Монополия и ее виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты,
тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности
(индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над
отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации
производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения
монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния,
которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Содержание

1. Определение монополии.
2. История возникновения и развития монополии.
3. История возникновения и развития монополии в России.
4. Международные монополии.
5. Виды монополий.
6. Причины существования монополий.
7. Естественные монополии.
8. Антимонопольная политика.
9. Вывод.

Работа содержит 1 файл

монополия и её виды.docx

— 30.46 Кб (Скачать)

особое значение в его  системе  (  металлургия,  транспорт,  машиностроение,

нефтяная и сахарная промышленность). Это  привело  к  раннему  возникновению

государственно-монополистических  тенденций. В  80-90  годах  действовало  не

менее 50  различных  союзов  и  соглашений  в  промышленности  и  на  водном

транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском  деле.

Ускоряющее воздействие  на процесс монополизации оказал иностранный  капитал.

До начала 20 века роль  монополий  в  экономике  была  не  велика.  Решающее

воздействие  на  их  развитие  оказал  экономический  кризис  1900-03   г.г.

Монополии постепенно охватывали  важнейшие  отрасли  промышленности  и  чаще

всего  образовывались  в  виде  картелей  и  синдикатов,   в   которых   был

монополизирован  сбыт  при  сохранении  их  участниками  производственной  и

финансовой самостоятельности. Возникали и объединения  трестовского  типа  (

Товарищество «Бр.Нобель», ниточный трест и др.). Отсутствие  законодательных

и административных норм,  регулирующих  порядок  оформления  и  деятельности

монополий,  делало   возможным   использование   против   них   государством

законодательства  формально запрещавшего деятельность монополий. Это  привело

к распространению  официально не  регистрируемых  монополий,  часть  которых,

однако, действовала с согласия  и при прямой  поддержке правительства (

«Продпаравоз»,    военнопромышленные   монополии).   Нелегальное   положение

создавало неудобства ( ограничение коммерческой и юридической  деятельности)

и поэтому они  стремились  к  правовой  легализации,  используя  разрешенные

формы промышленных  объединений.  Многие  крупные  синдикаты  –  «Продамет»,

«Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и  др.   –  по

форме были акционерными предприятиями, действительные  цели  и  деятельность

которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами.  Нередко

одни и те же предприятия  участвовали одновременно в нескольких  соглашениях.

В период промышленного  подъема  (1910-14г.г.)  происходил  дальнейший  рост

монополий. Число  торговых и промышленных  картелей  и  синдикатов  составило

150-200. Несколько десятков  их было на транспорте.  В   банковские  монополии

превратились   многие   крупнейшие   банки,    проникновение    которых    в

промышленность,  наряду   с   процессами   концентрации   и   комбинирования

производства, способствовало укреплению  и  развитию  трестов,  концернов  и

т.п. (Русская  нефтяная  генеральная  корпорация,  «Треугольник»,  «Коломна-

Сормово»,  «Россуд-Новаль»,  военнопромышленная   группа   Русско-Азиатского

банка и др.). Уровень  концентрации сбыта и производства монополий был  очень

неравномерен.  В  одних  отраслях   народного   хозяйства   (   металлургия,

транспорт,  машиностроение,  нефте-  и угледобыча,  сахарное  производство)

монополии концентрировали  основную  часть  производства  и  сбыта  и  почти

безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка,  легкая  и

пищевая промышленность) -  уровень монополизации был  невысок.

    В годы  первой мировой войны 1914-18 г.г.  прекратилась деятельность ряда

локальных монополий, но в целом война увеличила  число монополий и  их  мощь.

Возникли   крупнейшие   концерны   Второва,   Путилова-Стахеева,   Батолина,

бр.Рябушинских.  Особенно  развивались   монополии   связанные   с   военным

производством.  Российский  монополистический  капитализм   существовал   на

основе сращивания монополий с государственными органами  (  металлургический

комбинат,  Джутовый  синдикат  и  др.),  а  также  в  форме  «принудительных

объединений»  по  инициативе  и  при  участие  правительства  (  организации

Ванкова, Ипатьева, Киевская организация  производства  колючей  проволоки  и

др.). Монополии были ликвидированы  в  результате  Октябрьской  революции  в

ходе национализации промышленности и банков. Советское  государство  частично

использовало учетные  и  распределительные  органы  монополий  при  создании

органов управления народным хозяйством. При переходе России  к  рынку  вновь

возникли монополии  и проблемы связанные с ними.

    Особый  вид монополий – международные  монополии.  Экономической  основой

возникновения и  развития международных монополий  является  высокая  степень

обобществления   капиталистического   производства   и   интернационализация

хозяйственной жизни. Существуют две разновидности  международных  монополий.

Первая  –  транснациональные  монополии.  Они  национальны  по  капиталу   и

контролю,  но  международны   по   сфере   своей   деятельности.   Например:

американский  нефтяной  концерн  «Стандард  ойл  оф  Нью-Джерси»,   имеющего

предприятия более  чем в 40 странах, активы за рубежом  составляют  56%  общей

их суммы, объем  продаж 68%, прибыли 52%. Подавляющая часть  производительных

мощностей и сбытовых организаций  швейцарского  пищевого  концерна  «Нестле»

размещена  в других  странах.  Только  2-3%  всего оборота приходится  на

Швейцарию.  Вторая  разновидность  –  собственно  международные   монополии.

Особенность   международных   трестов   и    концернов    –    международное

рассредоточение  акционерного  капитала  и  многонациональный  состав   ядра

треста или  концерна.  Например:  англо-голландский  химико-пищевой  концерн

«Юнилевер», германо-бельгийский трест фотохимических товаров  «Агфа-Геверт».

Их число  значительно  не  велико,  поскольку  объединение  капитала  разной

национальной принадлежности сопряжено с  большими  сложностями:  различие  в

законодательстве стран,  двойное налогообложение,  противодействие какого-

либо  правительства  и   т.д.   Основные   формы   объединения:   учреждение

монополиями  разных  стран  совместной  компании  в   форме   самостоятельно

существующего  треста  или  концерна;  приобретение  одной  монополией  доли

контрольного пакета акций иностранной  монополии;  непосредственное  слияние

активов фирм разных стран ( слияние де-юре); объединение компаний  различных

национальностей посредством  «квазислияний». Последнее  осуществляется  путем

обмена акциями  между фирмами сохраняющими  юридическую независимость,  либо

посредством взаимного  назначения администраторов,  либо  через  коллективное

владение  акциями  совместных  компаний.  Слияние  такого  типа  –  наиболее

распространенная  форма образования международных  трестов  и  концернов.  Они

помогают разно  национальным фирмам, объединяющим  оперативную  деятельность,

не только избежать  двойного  налогообложения,  но  и  сохранить  формальную

самостоятельность,  корпоративную  структуру,   индивидуальные   особенности

производства  и   сбыта,   собственные   торговые   знаки,   прежнее   место

расположение  штаб-квартир  материнских   компаний   и    принадлежность   к

национальному законодательству своей страны.

    Объективной   основой  монополизма   является   доминирующее   положение

хозяйствующего субъекта на  рынке,  что  позволяет  ему  оказывать  решающее

влияние на конкуренцию,  завышать  цену  и  снижать  объем  производства  по

сравнению с теоретически  возможным  уровнем,  затруднять  доступ  на  рынок

другим хозяйствующим  субъектам.  В  конечном  итоге  это  дает  возможность

монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос,  получать

монопольно высокую  прибыль. Конкурентные  рынки  в  целом  работают  хорошо,

чего нельзя сказать  о рынках, на которых или покупатели, или продавцы  могут

манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует  предложение

выпуск продукции  будет малым, а  цены  –  высокими.  Монополия представляет

собой   крайнюю   форму   несовершенной   конкуренции.   Продавец   обладает

монопольной властью, если он может повышать цену  на  свою  продукцию  путем

ограничения  своего  собственного  объема  выпуска.  На  монопольных  рынках

существует барьер вхождения, который  делает  невозможным  проникновение  на

рынок любого нового продавца. Фирма обладающая монопольной властью проводит

политику ценовой  дискриминации, то есть продает один и тот же  товар  разным

группам потребителей по разным ценам. Но для этого  фирма-монополист  должна

уметь надежно разделять  свой  рынок,  ориентируясь  на  разную  эластичность

спроса у разных потребителей, умело отделять «дешевый»  рынок от  «дорогого». 

    Вид монополий  зависит от рыночной структуры  и формы конкуренции. Вообще

любая монополия  может  существовать  лишь  при  несовершенной  конкуренции.

Рынок монополии  предполагает, что данный продукт  производится  только  одной

фирмой ( отрасль состоит из  одной  фирмы)  и  она  обладает  очень  высоким

контролем над ценами. Рынок олигополии может  подразделяться  на  два  типа:

олигополия первого  вида – это отрасли с совершенно одинаковой  продукцией  и

большим размером предприятий. Олигополия второго  вида  –  положение,  когда

есть несколько  продавцов,  продающих  дифференцированные  товары.  В  таком

случае существует частичный контроль  над ценами.  Рынок монополистической

конкуренции  с  дифференциацией  продукта   предполагает,   что   покупатель

предпочитает товар  определенного вида: его привлекает  именно  данный  сорт,

качество, упаковка, торговая марка, уровень  обслуживания  и  т.п.  Признаки

такого   рынка:   множество   производителей,   много   действительных   или

воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами.

    Есть несколько  причин существования  монополий.  Первая:  «естественная

монополия».  Если  производство  любого  объема   продукции   одной   фирмой

обходится  дешевле,  чем  его  производство  двумя  или  более  фирмами,  то

говорят, что отрасль  является естественной монополией.  И  причина  здесь  –

экономия от масштаба – чем  больше  произведено  продукции,  тем  меньше  ее

стоимость. Вторая причина: одна-единственная фирма  обладает  контролем  над

некоторыми редкими  и чрезвычайно важными ресурсами  или в виде сырья,  или  в

виде  знаний,  защищенных  патентом  или содержащихся  в секрете.  Пример:

алмазная монополия  «Де  Бирс»  опирается  на  контроль  над  сырьем;  фирма

«Ксерокс»   контролировала   процесс    изготовления    копий,    называемый

Информация о работе Монополия и ее виды