Монополия: понятие и сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 15:32, реферат

Описание работы

История монополии достигает глубокой древности. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений кризисов и монополий указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название детей кризиса.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Понятие монополии. 3
Глава 2. Формы и виды монополий 12
Глава 3. Антимонопольное регулирование. 16
Глава 4. Антимонопольная политика России 22
Заключение. 26
Список литературы. 28

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 56.94 Кб (Скачать)

6) наказание  фирм за проведение политики  ценовой дискриминации

Осуществление антимонопольных действий со стороны  государства в тактическом плане  возможно двумя путями.

    Во-первых, антимонополистические мероприятия должны в значительной части предшествовать переходу к рыночным отношениям. Предварительно необходимо создание системы мер противодействия монополиям (создание антимонопольного законодательства, расформирование крупных объединений, первичная демонополизация). Но этому варианту присущи недостатки. Они связаны с тем, что вместо одной формы монополизма возникают другие, что не ведет к развитию конкуренции.

    Во-вторых, антимонополистические действия должны осуществляться одновременно с переходом к рыночным отношениям и в рамках этих отношений. Синхронность этих процессов в большей мере способствует демонополизации экономики, развитию конкуренции. В этой связи всей совокупности мероприятий по экономической реформе необходимо придавать антимонопольную направленность. Необходима антимонопольная экспертиза принимаемых решений.

Антимонопольная политика во времени видоизменяется. На каком-то этапе развития приоритетными  являются одни направления антимонопольной  политики, а с изменением ситуации акценты меняются

Однако  некоторые формы монополии современная  экономическая наука и законодательство все же считают нормальным явлением и потому не преследуют. Прежде всего, не подлежит наказанию та фирма, которая  сумела схватить значительную долю рынка  за счет:

· создания уникального товара;

· эффективного маркетинга;

· разработки и освоение новой технологии, позволившей  существенно снизить затраты  и на этой основе продавать товары по более низким ценам, не лишаясь  прибыли.

    Можно сказать, что антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением. К. Маркс еще в середине прошлого столетия пришел к выводу, что появление монополий требует государственного вмешательства.

    Главная цель этого вмешательства заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя. Существуют две основные формы борьбы с монополиями:

1) предупреждение  создания монополий; 

2) ограничение  использования монопольной власти.

    Демонополизация осуществляется путем либерализации рынков. Это достигается гибким маневрированием таможенным режимом (снижение таможенных пошлин, отмена квот, ликвидация других барьеров, препятствующих поступлению на внутренний рынок иностранной продукции), улучшением инвестиционного климата для зарубежных инвесторов, поддержкой малого бизнеса и т.д.

    Важное значение имеют государственный контроль над процессом концентрации капитала, финансовые санкции в случае нарушения антимонопольного законодательства.

    Необходимо умело использовать такой инструмент антимонопольной политики, как ведение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. Включение в Реестр служит предостережением хозяйствующим субъектам, является профилактической мерой и может быть основанием для изучения того или иного субъекта в плане установления монополистической деятельности.

В качестве одного из инструментов антимонопольной  политики используется предварительное  согласие антимонопольных органов  на создание, реорганизацию, ликвидацию, слияние предприятий, приобретение акций (долей) в уставном капитале, на проведение операций на рынке банковских услуг. Предварительное согласие рассматривается  как важный элемент политики создания конкурентной среды

    Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае налагаются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.

    Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна, прежде всего, пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее.

Антимонопольная политика государства способна нанести  вред экономике своей страны, если она, без учета экономических  взаимосвязей и без скрупулезной оценки той или иной проблемы, запрещает  укрупнение фирм, которое было бы полезно  и предоставило бы лучшие шансы в  конкурентной борьбе с отечественными или зарубежными конкурентами

    Итак, не во всех случаях антимонопольное законодательство является достаточно эффективным. Оно отличается высокой степенью неопределенности, часто не позволяет точно устанавливать размеры монополизации рынка. Но в целом оно способствует созданию условий для развития конкуренции. За его нарушения предусмотрены значительная уголовная и гражданская ответственность.

В этой связи стратегическим направлением антимонопольной политики становится работа по поддержанию и формированию добросовестной конкуренции. Этому  нередко мешают соглашения хозяйствующих  субъектов, направленные на раздел рынка  по территориальному или продуктовому признаку, на создание препятствий  входа на рынок конкурентов, на проведение скоординированной ценовой политики. Поэтому антимонопольная политика включает и меры по пресечению подобных антиконкурентных действий. Вместе с  тем остается актуальной проблема ограничения  и пресечения монополистической  деятельности

Наконец разберемся, какую политику проводит государство по отношению к естественным монополиям. В данном случае возникает  противоречие. С одной стороны, фирмы - естественные монополисты, как любые  монополисты, устанавливают высокие  монопольные цены, сокращая объем  производства продукции, и получают сверхприбыли. С другой стороны, как  указывалось выше, конкуренция в  отраслях с естественной монополией экономически неэффективна. Поэтому  государство, сохраняя естественные монополии, принимает меры к ограничению их отрицательных последствий для общества, прежде всего, контролируя цены на их продукцию.

    Обычно, устанавливая цены на продукцию естественных монополий, государство в странах Запада следит за тем, чтобы цены в максимальной степени приближались к предельным издержкам, величина получаемой фирмами прибыли не превышала нормальной и снижались издержки 

 

Глава 4. Антимонопольная  политика в России.

    В результате преобразований в Российской Федерации разрушены устои государственного монополизма, характер монополизации, структура рынков претерпели изменения. По отдельным товарным группам удалось ликвидировать дефицит, возникли первые конкурентные рынки.

    В России на сегодняшний день наблюдается очень высокая степень монополизации рынка. Так, в машиностроении 85% крупных предприятий являются полными монополистами в производстве некоторых видов продукции. В нашей стране монополизм в течение десятилетий насаждался сверху государством. Поэтому демонополизация является важнейшей предпосылкой формирования рынка и отношений конкуренции между предприятиями.

    Юридическая основа для борьбы с монополиями и недобросовестной конкуренцией появилась в России только в 1991 г., когда был принят Закон О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. Этот закон устанавливает, что:

1) запрещаются  действия фирмы, занимающей доминирующее  положение на рынке, если их  результатом оказывается существенное  ограничение конкуренции и ущемление  интересов других участников  рынка, в том числе отдельных  граждан;

2) запрещаются  монопольные сговоры о ценах,  изъятие товаров с рынка для  поддержания дефицита, раздел рынка,  попытки ограничения доступа  на рынок конкурирующих фирм;

3) подлежат  наказанию фирмы, занимающиеся  недобросовестной конкуренцией, в  частности: распространяющие ложные  сведения о товарах и фирмах  своих конкурентов, чтобы отпугнуть  от них покупателей; обманывающие  покупателей относительно реальных  свойств и качества своего  товара; незаслуженно принижающие  в своей рекламе качество товаров  своих конкурентов; незаконно  использующие для своих товаров  чужие названия и товарные  знаки, а также копирующие форму,  упаковку и внешнее оформление  товаров своих конкурентов; похищающие  у своих конкурентов их коммерческие  секреты, а также техническую,  производственную и торговую  информацию;

4) контроль  за деятельностью монополистов  осуществляет Государственный комитет  по антимонопольной политике (Антимонопольный  комитет);

5) при  нарушении требований законодательства  Антимонопольный комитет вправе  расторгнуть любой хозяйственный  договор, потребовать от монополиста  возместить причиненные его действиями убытки, а также наложить на виновную фирму штраф в размере до 1 млн. руб.

.Этот  закон действует и в настоящее  время.

1) естественные  монополии;

2) разрешенные  монополии;

3) временные  монополии.

Естественными монополиями теперь в нашей стране будут считаться отрасли или  фирмы, обладающие двумя признаками:

а) они  производят продукцию или услуги, которые невозможно импортировать  из-за рубежа или привести из других регионов страны;

б) они  действуют на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения числа фирм-производителей экономически неэффективно.

Реально в эту категорию попали такие  отрасли, как электроэнергетика  и теплоэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система  водоснабжения и т. п.

    Разрешенными монополиями будут считаться отрасли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне и безопасности либо производящие некоторые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль за качеством и продажами этой продукции.

В эту  категорию попадают отрасли оборонной  промышленности, а также фирмы, производящие ликероводочные и табачные изделия (акцизные товары, требующие лицензирования) и лекарства.

Временными  монополиями будут признаваться отрасли и фирмы, которые оказались  доминирующими производителями  на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а  не благодаря большей эффективности  своей работы.

Именно  временные и естественные монополии  и будут теперь предметом особого  внимания Антимонопольного комитета Российской Федерации и правительства в  целом. Хозяйственная практика последних  лет убедительно показала, что  именно такие фирмы и отрасли  влияют на развитие отечественной экономики  наиболее негативно, именно они несут  большую долю вины в раскручивании  маховика инфляции.

Информация о работе Монополия: понятие и сущность