Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:40, курсовая работа
Актуальность выбранной темы, во-первых, заключается в том, что монополистическая конкуренция является одной из самых распространённых рыночных структур в российской экономике. Достаточно сложно встретить чистую монополию или совершенную конкуренцию, однако монополистическая конкуренция совмещает в себе черты двух данных структур.
Из самого названия данной рыночной структуры понятно, что это конкуренция. А конкуренция – это важное средство контроля в рыночной системе. Рыночный механизм предложения спроса доводит пожелания потребителей до поставщиков ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятие – изготовителя и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять пожелания потребителей. Конкуренция вызывает расширение производства и понижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства.
Конкуренция заставляет предприятие наиболее полно воспринимать научно – технические достижения, применять эффективные технику, технологию, современные методы организации производства и труда.
Монополистическая конкуренция представляет собой такую структуру рынка, при которой большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.
Таким образом, данная тема актуальна ещё тем,что рынок отличается легкостью доступа и выхода из него, а потому на нем постоянно могут появляться новые участники, еще более обостряя конкуренцию.
В связи с тем что на современных рынках преобладает именно эта структура, наше общество развивается быстрее: потребители получают модернизированные, новейшие товары и услуги в ходе дифференцирования продукции,а у продавцов появляется стимул и возможность получать большую прибыль.
Цель исследования заключается в рассмотрении дифференциации продукции как одного из необходимых условий существования монополистической конкуренции.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены следующие задачи:
1.Определить понятие монополистической конкуренции и выявить её особенности;
2.Определить цены и объёмы производства в условиях монополистической конкуренции;
3.Раскрыть понятие дифференциации продукции как одной из составляющих монополистической конкуренции;
4. Представить анализ книгоиздательской отрасли монополистической конкуренции, в которой представлена дифференциация продукции;
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список.
Данная работа имеет определенную практическую значимость. Являясь барьером к входу остальных фирм, дифференциация продукции позволяет фирме назначить более высокую цену, что позволяет увеличить прибыль. А изучение и рассмотрение этого механизма представляет нам полную картину о том, что дифференциация продукции является одним из необходимых условий существования монополистической конкуренции.
Введение..............................................................................................................3
Глава 1. Моноплистическая конкуренция как одна из форм рыночных струкрур...............................................................................................................5
1.1.Определение и условие монополистической конкуренции................5
1.2.Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции....................................................................7
Глава 2. Понятие дифференциации продукции. Дифференциация продукции в книгоиздательской отрасли...................................... ....................................11
2.1.Понятие дифференциации продукта....................................................11
2.2. Дифференциация продукции в книгоиздательской отрасли............13
Заключение........................................................................................................22
Список литературы...........................................................................................24
Тиражная политика, осуществляемая российскими издателями, определяется сегодня покупательским спросом. В настоящее время предложение на книжном рынке значительно превышает спрос, что является причиной того, что в течение уже нескольких лет тиражи выпускаемых изданий колеблются приблизительно на одном уровне.
Существенную трансформацию
Таким образом, можем сделать вывод, что в последнее время книгоиздательская отрасль бурно развивается. Появляется все больше и больше издательств, поэтому стратегия дифференциации продукции необходима для того, чтобы создать барьеры для входа в отрасль.
Дифференциация продукта представляет собой процесс, включающий и разработку производителем ряда отличительных свойств конкретного изделия, и выделение последнего потребителем из мира товаров – конкурентов13, предлагаемых на данном отраслевом рынке. Из исследования Ф. М. Шерера и Д. Росса можно заключить, что дифференциация продукта – это различие по качественным характеристикам, уровню обслуживания, географическому размещению, наличию информации и субъективному восприятию, в результате чего потребители выказывают явное предпочтение одному из конкурирующих продуктов по данной цене.14
Как известно, дифференциация может быть разделена на горизонтальную и вертикальную.
Рассмотрим вертикальную дифференциацию продукции. Отрасль представляет широкие возможности по выбору качества товара: в последнее время увеличилось число изданий, нацеленных на различные платежеспособные группы населения. Примером может служить издательство « Vita Nova»,специализирующееся на роскошных вариантах выпуска классической литературы, - стоимость подобной книги может достигать нескольких тысяч рублей, что обусловлено высочайшим качеством полиграфической продукции: отменная мелованная бумага, кожаный переплет, золотое тиснение, гравюры Дюрера и т.д. Также в сегменте «премиум-класса» работает и издательство «Интрейд Корп.», но их отличительной чертой является использование работ современных художников для оформления изданий: несколько лет назад были выпущены избранные сочинения Н.В.Гоголя, проиллюстрированные нашими современниками. Одним из многих наглядных примеров вертикальной дифференциации служат различные варианты издания произведений классиков мировой литературы. С одной стороны выступают издательства, ориентированные на высший рыночный сегмент, продукция которых характеризуется высочайшим качеством и соответствующими ценами. С другой стороны существует целый ряд серий отдельно взятых издательств, направленных на удовлетворение массового спроса на ту же литературу: санкт-петербургская «Азбука» уже в течение нескольких лет выпускает серию «Азбука-классика»: книги карманного формата, в мягкой обложке, выпускаемые на газетной бумаге, что позволяет снизить цены до минимума15.
Таким образом, различие в качестве
выпускаемой продукции фирм книгоиздательской
отрасли создает условия для
существования в ней
Рассмотрим горизонтальную дифференциацию продукции. В книгоиздательской отрасли существуют четко выделенные ниши и направления по потребительским предпочтениям. В последнее время получили распространение книжные серии, каждая из которых ориентирована на определенные взгляды и вкусы. В качестве примеров можно привести следующие серии: «Bibliotheca Stylorium», выпускаемая «Азбукой» и ориентируемая на приверженцев интеллектуального чтения; «Поколение XYZ» и «Альтернатива» издательства «АСТ», предназначенные для молодежи с соответствующими либеральными и оппозиционными взглядами; «Лекарство от скуки» издательства «Иностранка», позиционируемая в качестве наиболее интересной антологии современного зарубежного детектива. Ситуация складывается таким образом, что фактически книгоиздательства редко идут на столкновения, пытаясь отвоевать долю рынка, вместо этого они прибегают к углублению дифференциации выпускаемой продукции. Разумеется, дифференциация находит свое непосредственное отражение и в дизайне продукции: для многих издательств определенный вид обложки стал уже фирменным знаком.
Таким образом, в области действует принцип сегментации – каждый товар занимает свою область потребительского выбора.
Таким образом, можно сделать выводы, что дифференциация продукции позволяет занять лидирующие позиции в отрасли. И это стало очевидным на основе данных примеров.
В этой главе рассмотрели
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были раскрыты понятия монополистической конкуренции, дифференциации продукции, модели поведения участников в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Являясь промежуточным типом таких рыночных структур, таких как совершенная (чистая) конкуренция и чистая монополия, монополистическая конкуренция впитала в себя черты их обеих. Эти черты отражаются как в определении условий ее существования, так и в особенностях поведения. Но, все же, являясь самостоятельной структурой монополистическая конкуренция приобрела и свои собственные свойства, например, использование, в качестве основных, неценовые методы конкуренции.
И, наконец, стоит отметить три особенности, возникающие в реальном мире, вносящем свои коррективы в любую теоретическую основу, в том числе и рассмотренную - модель монополистической конкуренции:
1. Некоторые фирмы могут
2. Надо вспомнить, что вхождение в отрасль все же имеет некоторые ограничения. Поскольку продукция дифференцирована, возникают более значительные финансовые проблемы, чем в других случаях.
3. В результате дифференциации
с точки зрения размещения
и доступности убытки и
В практической части работы была рассмотрена дифференциация в отрасли книгоиздания. Видно, что данная отрасль отличается высокой степенью дифференциации. Именно благодаря этому в современном книгоиздании конкуренция, несмотря на ее видимое существование, не является определяющим фактором функционирования отрасли, так как дифференциация продукта позволяет выделить достаточно четкие ниши и сегменты рынка, каждый из которых направлен на удовлетворение спроса определенной целевой аудитории. Следует отметить, что здесь представлена как горизонтальная, так вертикальная дифференциация товара. Каждое книжное издательство стремится сделать свое издание отличным от других. И это позволяет делать книгоиздательский бизнес достаточно прибыльным. Однако чтобы сделать свой товар уникальным, необходимо вложить достаточно средств для этого (например, реклама, брендинг). Т.е. можно сделать вывод, что дифференциация нужна для того, чтобы уменьшить число конкурентов, но для ее достижения нужно вложить достаточно средств.
Список литературы
[Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://50.economicus.ru/index.
1 Селищев А. С. Микроэкономика [Текст] : учебник / Общая редакция А.С.Селищева. / Е. Строганова, Л. Волкова, В. Земских, А. Ермолаенкова. – СПб : Питер, 2002. – 448 с. – 298 C.
2 Кабраль, Луис М.Б. Организация отраслевых рынков [Текст] : вводный курс / Луис М.Б. Кабраль; Пер. с англ. А.Д. Шведа. – Мн.: Новое знание, 2003. – 365с. - 99 С.
3 Максимова М. Ф. Микроэкономика [Текст] : Учебное пособие / В.Ф. Максимова; Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М. : МЭСИ, 1998. - 99 с. – 63 C.
4 Экономическая
школа. 50 лекций по экономике по микроэкономике.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://50.economicus.ru/index.
5 Вурос А. Экономика отраслевых рынков [Текст] : учебник / Общая редакция А. Вуроса. / А.Вурос , Н. Розанова ; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М. : ТЕИС, 2001. - 253 с. - 79-100 С.
6 Шерер Ф. Структура отраслевых рынков [Текст]: учебник / Общая редакция Ф. Шерера. / Ф. Шерер , Д. Росс.- М. : ИНФРА , 1997. – 702 с. - 581 С.
7 Авдашева С. Б. Теория организации отраслевых рынков [Текст] : Учебник / Общая редакция С. Б. Авдашевой. / С. Б. Авдашева, Н. М. Розанова. – М. : Магистр, 1998. - 311 с. – 253 C.
8 J. Jaskold Gabszewicz , J.-F. Thisse on the Nature of competition with differentiated products. // Economic Journal. 1986. Vol. 96. p. 160-172.
9 Рой Л. В. Анализ отраслевых рынков [Текст] : учебник / Общая редакция Л. В. Роя. / Л. В. Рой, В. П. Третьяк. – М. : ИНФРА-М, 2009. – 442с. – 318 C.
10 Обычно частные предприниматели договариваются с директором или учителями о том, чтобы учебники приобретались именно у них. Такая система особенно распространена в регионах.
11 Львов В. А. Размышления о динамике развития рынка книг / Львов В. А. // Книжный бизнес. - 2009. - №2
12Львов В. А. Размышления о динамике развития рынка книг / Львов В. А. // Книжный бизнес. - 2009. - №2
13Вурос А. Экономика отраслевых рынков [Текст] : учебник / Общая редакция А. Вуроса. / А.Вурос , Н. Розанова ; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М. : ТЕИС, 2001. - 253 с. – 79-100 C.
14 Шерер Ф. Структура отраслевых рынков [Текст] : учебник / Общая редакция Ф. Шерера. / Ф. Шерер , Д. Росс.- М. : ИНФРА , 1997. – 702 с. – 566 C.
15Ленский
Б.В. Современные тенденции в книгоиздании.[
Электронный ресурс]. –Режим доступа : http://rubakin.zavetspisok.ru/
Информация о работе Монополистическая конкуренция и дифференциация продукции