политика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования необходимо для:
обеспечения баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты привлекательные для кредиторов и новых инвесторов);
определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;
стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций;
создания условий для развития конкуренции (например: обеспечения открытого равного доступа конкурентов к информационным сетям).
Наиболее разработанным
принято считать
Закон Шермана (1890 год). Этим законом запрещалась тайная монополизация торговли, захват единоличного контроля в той или иной отрасли, сговор о ценах.
Закон Клейтона (1914 год) запрещал ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию (не во всех случаях, а только тогда, когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определенные виды слияний, переплетающиеся директораты и др.
Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 год) – запрет на ограничительную деловую практику в области торговли: " ножницы цен ", ценовая дискриминация и др.
В августе 1995 года
был принят закон " О естественных
монополиях ", также в России существует
закон от 22.03.1991 года " О конкуренции
и ограничении
Нашу экономическую
политику все время кидает из административного
произвола по управлению производством
к стихии самостоятельности
3.3 Их роль в экономике. (корпораций)
За последние годы в России создано несколько крупных корпораций. По стратегии и экономическим размерам среди них можно выделить " чемпионов ", таких как российские ТНК, например, ВНИК " ЛУКойл ", МФПГ " Точность", " Авто ваз ", ОАО " Газ ", включая ее ФПГ " Нижегородские автомобили ", РАО " ЕЭС России ", ФПГ " Интерхимпром " и глобальная корпорация ОАО " Газпром ". В каждой из этих структур был сконцентрирован большой экономический потенциал и действовал центр стратегического управления. На их предприятия приходилась большая часть ВВП, налоговых платежей и задолженности пред бюджетом. По их состоянию можно судить о тенденциях развития всей экономики России в целом. От того, как они будут работать, зависит вся жизнедеятельность государства, вся его экономическая, социальная и, в конечном счете, политическая ситуация.
Эти компании неравноценны по своим размерам, по составу предприятий, структуре собственности, консолидации и организации, по состоянию управления и корпоративному правлению (правлению высшего уровня).
В 80-е годы, до и во время перестройки, в стране создали несколько десятков всесоюзных производственных объединений и около 25 межотраслевых государственных объединений (МГО), таких как " Энергомаш ", " Квантэми ", " Технохим " и другие.
К лету 1991 года в России существовало 16 МГО, 17 концернов, около 80 консорциумов и 207 хозяйственных ассоциаций. Они могли стать основой формирования системы до 500 промышленных корпораций, способной обеспечить устойчивое развитие экономики страны. Пошло бы пусть медленно, но верное движение экономики вперед по пути развития цивилизованных рыночных отношений. Однако дефолт, после которого смогли выжить, с тем или иным успехом, только немногие компании, те, кто создал положительный баланс:
Основ, заложенных в советский период;
результатов государственных решений после 1991 года;
платежеспособность спроса;
использование возможностей рынка;
более и менее предсказуемого рынка;
Это относится
к ОАО " Газпром ", РАО " ЕЭС
России ", РАО " Норильский никель
", к ряду вертикально интегрированных
нефтяных компаний, таких как " ЛУКойл
", " Сургутнефтегаз ", к нескольким
финансово – промышленным группам, таким
как ГКНПЦ им. Хруничева, ФПГ " Оборонительные
системы " и " Точность ". Немногим
в нынешних условиях удается успешно работать.
Ни одна из нынешних российских компаний,
ХАРАКТЕРИСТИКИ КОРПОРАЦИЙ РОССИИ (ДО АВГУСТА 1998 ГОДА)
ТАБЛИЦА №3
Малое число корпораций мирового класса, способных к конкуренции в глобальном масштабе и включаемых в основные мировые рейтинги (5-10) или ценные бумаги которых (как правило, ADR или GDR) продавались на ведущих фондовых площадках мира (только 20-25)