Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:17, курсовая работа
Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты,
тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности
(индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над
отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации
производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения
монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния,
которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
1. Определение монополии.
2. История возникновения и развития монополии.
3. История возникновения и развития монополии в России.
4. Международные монополии.
5. Виды монополий.
6. Причины существования монополий.
7. Естественные монополии.
8. Антимонопольная политика.
9. Вывод.
ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде
случаев защищенных патентами. Третья: государственное ограничение.
Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется
исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях
государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только
государственные монополии могут продавать табак.
В российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий –
монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них
естественных монополий – 500.
Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне
являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки,
а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные
услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие
отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной
собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы
сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как
в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления
новых подходов к
формированию и регулированию
Монополия означает определенную степень власти над ценой. И эта власть
может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли
отраслевого производства ( концентрация и централизация производства и
капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен,
создание искусственных дефицитов и др. Цены на все вокруг нас – от ракет до
хлеба, света и тепла в домах – зависят от цен на топливо, энергию и
транспорт. . Энергетические и транспортные монополии взвинтили их как
только могли. И чтобы поставить определенный заслон деструктивным силам
монополизации, было разработано антимонопольное законодательство.
Антитрестовская политика представляет собой попытки защитить и усилить
конкуренцию путем создания препятствий для возникновения, использования или
защиты монопольной власти. Применение такого экономического регулирования
необходимо для:
- обеспечения баланса интересов потребителей ( доступные цены ) и
ругулируемых предприятий ( финансовые результаты привлекательные
для кредиторов и новых
- определения структуры тарифов
на основе принципов
эффективного отнесения
потребителей;
- стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней
занятости, улучшению качества обслуживания, повышению
эффективности инвестиций;
- создания условий для развития конкуренции ( например: обеспечения
открытого равного доступа
Наиболее
разработанным принято считать
антимонопольное
США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на «трех
китах», трех основных законодательных актах :
1. Закон Шермана ( 1890 год ). Этим законом запрещалась тайная
монополизация торговли, захват единоличного контроля в той или
иной отрасли, сговор о ценах.
2. Закон Клейтона ( 1914 год ) запрещал ограничительную деловую
практику в области сбыта, ценовую дискриминацию ( не во всех
случаях, а только тогда, когда это не диктуется спецификой текущей
конкуренции ), определенные виды слияний, переплетающиеся
директораты и др.
3. Закон Робинсона-Пэтмэна ( 1936 год ) – запрет на ограничительную
деловую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая
дискриминация и др.
В августе
1995 года был принят закон «О
естественных монополиях»,
в России существует закон от 22.03.1991 года «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках». Но в отличие от
американских, они содержат много конкретных формулировок и нормативов; и
все понимают, что
они имеют искусственный
имеет множество исключений, практически дающих антимонопольному комитету
решать по своему усмотрению, кто является монополистом и подлежит
применению санкций, то есть проблема решена формально-административным
образом.
Нашу экономическую политику все время кидает из административного
произвола по управлению производством к стихии самостоятельности
хозяйственных ячеек. Но в первом случае обнаруживается ущемление местных
интересов, а во втором – несогласованность работы. Идеальное решение не в
том кому предоставлять право решать, а в обеспечении должной направленности
этой деятельности, достигаемом путем более тщательной экономической и
правовой регулировки. Необходимы соответствующие законодательные, прежде
всего антимонопольные, меры, адекватные производственной базе и
хозяйственным отношениям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Курс экономической теории. Учебное пособие. Киров, 1993 год.
2. С.Фишер., Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. Экономика. М.,1993 год
3. Дж.Вильсон, В.Цапелик. «Естественные монополии России» //Вопросы
экономики 1995 год № 11.
4. В.Миронов, А.Зимогляд, А.Яковлев «Российский монополизм и
приватизация»// Экономист 1995 год № 6.
5. «Обуздаем ли монополии»// Российская газета 1994 года 9 июля.
6. В.Ершов «О пользе
неконкретности
Независимая газета 1994 год 1 февраля.
7. Государственно-
1989 год.
8. Большая советская энциклопедия.
9. Краткий экономический словарь.