Монополия: понятие и сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 15:32, реферат

Описание работы

История монополии достигает глубокой древности. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений кризисов и монополий указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название детей кризиса.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Понятие монополии. 3
Глава 2. Формы и виды монополий 12
Глава 3. Антимонопольное регулирование. 16
Глава 4. Антимонопольная политика России 22
Заключение. 26
Список литературы. 28

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 56.94 Кб (Скачать)

Можно привести пример, роста цен на продукцию  или услуги естественных монопо листов по сравнению с ценами в целом по промышленности. При этом ускоренный рост цен в отраслях - естественных монополистах нельзя списать на удорожание потребляемых ими ресурсов. Так, в первом квартале 1994 г. затраты предприятий связи из-за роста цен повысились:

по электроэнергии - в 1,5 раза,

по материальным ресурсам - в 1,8 раза,

по транспортным операциям - в 2,5 раза.

Но при  этом тарифы на собственные услуги связисты повысили в 2,7 раза, что позволило  им соответственно увеличить зарплату своим работникам в 2,4 раза (намного  больше, чем в других отраслях).

В итоге  доставка газет и журналов стала  в России стоить уже дороже, чем  собственно подписка на них, а многие органы печати вынуждены были ввести такую странную форму распространения  своих изданий, как подписка с  получением непосредственно в редакцию.

Но каким  образом Россия будет бороться со своими естественными и временными монополиями?

Что касается естественных монополий, то для регулирования  их деятельности предусмотрено создавать  на 3 года специальные федеральные  агентства. Эти агентства имеют  право установить естественным монополистам:

- перечень  потребителей, которых они обязаны  обслуживать;

- уровень  и структуру цены;

- план  инвестирования в расширение  производства.

    Иными словами, в отраслях с естественной монополией свобода рыночного поведения будет ограничена, и на смену ей придет государственное экономическое управление.

Именно  на такой основе правительство России в октябре 1995 г. приняло, например, решение  о замораживании цен (то есть запрещении их повышения) в отраслях - естественных монополистах до конца года. Замораживанию  подверглись цены на газ и электроэнергию, а также железнодорожные тарифы и тарифы на перекачку нефти и  нефтепродуктов по трубопроводам.

По отношению  к временным монополиям будет  проводиться иная политика. Для ослабления их власти над рынком государство  намеревается осуществлять следующие  меры:

- запретить  формирование финансово-промышленных  групп, способных захватить доминирующее  положение на местных товарных  рынках отдельных регионов страны;

- запретить,  уже существующим финансово-промышленным, группам включать в свой состав  предприятия, занимающие доминирующее  положение на местных товарных  рынках отдельных регионов страны;

- поощрять  импорт взаимозаменяемых товаров  из соседних регионов, а также  стран ближнего и дальнего  зарубежья, чтобы ослабить доминирование  монополиста на рынке;

- проводить  принудительное разукрупнение фирм-монополистов  с созданием на их основе  нескольких независимых и конкурирующих  фирм;

- поощрять  новое строительство, а также  создание малых фирм, если это  может помочь снижению степени  монополизации рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение.

    Итак, как уже было сказано выше, сейчас в нашей стране предпринимаются все попытки борьбы с монополиями. Как показал выше приведенный пример, монополист устанавливает более высокие цены на свою продукцию. Что в свою очередь оказывает негативное влияние на общество. Методы антимонопольного законодательства неэффективны, они могут лишь препятствовать созданию новых монополий. Но в России проблема монополизации экономики связана с существующими, созданными раннее монополиями. В ведение мы отмечали, что государственный сектор в СССР составлял около 90% всех предприятий.

    Одним из методов антимонопольного регулирования является дробление одного крупного предприятия на несколько самостоятельных предприятий меньшего размера. Но этот метод не применим к отечественным монополиям, которые создавались, как единая сеть. Прежде всего, это относится к естественным монополиям. Хотя вопрос регулирования естественных монополии волнует многих экономистов из разных стран мира. Но вернемся к отечественной экономике. Видимо, регулирование естественных монополий в нашей стране не достигло того уровня, когда государство может препятствовать монополисту, устанавливать монопольную цену.

Что же касается, регулирования так называемой временной монополии, то, к примеру, такая мера, как поощрение импорта  из зарубежных стран, ослабит не только монополиста, но, главным образом, Малого отечественного производителя, множество  которых и должно составлять конкуренцию  крупным фирмам.

    И, наконец, хотелось бы сказать пару слов, о Российском законодательстве. К сожалению, наша правовая система еще не достигла соответствующего уровня, необходимого для защиты малого бизнеса и борьбы с монопольными образованьями.

Эта еще  одна проблема современной России, которую предстоит решить.

Возможно, эти проблемы и трудности, связанные  с их решением возникают из-за того, что Россия относительно недавно  вступила на путь реформ, большинство  из которых, кстати сказать, были неудачными или неэффективными. За одно десятилетие  перестроить экономику невозможно. К тому же монополии в нашей  стране не результат естественного  развития, а преднамеренно созданные  образования.

Как видно  методы борьбы с монополизмом различны. Наша страна имеет свой, пусть небольшой, по сравнению со странами Западной Европы, не говоря уже о США, опыт антимонопольной политики и связанного непосредственно с ней антимонопольного законодательства.

    Используя этот опыт, опираясь на существующее законодательство и принимая новые, действительно работающие законы, направленные на ограничение монопольной власти и препятствующие созданию новых монопольных образований, проводя эффективную антимонопольную политику, возможно решение проблемы монополизма.

Россия  должна не столько опираться на зарубежный опыт, сколько искать свои способы  выхода из сложившийся ситуации, поскольку  причины, породившие монополии не те же самые, а отличаются они между  собой коренным образом. 

 

   Список литературы.

1. Экономика  без тайн. И. В. Липсиц. Книга  2. Москва: Вита-Пресс, 1996 г.

2. Экономическая  теория (политэкономия). Под ред.  В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. Москва: издательство РЭА, 2000 г.

3. Конкуренция  и антимонопольное регулирование.  С. Б. Авдашева, В. А. Аронин, И. К. Ахполов и др. Под ред.  А. Г. Цыганова. Учебное пособие  для ВУЗов. Москва: Логос, 1999 г.

4. Рынок и  антимонопольное регулирование.  А. И. Колесов, Е. В. Исаенко,  А. В. Исаенко. Белгород, 1999 г.

5. Frank R. X. Перевод  главы 12 - Монополия, 1991 г.

6. Экономика.  Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш,  Ричард Шмалензи. Москва: Дело, 1998 г.

7. Вводный курс  по экономической теории. Учебник  для лицеев. Под ред. Г. П.  Журавлевой. Москва: ИНФРА - М, 1997 г.

8. Основы экономической  теории. Государственный университет  Высшая Школа Экономики. Под  ред. С. И. Иванова. Москва: Вита-Пресс, 2000 г.

9. Монополизм  и антимонопольная политика. Барышева  А. В., Сухотин Ю. В., Богачев  В. Н. и др. Москва: Наука, 1993 г.

10. Экономикс. Самуэльсон П.

11. . Сальников  Е. Монополия: вчера, сегодня,  завтра. “Экономика и жизнь”, 1995 г., №28

12. Государство  и проблема монополии. Никитин  С., Глазова Е. МЭ и МО, 1994 г., №7 

Информация о работе Монополия: понятие и сущность