Монополия: сущность и формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Взаимосвязанность явлений — кризисов и монополий — указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название “детей кризиса”.

Содержание

Введение 4
Причины возникновение и сущность монополии 5
Формы и виды монополии 10
Антимонопольная политика в РК 16

Заключение 21
Список использованных источников 23

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория.DOC

— 139.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

Схема 2 – Виды монополии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Антимонопольная политика РК. 

         Монополистические тенденции на сегодняшний день выделяются рядом факторов. К ним относится, прежде всего научно-техническая революция (НТР), которая начала разворачиваться в странах с развитой промышленностью с середины 50-х годов. Совершенствуя всю систему производительных сил, НТР обусловила значительное сокращение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, уменьшение масштабов высокоэффективных предприятий в отдельных отраслях. Названные процессы привели к тому, что в разряд высокоэффективных рентабельных предприятий стали попадать не только монополистические объединения, но и средние и часть малых предприятий. НТР также усиливает конкуренцию, поскольку создает условия для ухудшения положения той или другой монополии путем появления на рынке нового продукта вместо традиционного. Поток научных открытий и нововведений подрывает стабильность позиций отдельных монополистических объединений.

    Особенностью современной монополизации является  ее межнациональный характер, усиление роли транснациональных корпораций, особенно — межотраслевых. В рамках многоотраслевых транснациональных концернов создается своеобразный “управленческий холдинг”, который передает хозяйственное управление производством, реализацию продукции своим подразделениям, филиалам, то есть усиливает их самостоятельность . Одной из особенностей современной монополизации является также ее скрытный характер, то есть введение в сферу зависимости от гигантских монополистических объединений формально самостоятельных средних и малых предприятий через систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п. В частности, в начале 80-х годов наблюдается постепенный рост степени монополизации рискованного капитала. Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами — в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д.

    Еще одна особенность современной монополизации  — усиление централизации капитала, перераспределение собственности. Основной выигрыш при этом получают собственники монополии-интегратора. Это усиливает монополизацию собственности, содействует ее приобщению к  развитию производительных сил, то есть к структурным изменениям в экономике. Характерно, что такие процессы происходят прежде всего на межотраслевом уровне.

    Процессы  монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную  жизнь общества. Они обусловили изменение  хозяйственного механизма, усилив в  нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%.

    Таким образом, монополии на современном  этапе — это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения.

    С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий  значительно больше и первый из них — практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

    Еще одним негативным фактором наличия  монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.

    Монополизация также приводит к деформации хозяйственных  отношений и процессов. Создается  структура, которая отвечает цели монополии — оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически “хилых” предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.

    Таким образом, монополия обуславливает  застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой вред народному хозяйству.

       Антимонопольная политика - одно из направлений государственного регулирования экономики, представляющее комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против монополизации производства и рынка и обеспечивающих развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

       Антимонопольное законодательство - законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления.

      Основные задачи антимонопольного законодательства:

а) обеспечение  благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике;

б) снятие всех преград на пути активизации  конкуренции на правовой основе, позволяющей  исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов  власти и управления, диктат хозяйствующих  субъектов;

в) определение  правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции;

г) защита интересов малого и среднего предпринимательства  от произвола крупного бизнеса;

д) создание условий для развития национального  хозяйства.

    Антимонопольное законодательство тесно связано  с общей системой мер, с помощью  которых государство пытается воздействовать на рыночные отношения и формы  объединения предпринимателей. Оно  ограничивает некоторые наиболее грубые и очевидные приемы монополистической деятельности, оказывает определенное воздействие на конкурентную борьбу, но никогда не задевает важнейших интересов крупных корпораций.

    Конкретная  программа антимонопольных действий разрабатывается и проводится находящимся  у власти правительством. Следовательно, эта программа входит составной частью в общую экономическую программу правительства, которое может отражать интересы отдельной предпринимательской группы, тех или иных социальных групп или общие интересы нации и должно учитывать общую внутреннюю и внешнюю экономическую, социальную и политическую конъюнктуру. Это значит, что эффективность применения антимонопольного законодательства и действенность антимонопольной политики в целом меняются и зависят от смены политического руководства страны.

    Крупные корпорации в обход антимонопольного законодательства используют легальные с точки зрения антимонопольного законодательства формы объединений и монополистической деятельности - холдинговые компании, систему участия, конгломеративные слияния (объединения компаний, относящихся к разным сферам хозяйственной деятельности), а также скрытые приемы установления монопольного господства - джентльменские соглашения, лидерство в ценах. В современных условиях усиления действия антимонопольного законодательства корпорации проводят перестройку своей структуры, приспосабливаясь к изменяющимся реалиям и сохраняя свою суть.

    Холдинг — можно назвать по-русски владейным обществом, создаваемым крупными монополиями для управления дочерними предприятиями через систему участия. Вобрав в себя контрольные пакеты акций десятков, сотен, а иногда и тысяч предприятий, холдинг направляет их на развитие, а растущие доходы позволяют крупным холдингам обращаться и к собственной предпринимательской деятельности. Юридически существуют как акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, единоличные предприятия.

    Система участия - взаимное владение одними акционерными компаниями ценными бумагами (акциями, облигациями) других акционерных компаний. Это важная действенная форма связи и переплетения капиталов как внутри одной отрасли, так и между отраслями. Система участия создает многоступенчатую зависимость большого числа предприятий от крупного акционерного капитала, который получает возможность распоряжаться огромными суммами чужого капитала и "выкачивать" из подконтрольных предприятий прибыль.

    Административный  контроль монополизированных рынков объединяет способы воздействия на монополизированное производство. Можно выделить, в  частности, финансовые санкции, применяемые  в случае нарушения антимонопольного законодательства. Для начала дадим определение понятия “монополия”. Монополия – это абсолютное преобладание единоличного производителя или продавца продукции. Это хозяйствующий субъект, олицетворяющий собой отрасль, определяющий рыночную цену товара и объемы его поставки для продажи.

    Проблемы  монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких  слоев населения.

    Может ли антимонопольная политика государства нанести вред экономике своей страны? Да, может, если она, без учета экономических взаимосвязей и без скурпулезной оценки той или иной проблемы, запрещает укрупнение фирм, которое было бы полезно и предоставило бы лучшие шансы в конкурентной борьбе с отечественными или зарубежными конкурентами.

    Поэтому огромное значение имеет создание и  усовершенствование законодательной  базы по поводу регулирования монополистических  процессов и конкуренции, необходимости  экономических реформ в данной сфере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

    Проблемы  монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких  слоев населения.

    С начала 90-х годов эти проблемы остро встали перед многими странами: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

Процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции  фактически начался с нуля, так  как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности. Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением необходимости экономических реформ в данной сфере.

В данной курсовой работе мы рассмотрим основные причины возникновения монополи, особенности современной монополизации  экономики, а также действующее антимонопольное законодательство и перспективы его усовершенствования.

    Свою  курсовую работу я изложила в следующем  порядке:

1. Причины  возникновения и сущность монополии

2. Формы  и виды монополии                                                                    

Информация о работе Монополия: сущность и формы