Монополия: сущность и формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Взаимосвязанность явлений — кризисов и монополий — указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название “детей кризиса”.

Содержание

Введение 4
Причины возникновение и сущность монополии 5
Формы и виды монополии 10
Антимонопольная политика в РК 16

Заключение 21
Список использованных источников 23

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория.DOC

— 139.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 

РГП «КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА» 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

По дисциплине: Экономическая теория 

Тема: Монополия: сущность и формы 
 
 
 
 
 

                  Выполнил:

                  ст. гр. ЭУиА 11-с.                                 

                                                Шендрыгайлова Т. 

                                               Проверил:

                                               преподаватель

                                               Макажанова А.Т. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Темиртау, 2011г.

Содержание 

                                                                           стр. 

Введение                                                                                                               4 

  1. Причины возникновение и сущность монополии                                      5
  2. Формы и виды монополии                                                                          10
  3. Антимонопольная политика в РК                                                                16                                                                                                                                

                                                                                                                                                             

Заключение                                                                                                         21

Список использованных источников                                                               23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Причины возникновение и сущность монополии.                         

        В конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции — этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике.

    История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Взаимосвязанность явлений — кризисов и монополий — указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название “детей кризиса”.

Если  обратить внимание на промышленное производство, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные  товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

    Монопольное положение является желанным для  каждого предпринимателя или  предприятия. Оно позволяет им избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

    Чистая  монополия является полной противоположностью совершенной конкуренции. Если на конкурентном рынке существует неограниченное (бесконечное) число фирм, отсутствуют барьеры для вступления в отрасль и ценовая дискриминация, а также как производители, так и покупатели выступают  в роли ценополучателей (price-takers). Напротив, в случае чистой монополии в отрасли действует только одна фирма, другими словами понятия “отрасль” и “фирма” совпадают. Непреодолимые барьеры для вступления на рынок и жесткая ценовая дискриминация делают монополиста единственным прайсмейкером и хозяином отрасли.

    Итак, рассмотрим теперь характеристики монополии  более подробно. Вообще, возможно ли существование чистой монополии  в реальности? Мы ведь знаем что  понятие “совершенная конкуренция” к реальному рынку неприменимо. На самом деле в масштабах страны, а тем более всего мира о существовании чистой монополии не может быть и речи. “Microsoft” не является монополистом на рынке программного обеспечения, так как есть другие фирмы, пускай и более мелкого калибра, например “Apple”. Но если взять более скромный масштаб, например небольшой город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно типична. В таком городе существует одна электростанция, одна железная дорога, единственный аэропорт, один банк, одно крупное предприятие, одна стоматологическая клиника и т. д.

   Одной из важнейших особенностей монополии  является отсутствие у производимой продукции близких заменителей, то есть выпускаемый фирмой-монополистом продукт уникален. Такую фирму  можно в полной мере отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа компаний в отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером естественной монополии являются метрополитен, или муниципальные коммунальные службы. И та, и другая организация имеет такую глобальную структуру в пределах одного города как раз, чтобы сократить средние издержки. Представьте себе, чтобы одна коммунальная служба имела в своем ведении лишь одну квартиру многоэтажного дома. Тогда бы издержки этой службы резко поползли вверх: уборщице, электромонтеру, лифтеру, трубочисту, сантехнику, специалисту по телефонной сети и многим другим необходимо выплачивать заработную плату регулярно, а не когда у жильца этой квартиры прорвет трубу или он застрянет в лифте, и тогда бы коммунальная служба взимала непомерную оплату с этого жильца, а тот в свою очередь отказался бы от услуг службы. Действительно же легче одной такой бригаде коммунальной службы иметь в ведении целый дом, или даже несколько домов. Приведенный выше пример является иллюстрацией к эффекту масштаба производства. Как вы уже поняли, эффект масштаба – это и есть сокращение средних издержек путем роста предприятия, а также это один из барьеров для вступления в отрасль.

    Существует  ряд других барьеров, как официальных, так и неофициальных. Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии. Согласно патентному праву, изобретатель имеет исключительное право контроля над своим изобретением в течение нескольких лет. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компаний, как “Xerox”, “Kodak”, IBM, “Sony” и т. д. Монопольное положение, закрепленное патентом, служит стимулом капиталовложений в НИОКР, и тем самым, фактором усиления монопольной власти. Вступление в отрасль может быть существенно ограничено и путем выдачи лицензий. Лицензированию подлежат и профессии (врачи, юристы, таксисты и многие другие). Лицензия может быть предоставлена как частной фирме, так и государственной организации (классический пример – история водочной монополии в России).

    Монополия может иметь своей основой  исключительное право на какой-нибудь ресурс. Примером является деятельность компании “Де Бирс”, которая монополизировала крупнейшие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок алмазов.

    Итак, подведем итоги, перечислив все вышеупомянутые характерные черты чистой монополии и добавив некоторые новые.

  1. Монополист – единственный продавец продукции.
  2. Продукция – уникальна, т. е. не имеет близких заменителей.
  3. Монополист устанавливает цену (price-maker).
  4. Цена в рамках монополии всегда выше предельного дохода.
  5. Существуют непреодолимые барьеры для вступления в отрасль.
 

Легальные барьеры:

  • экономия осуществляется с помощью эффекта масштаба производства.
  • собственность на важнейшие виды сырья.
  • патенты и лицензии.
  • исключительные права, полученные от государства (часто в качестве такого  монополиста может выступать само государство)
 

Нелегальные барьеры:

  • ценовая политика
  • давление на поставщиков
 

Положительные и отрицательные стороны монополии. 

    Итак, харбергеровский треугольник показывает величину чистых убытков от монопольной власти. Это следует из того, что совокупность конкурентных фирм в данной отрасли произведет больше монополиста в этой же отрасли (за исключением рассмотренных выше коммунальных служб, метрополитена и т. п.).

    Есть  еще две отрицательные стороны у монополии. Первая – это завышение цен. Действительно, они, как правило, выше конкурентных, однако следует помнить, что монополист стремится к максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. И главное, рост цен не беспределен, он ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию данной фирмы. Вторая отрицательная сторона – ограничение монополистом выпуска продукции. На выпуск действуют издержки, которые в свою очередь зависят от двух факторов: понижающего и повышающего. Фактор, понижающий издержки, - это положительный эффект масштаба производства (экономия на постоянных издержках, централизация снабжения и сбыта, экономия на маркетинговых операциях и т. д.). С другой стороны действует повышающий издержки фактор, связанный с разбуханием и бюрократизацией управленческого аппарата, ослаблением стимулов к инновациям и риску вообще. Чаще всего перевешивает последний фактор, и тогда, действительно, издержки возрастают, а выпуск продукции падает.

    Но  не исключено доминирование первого фактора, тогда издержки сократятся, а объем продукции увеличится. Это будет уже положительная сторона монополистического рынка для общества. Чтобы привести пример, достаточно вспомнить все те же метрополитен и муниципальные коммунальные службы. Еще один плюс монополии – ценовая дискриминация. Более низкие цены на продукты питания для инвалидов, дешевый или даже бесплатный проезд в автобусах для пенсионеров, скидки для студентов на турбилеты и многое другое есть примеры ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация – продажа товаров и услуг разным группам населения по разным ценам. Здесь следует оговориться товары и услуги должны быть такими, чтобы человек, купивший их по более низкой цене, не смог бы их продать по более высокой.

    Нельзя  не сказать о таком понятии, как монопольная власть, для этого обратимся к индексу Лернера:

I = (Pm –  MC)/Pm = 1/E, где

I – индекс монопольной власти;

Pm – монопольная цена;

MC – предельные издержки;

E – эластичность спроса на продукцию.

Чем больше этот индекс, тем выше монопольная власть. Иногда эта формула записывается вот так: 

I = (P – AC)/P                                                                                                (1) 

Если  мы умножим числитель и знаменатель  на Q, то получим в числителе прибыль, а в знаменателе – выручку. 

I = (P –  AC)Q/PQ = П/ТС.                                                                              (2) 

Тем самым  индекс Лернера показывает, что высокая  прибыль – это признак монополии.

Следующее ключевое понятие монопольного рынка – степень концентрации рынка. Показатель этой величины называется индексом Херфиндаля-Хиршмана. 

I = S12 + S22+ S32+…+ Sn2, где                                                                        (3) 

I –  индекс Херфиндаля-Хиршмана.

S1 – удельный вес самой крупной фирмы.

S2 – удельный вес следующей по величине фирмы.

Информация о работе Монополия: сущность и формы