Монополистическая конкуренция и дифференциация продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы, во-первых, заключается в том, что монополистическая конкуренция является одной из самых распространённых рыночных структур в российской экономике. Достаточно сложно встретить чистую монополию или совершенную конкуренцию, однако монополистическая конкуренция совмещает в себе черты двух данных структур.
Из самого названия данной рыночной структуры понятно, что это конкуренция. А конкуренция – это важное средство контроля в рыночной системе. Рыночный механизм предложения спроса доводит пожелания потребителей до поставщиков ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятие – изготовителя и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять пожелания потребителей. Конкуренция вызывает расширение производства и понижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства.
Конкуренция заставляет предприятие наиболее полно воспринимать научно – технические достижения, применять эффективные технику, технологию, современные методы организации производства и труда.
Монополистическая конкуренция представляет собой такую структуру рынка, при которой большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.
Таким образом, данная тема актуальна ещё тем,что рынок отличается легкостью доступа и выхода из него, а потому на нем постоянно могут появляться новые участники, еще более обостряя конкуренцию.
В связи с тем что на современных рынках преобладает именно эта структура, наше общество развивается быстрее: потребители получают модернизированные, новейшие товары и услуги в ходе дифференцирования продукции,а у продавцов появляется стимул и возможность получать большую прибыль.
Цель исследования заключается в рассмотрении дифференциации продукции как одного из необходимых условий существования монополистической конкуренции.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены следующие задачи:
1.Определить понятие монополистической конкуренции и выявить её особенности;
2.Определить цены и объёмы производства в условиях монополистической конкуренции;
3.Раскрыть понятие дифференциации продукции как одной из составляющих монополистической конкуренции;
4. Представить анализ книгоиздательской отрасли монополистической конкуренции, в которой представлена дифференциация продукции;
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список.
Данная работа имеет определенную практическую значимость. Являясь барьером к входу остальных фирм, дифференциация продукции позволяет фирме назначить более высокую цену, что позволяет увеличить прибыль. А изучение и рассмотрение этого механизма представляет нам полную картину о том, что дифференциация продукции является одним из необходимых условий существования монополистической конкуренции.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
Глава 1. Моноплистическая конкуренция как одна из форм рыночных струкрур...............................................................................................................5
1.1.Определение и условие монополистической конкуренции................5
1.2.Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции....................................................................7
Глава 2. Понятие дифференциации продукции. Дифференциация продукции в книгоиздательской отрасли...................................... ....................................11
2.1.Понятие дифференциации продукта....................................................11
2.2. Дифференциация продукции в книгоиздательской отрасли............13
Заключение........................................................................................................22
Список литературы...........................................................................................24

Работа содержит 1 файл

Курсовая.Потеева.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

 

 

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ПРОДУКЦИИ. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКЦИИ В КНИГОИЗДАТЕЛЬСКОЙ ОТРАСЛИ

2.1.Понятие дифференциации продукта

Монополистическая конкуренция является несовершенной, причиной этого является одна из самых заметных черт данного  рынка дифференциация продукта. Выпускаемый каждой фирмой товар чем-то отличается от изделий других компаний. Любой из производителей занимает своеобразное положение "мини-монополиста" (единственного производителя данного продукта) и обладает известной властью на рынке. Причем с непривычки режущее слух словосочетание "мини-монополист" является не метафорой, а точным отражением сути ситуации.4

  Дифференциация продукции представляет собой процесс, включающий и разработку производителем ряда отличительных свойств конкретного изделия, и выделение последнего потребителем из мира товаров – конкурентов5, предлагаемых на данном отраслевом рынке. Из исследования Ф. М. Шерера и Д. Росса можно заключить, что дифференциация продукции – это различие по качественным характеристикам, уровню обслуживания, географическому размещению, наличию информации и субъективному восприятию, в результате чего потребители выказывают явное предпочтение одному из конкурирующих продуктов по данной цене.6

 Пpoдyктoвaя диффepeнциaция мoжeт  быть кaк peaльнoй,  включaюшeй  в ceбя paзличия  в кaчecтвe  тoвapoв,  дoлгoвeчнocти  или дpyгиx  фyнкциoнaльныx xapaктepиcтикax, тaк и фaнтoмнoй.  B  пocлeднeм cлyчae  paзличия  тoвapныx мapoк нocят cyгyбo внeшний  xapaктep,  включaют  в ceбя  измeнeния цвeтa, yпaкoвки, внeшнeгo видa. K фaнтoмнoй диффepeнциaции мoжнo oтнecти  paзличия в  кaнaлax  cбытa  тoвapa,  нaпpимep,  кoгдa  пpoдaвeц низкoкaчe-cтвeннoгo пpoдyктa иcпoльзyeт пpecтижныe мaгaзины для пpoдaжи cвoeгo тoвapa. Диффepeнциaция пpoдyкции вeдeт к двyм вaжным пocлeдcтвиям для фиpмы.  Bo- пepвыx, пpoдyктoвoe paзнooбpaзиe coздaeт pынoчнyю  влacть  фиpмы,  пocкoлькy вceгдa нaxoдятcя  пoкyпaтeли,  кoтopыe  oкaзывaютcя  пpивepжeнными  пpoдyктy имeннo  дaннoй  тoвapнoй  мapки  или  дaннoй  фиpмы.  Cooтвeтcтвeннo,   ecли пoкyпaтeли   paccмaтpивaют   paзныe   тoвapныe   мapки   кaк   нecoвepшeнныe cyбcтитyты, фиpмa мoжeт пoднять цeнy нa cвoй ocoбeнный  тoвap  вышe  ypoвня цeн кoнкypeнтoв и нe   пoтepять   пoкyпaтeлeй.   Bo-втopыx,   пpoдyктoвaя диффepeнциaция выгoднa и пoкyпaтeлям. Koгдa фиpмa вxoдит нa  pынoк c  нoвoй тoвapнoй мapкoй, пoтpeбитeли пoлyчaют eщe бoльшee пpoдyктoвoe  paзнooбpaзиe, кoтopoe  cпocoбнo  в лyчшeй cтeпeни  cooтвeтcтвoвaть   иx   пpeдпoчтeниям. Продyктoвaя диффepeнциaция pacширяет  вoзмoжнocти пoтpeбитeльcкoгo выбopa. Дифференциация продукции может быть связана с двумя обстоятельствами: различием потребительских характеристик товаров, удовлетворяющих разные вкусы, и различием качества товаров, удовлетворяющих одинаковые вкусы. Первый тип дифференциации продукции носит название горизонтальной дифференциации, второй тип - вертикальной дифференциации.7

Горизонтальная дифференциации коренится  в различии вкусов. Точнее, потенциальные  потребители имеют неоднородные предпочтения относительно соотношения  характеристик, воплащаемых в товаре. Большое количество заменяемых товаров может существовать на одном рынке лишь потому, что каждый из них сочетает различные характеристики в соотношении, удовлетворяющем какой-то сегмент покупателей:при этом два товара различаются между собой по некоторым свойствам сильнее, чем по остальным.8

Вертикальная дифференциация продукции предполагает распределение продуктов на отраслевом рынке в соответствии с их качеством.9 Например, более компактный и мощный компьютер всегда предпочтительнее для знающего пользователя, нежели громоздкий и маломощный. В данном случае налицо различие качества продукта по двум параметрам. Однако, круг задач который придётся решать с помощью этого компьютера может быть таким, что покупатель отдаст своё предпочтение не лучшему образцу вычислительной технике.

Таким образом, определили, что существует два типа дифференциации продукции: вертикальная и горизонтальная. А также выявили их характерные черты.

  

2.2. Дифференциация продукции в книгоиздании

 Для рассмотрения дифференциации продукции выбрана именно книгоиздательская отрасль, поскольку она отличается высочайшей степенью дифференциации. Именно благодаря этому в современном книгоиздании конкуренция, несмотря на ее видимое существование, не является определяющим фактором функционирования отрасли, так как дифференциация продукта позволяет выделить достаточно четкие ниши и сегменты рынка, каждый из которых направлен на удовлетворение спроса определенной целевой аудитории.

Книга, являясь товаром, материальной ценностью, призвана удовлетворять не только физические и бытовые потребности населения, а в основном его духовные. В этой связи проблема достижения конкурентоспособности книжной продукции и производящих ее предприятий имеют специфические особенности. В отличие от традиционных товаров книжную продукцию следует рассматривать в двух взаимодополняемых аспектах: как материальный носитель и как компоненту духовной потребности. Деятельность же предприятий, продукция которых предназначена для удовлетворения интеллектуальных и духовных потребностей населения в аспекте эффективности их функционирования, к сожалению, недостаточно освещается в научной экономической литературе. Суммарный тираж изданных в книг за последние пять лет почти удвоился. По данным Российской книжной палаты, в 1998–1999 годах, сразу после кризиса, в год выпускалось около 400 млн. экземпляров книг и брошюр, а в 2003–2004 годах эта цифра достигла 700 млн., т. е. уровня 50-х годов. Конечно, до 80-х, когда суммарные тиражи были вдвое выше, еще далеко, но при этом не стоит забывать, что в гигантских тиражах советских времен большую часть составляли издания идеологической направленности. А вот по широте ассортимента нынешний книжный рынок далеко превосходит показатели советского времени. Однако в этом росте кроются и нынешние проблемы отрасли. Рынок уже перенасыщен, свободных ниш практически нет. Средний тираж издания за последние годы почти не изменился и колеблется в пределах 8–9 тыс. экземпляров: при имеющемся уровне конкуренции выпускать книги большими тиражами слишком рискованно. К тому же множество книг выпускается небольшими тиражами из-за того, что они не ориентированы на большую аудиторию. Примером могут служить книги людей, занимающихся научной деятельностью. Они вынуждены печататься, так как этого требуют определенные правила. В результате опять возникает недопроизводство продукции, т.е. потери для общества. В 2004 году тиражом более 100 тыс. вышло лишь 691 наименование книг. А небольшие тиражи не могут обеспечить большой прибыли.    

Однако увеличение цен, а значит и прибыли, делает отрасль привлекательной для фирм, которые не вошли в нее. Как известно, положительная прибыль в отрасли ведет к вхождению в нее новых фирм. Общий объем книжного рынка, учитывая рост цен и суммарных тиражей, за последние пять лет значительно вырос. Однако если сравнить эти показатели с показателями европейских стран, где средняя цена книги составляет 15 долларов, оказывается, что прибыль в российском книгоиздании и книготорговле гораздо ниже. В Европе проданный экземпляр приносит розничной книготорговле в среднем 5,25 доллара, а у нас — 0,87, издательствам же — 4,65 и 0,56 доллара соответственно. Отрасль балансирует на грани окупаемости, поэтому ее инвестиционная привлекательность не очень высока.

Росту книжного рынка препятствует и неразвитость розничной сети. Конкуренция за торговые площади ведет к повышению арендных ставок, и книготорговля в этой борьбе проигрывает другим видам бизнеса, для которых характерна более высокая рентабельность. Открытие книжных магазинов сопряжено со значительными финансовыми рисками. По данным компании «Топ-книга», Россия значительно отстает от европейских стран по уровню обеспеченности книжными магазинами: если там магазин приходится на каждые 10–15 тыс. человек, то у нас — на 60 тыс.

Рассмотрим структуру книжного рынка.

Как и следовало ожидать, больше всего у нас выпускается художественной и детской литературы — соответственно 23,9 % и 9,6 %, т. е. около трети от общего объема изданного за год (в общей  сложности примерно 263,5 млн. экз.).

Второй по величине сегмент —  учебная литература (199 млн. экз.). В  основном это школьные учебники, на них приходится 29% суммарного годового тиража. На диаграмме учебная литература объединена в одну группу с книгами по педагогике, библиотековедению, журналистике и т. п., но общий тираж перечисленных видов литературы незначителен — менее 3 млн. экз. Спрос на учебную литературу формируют внерыночные факторы: это единственная область, регулируемая государством — через Министерство образования и науки, которое дает рекомендации по поводу тех или иных учебных программ. Система распространения тоже достаточно своеобразна: закупки могут осуществляться библиотеками, учебными коллекторами, родителями школьников совместно или индивидуально, через оптовые компании, через магазины или через частных предпринимателей10.

Однако до сих пор недостаточно развит рынок учебной литературы для вузов, где число наименований больше, чем в сегменте для школьников, а оборот — ниже.

Далее идет политическая и социально-экономическая литература (примерно 15% общего тиража). Она почти наполовину представлена книгами по экономике и юриспруденции. Остальные виды литературы значительно менее заметны, хотя в сумме на них приходится около 15% от объема книгоиздания.

Перейдем к анализу ассортимента художественной литературы. Примерно по одной трети общего тиража художественной литературы приходится на книги для детей и на детективы российских авторов. Остальные жанры находятся далеко позади. Соперничать с детективами по числу выпущенных наименований может лишь современная российская проза, драматургия и поэзия, но по суммарным тиражам эта группа уступает им более чем в три раза. 11

 

 

                                                                                                                                          Таблица 2

Структура рынка художественной литературы в 2009 году

(по даннам Российской книжной  палаты)

Классификация

художественной литературы

по видам и жанрам

Число книг

и брошюр

(в печ.ед.)

Общий тираж

(в тыс.экз.)

Печатных

листов-оттисков

(в тыс.)

Русская детективная  и приключенческая литература

2 812

63 542

924 599

Детская художественная литература

3 868

63 273

446 009

Зарубежный сентиментальный(любовный) роман

1 380

25 434

249 984

Русская(российская) проза,поэзия,драматургия

3 780

19 189

387 378

Русская фантастика и  мистика

1 778

12 892

235 804

Зарубежная фантастика и мистика

957

10 249

226 157

Зарубежная детективная  и приключенческая литература

829

6 135

149 718

Русский сентиментальный(любовный роман)

658

5 548

110 204

Фольклор.Мифология.Народное поэтическое творчество

250

3 905

55 052

Мемуары.Биографии

284

2 863

27 561

Документалистика.Публицистика

759

2 558

53935

Русский исторический роман

525

1 774

30 904

Прочая художественная литература

205

1 554

39 463

Литература на языках народа РФ

151

942

16 646

Зарубежный исторический роман

289

524

8 216


 

 

Характерной чертой сегодняшнего российского  книгоиздания является монополизация  рынка. Несмотря на то, что в России работает около 2 500 издательств, 40% рынка (по данным «Топ-книги») приходится на долю четырех крупнейших: ЭКСМО занимает 12 %, АСТ — 10 %, «Просвещение» — 9%, «Дрофа» — 8%. Лидерство первых двух объясняется хорошими позициями на рынке художественной литературы, в частности тех самых отечественных детективов, два другие специализируются на издании учебной литературы.

Еще около 20% рынка делят между  собой издательства «Фламинго», «ОлмаПресс», «Росмэн», «ИНФРА-М», «Радуга», «Вентана-граф», «Баласс», «Панорама», «Рипол-Классик». Остальные 40% формирует множество мелких издательских фирм.

Вот как выглядит статистика читательских предпочтений по данным всероссийского опроса, проведенного Левада-центром в мае-июне 2009 года12.

                                                                                                                                          Таблица 3

Вопрос: «Какие книги(художественную литературу)

Вы больше всего любите читать, чаще всего читаете?»

Не читаю книг

30%

«Женский» детектив

24%

Женская проза

19%

Российский боевик

18%

Историко-приключенческая классика

16%

Современная историческая проза

14%

Русская советская классика

11%

Классические зарубежные детективы

9%

Книги и ВОВ

9%

Русская дореволюционная классика

9%

Зарубежная классика

8%

Традиционная фантастика

6%

Фэнтези

5%

Мистика

5%

Советские романы-эпопеи

5%

Современная отечкственная проза

5%

Новые западные детективы

4%

Современная зарубежная проза

4%

Поэзия

2%


В опросе учавствовало 2400 человек.

 

На всех рынках потребительских  товаров классические стратегии  рекламы и продвижения продукции в значительной степени формируют спрос. Книготорговля же, по понятным причинам, изначально была защищена от иностранных конкурентов. Поэтому лишь в последние три-пять лет российские  издательства-лидеры стали относительно широко использовать на российском книжном рынке хорошо зарекомендовавшие себя западные технологии продвижения товара. Институт бестселлеров  стал планомерно подкрепляться рекламными акциями, поддержкой массмедиа, рекламой в местах продаж. Это обеспечило авторам бестселлеров весьма существенный отрыв от остальных. Так, по данным компании «Топ-книга», в 2004 году суммарный тираж книг наиболее популярного российского автора Дарьи Донцовой составил 18 млн экземпляров, за ней следует Татьяна Устинова с 5 млн экземпляров и Татьяна Полякова с 4 млн.

Информация о работе Монополистическая конкуренция и дифференциация продукции