Монополия: сущность и формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Взаимосвязанность явлений — кризисов и монополий — указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название “детей кризиса”.

Содержание

Введение 4
Причины возникновение и сущность монополии 5
Формы и виды монополии 10
Антимонопольная политика в РК 16

Заключение 21
Список использованных источников 23

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория.DOC

— 139.50 Кб (Скачать)

S –  удельный вес наименьшей фирмы.

    Если  в отрасли функционирует лишь одна фирма, т. е. мы имеем пример чистой монополии, то S1 = 100%, а I = 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то Si = 1%, а I = 100.

    Высокомонополизированной  считается отрасль, в которой  индекс Херфиндаля-Хиршмана превышает 1800. Этот индекс широко используется в  антимонопольной политике, однако следует  помнить, что и он не дает полной картины, если не учитывается удельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Формы и виды монополии. 

    Существуют  разные виды монополий, которые можно  классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

    Естественная монополия возникает вследствие объективных 

причин. Она отражает ситуацию, когда спрос  на данный товар в лучшей степени  удовлетворяется одной или несколькими  фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

    Административная монополия возникает вследствие действий

государственных органов. С одной стороны, это  предоставление отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного  рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

    Экономическая монополия является наиболее распространенной.

Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Что является причиной появления и развития монополистических  тенденций? По этому вопросу в  экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один из предпочитателей таких взглядов – английский экономист А.Пигу. Он настаивает на том, что «монополистическая власть не возникает случайно». Она является логическим завершением стратегии предприятия. Перефразировав известное выражение , можно сказать ,что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности  увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.

       Иной движущей силой действий  предпринимателя в этом направлении  является закон концентрации  производства и капитала. Как  известно, действие этого закона  наблюдается на всех этапах  развития рыночных отношений. Его движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить больше прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым .

    Современная теория выделяет три типа монополий:

    1. Монополия отдельного предприятия;
    2. Монополия как соглашение;
    3. Монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот  путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

    Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных  фирм. Он дает возможность быстро создать  ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

    Различают пять основных форм монополистических  объединений: картель, синдикат, трест, многоотраслевой концерн и конгломерат. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.

    Картель — это объединение нескольких предприятий одной

сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

    Синдикат- это объединение ряда предприятий одной отрасли

промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность  на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У  синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

    Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда  процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного  производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

    Трест — это объединение ряда предприятий одной или

нескольких  отраслей промышленности, участники  которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

    Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже

сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность  на средства производства и произведенный  продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

    Также в некоторых странах капитала появились и  начали развиваться  конгломераты, то есть монополистические  объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

    Особый  вид монополий - международные монополии. Экономической основой их возникновения  и развития является высокая степень  обобществления капиталистического производства и интернационализация  хозяйственной жизни. Существуют две разновидности международных монополий. Первая - транснациональные монополии. Они национальны по капиталу и контролю, но международны по сфере своей деятельности.

    Вторая  разновидность - собственно международные  монополии. Особенность международных трестов и концернов - международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна. Например: германо-бельгийский трест фотохимических товаров ”Агфа-геверт”. Их число значительно не велико, поскольку объединение капитала разной национальной принадлежности сопряжено с большими сложностями: различие в законодательстве стран двойное налогообложение, противодействие какого-либо правительства и т.д.

    Также, в условиях современной рыночной экономики существует такой тип  рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть-это  олигополия. При этом номенклатура продукции может быть как невелика (нефть), так и достаточно обширна (автомобили, химическая продукция )- это олигополия. Для олигополии характерно ограничение вступления новых фирм на рынок. Это связано с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может быть принято без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов.

    Каким может быть число участников олигополистического  рынка? Если рынок разделен между  двумя производителями, то такой тип рынка называется дуополией. Дуополия - частный случай олигополии, который чаще встречается в теоретических моделях, чем в реальной жизни.

    Монополия по своей сути является феноменом  определенной власти над рыночной ценой  со стороны продавца. Но известный контроль над ценами может быть и со стороны покупателя. Если термин монополия означает один продавец, то монопсония-это один покупатель. Разница заключается только в том, что монополист устанавливает свою цену выше уровня условий совершенной конкуренции, а монопсонист - ниже того уровня. который был бы при совершенной конкуренции.

    Опыт  показывает, что монополии, монополизировав  определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор. 
 
 
 
 

 

 

 

 

      
 

Схема 1 – Организационные формы монополии. 
 
 
 
 

                                   Виды монополии
 
 
Признаки   Монополис-

тическая

конкуренция

Олигополия Монополия
Число фирм     Много фирм Несколько

крупных

фирм

Одна 

крупнейшая 

фирма

Тип продукта Дифферен-

цированний

Одинаковы

или диффе-

ренцирован-

ный

Уникальный
Условие

вступления в 

рынок

Сравнительно

 легкие

Сущест-

венные 

препятствия

Очень

трудный

Контроль  над

ценами

Ограничен

возможностью

замены товара

Приоритет

ценового 

лидера

Полный

контроль

Информация о работе Монополия: сущность и формы