Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 15:32, реферат
История монополии достигает глубокой древности. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений кризисов и монополий указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название детей кризиса.
Введение. 2
Глава 1. Понятие монополии. 3
Глава 2. Формы и виды монополий 12
Глава 3. Антимонопольное регулирование. 16
Глава 4. Антимонопольная политика России 22
Заключение. 26
Список литературы. 28
Глава 2. Формы и виды монополий.
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:
1. естественная,
2. административная
3. экономическая.
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке
Основными признаками естественной монополии являются следующие:
1. Деятельность
субъектов естественных
2. Высокие
барьеры входа на рынок,
3. Низкая
эластичность спроса, поскольку
спрос на продукцию или услуги,
производимые субъектами
4. Сетевой
характер организации рынка,
Существуют два типа естественных монополий:
а) природные
монополии. Рождение таких монополий
происходит из-за барьеров для конкуренции,
возведенных самой природой. Например,
монополистом может стать фирма,
геологи которой обнаружили месторождение
уникальных полезных ископаемых и которая
купила права на земельный участок,
где располагается это
б) технико-экономические
монополии. Так условно можно
называть монополии, возникновение
которых продиктовано либо техническими,
либо экономическими причинами, связанными
с проявлением эффекта
Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.
Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство и в итоге - не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересована.
Административная
монополия возникает вследствие
действий государственных органов.
С одной стороны, это предоставление
отдельным фирмам исключительного
права на выполнение определенного
рода деятельности. С другой стороны,
это организационные структуры
для государственных
Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).
В отличие от совершенного конкурента , принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
Что является причиной появления и развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один из тех, что предпочитают такие взгляды английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”. Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.
Современная экономическая теория выделяет три типа монополий:
1) монополия отдельного предприятия;
2) монополия как соглашение;
3) монополия,
основывающаяся на
Глава 3. Антимонопольное регулирование.
История развития монополий является одновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Существование монополистической структуры приводит к различным отрицательным последствиям для общества, не позволяет использовать все преимущества рыночного механизма. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует государственной защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения деятельности других. Ведь одной из важнейших функции государства является создание условий для нормального функционирования рынка. Накопленный опыт и научные обобщения помогли обществу понять все “плюсы” и “минусы” монополий, выработать по отношению к ним определенную политику, которая получила название монопольной. Монопольную политику разрабатывает и реализует государство. Во всех странах с рыночной экономикой существует антимонопольное законодательство. Оно впервые возникло в Канаде (в 1889 году) и США (в 1890 году).
Под антимонопольной политикой понимается система государственных мер правового, экономического, финансового, налогового, психологического характера, препятствующая проявлениям антиконкурентного поведения и способствующая эффективному функционированию рыночной экономики. Антимонопольная политика - это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей.
Отношение
государства, общества к проблемам
монополизма и конкуренции
С другой стороны, концентрация ведет к массовому производству продукции и, следовательно, к снижению издержек производства, а в целом к экономии основных видов ресурсов.
Исходя из этих двух тенденций, государство строит антимонопольную политику
Можно
выделить три направления
Во-первых,
борьба с монополизацией. В США
рынок отрасли считается
Во-вторых, предотвращение антиконкурентных слияний фирм.
В-третьих, запрет сговоров о ценах, т. е. образования картелей. Запрещены соглашения между фирмами о разделе рынка, групповой бойкот других фирм, манипулирование ставками на аукционах.
К числу других наиболее широко применяемых методов борьбы с монополизацией рынков относятся:
1) предельное упрощение процедуры создания новых фирм;
2) снятие
всех барьеров во внешней
3) принудительное
разделение крупнейших фирм-
4) введение
государственного контроля за
процедурами слияния и
5) введение
в особо сложных случаях (чаще
всего это относится к