Монополия: понятие и сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 15:32, реферат

Описание работы

История монополии достигает глубокой древности. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений кризисов и монополий указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название детей кризиса.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Понятие монополии. 3
Глава 2. Формы и виды монополий 12
Глава 3. Антимонопольное регулирование. 16
Глава 4. Антимонопольная политика России 22
Заключение. 26
Список литературы. 28

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 56.94 Кб (Скачать)

 

 

Глава 2. Формы и виды монополий.

Существуют  разные виды монополий, которые можно  классифицировать на три основных:

1. естественная,

2. административная 

3. экономическая. 

    Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке

Основными признаками естественной монополии  являются следующие:

1. Деятельность  субъектов естественных монополий  эффективнее в отсутствии конкуренции,  что связано с существенной  экономией на масштабах производства  и высокими условно-постоянными  издержками. К таким сферам относят,  например, транспорт. Затраты на  доставку груза или перевозку  одного пассажира тем ниже, чем  больше грузов или пассажиров  перевозятся в данном направлении.

2. Высокие  барьеры входа на рынок, поскольку  фиксированные издержки, связанные  со строительством таких сооружений, как дороги, линии связи, столь  высоки, что организация подобной  параллельной системы, выполняющей  те же самые функции (строительство  дорог и трубопровода или прокладка  железнодорожного полотна проблематична)  вряд ли может окупиться.

3. Низкая  эластичность спроса, поскольку  спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной  монополии, в меньшей степени  зависит от изменения цены, чем  спрос на другие виды продукции  (услуг), поскольку их не возможно  заменить другими товарами. Данная  продукция удовлетворяет важнейшие  потребности населения или других  отраслей промышленности. К таким  товарам относится, например, электроэнергия. Если предложим, рост цен на  автомобили заставит многих потребителей  отказаться от приобретения собственной  машины, и они будут пользоваться  общественным транспортом, то  даже значительное повышение  тарифов электроэнергию вряд ли приведет к отказу от ее потребления, поскольку заменить ее эквивалентным энергоносителем сложно.

4. Сетевой  характер организации рынка, то  есть наличие целостной системы  протяженных в пространстве сетей,  посредством которых производится  оказание определенной услуги, в  том числе наличие организованной  сети, для которой необходимо  Управление и контроль из единого  центра в реальном масштабе  времени

Существуют  два типа естественных монополий:

а) природные  монополии. Рождение таких монополий  происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение  уникальных полезных ископаемых и которая  купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение  использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает  регулирующего вмешательства государства  в деятельность такого монополиста).

б) технико-экономические  монополии. Так условно можно  называть монополии, возникновение  которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

    Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

 Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге - не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересована.

Административная  монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного  рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры  для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются  разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

    Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).

    В отличие от совершенного конкурента , принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке

 Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

 Что является причиной появления и развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один из тех, что предпочитают такие взгляды английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”. Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.

Современная экономическая теория выделяет три  типа монополий:

1) монополия  отдельного предприятия;

2) монополия  как соглашение;

3) монополия,  основывающаяся на дифференциации  продукта.

 

    Глава 3. Антимонопольное  регулирование.

    История развития монополий является одновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Существование монополистической структуры приводит к различным отрицательным последствиям для общества, не позволяет использовать все преимущества рыночного механизма. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует государственной защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения деятельности других. Ведь одной из важнейших функции государства является создание условий для нормального функционирования рынка. Накопленный опыт и научные обобщения помогли обществу понять все “плюсы” и “минусы” монополий, выработать по отношению к ним определенную политику, которая получила название монопольной. Монопольную политику разрабатывает и реализует государство. Во всех странах с рыночной экономикой существует антимонопольное законодательство. Оно впервые возникло в Канаде (в 1889 году) и США (в 1890 году).

    Под антимонопольной политикой понимается система государственных мер правового, экономического, финансового, налогового, психологического характера, препятствующая проявлениям антиконкурентного поведения и способствующая эффективному функционированию рыночной экономики. Антимонопольная политика - это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.

Отношение государства, общества к проблемам  монополизма и конкуренции двояко. Эта двойственность исходит из того, что в условиях концентрации производства и обращения объективна тенденция  сокращения производства, роста цен, злоупотреблений монопольным положением.

С другой стороны, концентрация ведет к массовому  производству продукции и, следовательно, к снижению издержек производства, а в целом к экономии основных видов ресурсов.

Исходя  из этих двух тенденций, государство  строит антимонопольную политику

Можно выделить три направления антимонопольной  политики.

Во-первых, борьба с монополизацией. В США  рынок отрасли считается монополизированным, если доля одной фирмы составляет 60% и выше. При этом американское законодательство направлено не против крупных размеров корпораций как таковых, а против последствий захвата рынка монополистами, так как в ряде случаев минимальные средние издержки могут быть достигнуты лишь при значительных выпусках продукции, которые могут составлять достаточно большую долю отраслевого объема производства. Поэтому дополнительными критериями для отнесения компаний к монополистам служат подавление партнеров путем снижения цен ниже издержек производства, заключение контрактов с другими фирмами, направленных против конкурентов. Компания не преследуется, если она производит необычные товары или услуги, является новатором, и при многих других обстоятельствах.

Во-вторых, предотвращение антиконкурентных слияний  фирм.

В-третьих, запрет сговоров о ценах, т. е. образования  картелей. Запрещены соглашения между  фирмами о разделе рынка, групповой  бойкот других фирм, манипулирование  ставками на аукционах.

К числу  других наиболее широко применяемых  методов борьбы с монополизацией рынков относятся:

1) предельное  упрощение процедуры создания  новых фирм;

2) снятие  всех барьеров во внешней торговле  и открытие внутренних рынков  для зарубежных фирм, разрушающих  контроль над рынком отечественных  монополистов;

3) принудительное  разделение крупнейших фирм-монополистов  на несколько более мелких  и независимых друг от друга  (как это было проделано некогда  со Стандарт Ойл);

4) введение  государственного контроля за  процедурами слияния и поглощения  фирм, а в некоторых случаях  - установление порядка, при котором  поглощения и слияния возможны  лишь с разрешения государства;

5) введение  в особо сложных случаях (чаще  всего это относится к естественным  монополиям) прямого государственного  контроля за ценами и заработной  платой. Последнее связано с тем,  что в определенных ситуациях  профсоюзы, если они достаточно  массовые, трактуются законом как  монопольные продавцы на рынке  труда;

Информация о работе Монополия: понятие и сущность