Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 20:40, курсовая работа
Актуальность выбранной темы, во-первых, заключается в том, что монополистическая конкуренция является одной из самых распространённых рыночных структур в российской экономике. Достаточно сложно встретить чистую монополию или совершенную конкуренцию, однако монополистическая конкуренция совмещает в себе черты двух данных структур.
Из самого названия данной рыночной структуры понятно, что это конкуренция. А конкуренция – это важное средство контроля в рыночной системе. Рыночный механизм предложения спроса доводит пожелания потребителей до поставщиков ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятие – изготовителя и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять пожелания потребителей. Конкуренция вызывает расширение производства и понижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства.
Конкуренция заставляет предприятие наиболее полно воспринимать научно – технические достижения, применять эффективные технику, технологию, современные методы организации производства и труда.
Монополистическая конкуренция представляет собой такую структуру рынка, при которой большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.
Таким образом, данная тема актуальна ещё тем,что рынок отличается легкостью доступа и выхода из него, а потому на нем постоянно могут появляться новые участники, еще более обостряя конкуренцию.
В связи с тем что на современных рынках преобладает именно эта структура, наше общество развивается быстрее: потребители получают модернизированные, новейшие товары и услуги в ходе дифференцирования продукции,а у продавцов появляется стимул и возможность получать большую прибыль.
Цель исследования заключается в рассмотрении дифференциации продукции как одного из необходимых условий существования монополистической конкуренции.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены следующие задачи:
1.Определить понятие монополистической конкуренции и выявить её особенности;
2.Определить цены и объёмы производства в условиях монополистической конкуренции;
3.Раскрыть понятие дифференциации продукции как одной из составляющих монополистической конкуренции;
4. Представить анализ книгоиздательской отрасли монополистической конкуренции, в которой представлена дифференциация продукции;
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список.
Данная работа имеет определенную практическую значимость. Являясь барьером к входу остальных фирм, дифференциация продукции позволяет фирме назначить более высокую цену, что позволяет увеличить прибыль. А изучение и рассмотрение этого механизма представляет нам полную картину о том, что дифференциация продукции является одним из необходимых условий существования монополистической конкуренции.
Введение..............................................................................................................3
Глава 1. Моноплистическая конкуренция как одна из форм рыночных струкрур...............................................................................................................5
1.1.Определение и условие монополистической конкуренции................5
1.2.Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции....................................................................7
Глава 2. Понятие дифференциации продукции. Дифференциация продукции в книгоиздательской отрасли...................................... ....................................11
2.1.Понятие дифференциации продукта....................................................11
2.2. Дифференциация продукции в книгоиздательской отрасли............13
Заключение........................................................................................................22
Список литературы...........................................................................................24
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКЦИИ
( по дисциплине “Микроэкономика”
Выполнила: ст-ка ФМЭиУ
гр. МЭ-21
Потеева К.Р.
Научный руководитель: ассистент кафедры экономической теории Джаркамалиева А.С.
Астрахань 2010
Оглавление
Введение......................
Глава 1. Моноплистическая
конкуренция как одна из форм рыночных
струкрур......................
1.1.Определение и условие монополистической конкуренции................5
1.2.Определение
цены и объема производства в условиях
монополистической конкуренции...................
Глава 2. Понятие
дифференциации продукции. Дифференциация
продукции в книгоиздательской отрасли.......................
2.1.Понятие дифференциации продукта......................
2.2. Дифференциация продукции в книгоиздательской отрасли............13
Заключение....................
Список литературы.............
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы, во-первых, заключается в том, что монополистическая конкуренция является одной из самых распространённых рыночных структур в российской экономике. Достаточно сложно встретить чистую монополию или совершенную конкуренцию, однако монополистическая конкуренция совмещает в себе черты двух данных структур.
Из самого названия данной рыночной структуры понятно, что это конкуренция. А конкуренция – это важное средство контроля в рыночной системе. Рыночный механизм предложения спроса доводит пожелания потребителей до поставщиков ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятие – изготовителя и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять пожелания потребителей. Конкуренция вызывает расширение производства и понижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства.
Конкуренция заставляет предприятие наиболее полно воспринимать научно – технические достижения, применять эффективные технику, технологию, современные методы организации производства и труда.
Монополистическая конкуренция представляет собой такую структуру рынка, при которой большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.
Таким образом, данная тема актуальна ещё тем,что рынок отличается легкостью доступа и выхода из него, а потому на нем постоянно могут появляться новые участники, еще более обостряя конкуренцию.
В связи с тем что на современных рынках преобладает именно эта структура, наше общество развивается быстрее: потребители получают модернизированные, новейшие товары и услуги в ходе дифференцирования продукции,а у продавцов появляется стимул и возможность получать большую прибыль.
Цель исследования заключается в рассмотрении дифференциации продукции как одного из необходимых условий существования монополистической конкуренции.
В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены следующие задачи:
1.Определить понятие монополистической конкуренции и выявить её особенности;
2.Определить цены и объёмы производства в условиях монополистической конкуренции;
3.Раскрыть понятие дифференциации продукции как одной из составляющих монополистической конкуренции;
4. Представить анализ книгоиздательской отрасли монополистической конкуренции, в которой представлена дифференциация продукции;
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список.
Данная работа имеет определенную практическую значимость. Являясь барьером к входу остальных фирм, дифференциация продукции позволяет фирме назначить более высокую цену, что позволяет увеличить прибыль. А изучение и рассмотрение этого механизма представляет нам полную картину о том, что дифференциация продукции является одним из необходимых условий существования монополистической конкуренции.
ГЛАВА 1. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОТРАСЛЕВЫХ СТРУКТУР
1.1. Определение и условие монополистической конкуренции
В экономике существуют разнообразные типы рынков. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.д., что определяет актуальность изучения рыночных структур. Под структурой рынка понимается его характеристика с точки зрения воздействия как рынка на положение и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на состояние рынка.
Можно сказать, что структура рынка определяет степень его конкурентности. В настоящее время по данному критерию выделяют следующие типы рынков: чистой или совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии, как группу рынков несовершенной конкуренции.
В реальной жизни, как показывает практика, всё чаще мы встречаем монополистическую конкуренцию как одну из форм отраслевых структур. Тогда как с наиболее известными монополией и совершенной конкуренцией в чистом виде всё сложнее столкнуться. Под монополистической конкуренцией подразумеваются отрасли, состоящие из относительно большого числа фирм, которые действуют в производстве дифференцированных продуктов, не вступая между собой в тайные союзы. Легкость вступления способствует появлению конкуренции со стороны новых фирм в долговременном периоде. Производитель в условиях монополистической конкуренции может добиться временного преимущества над конкурентами с помощью манипулирования продуктом, рекламы и других приемов стимулирования сбыта. На основе этого можно выделить особенности монополистической конкуренции:
- количество фирм в отрасли. Для монополистической конкуренции характерно присутствие в отрасли довольно значительного количества небольших по объему фирм, выпускающих однотипные, но не одни и те же товары. В отличие от совершенной конкуренции, при которой количество фирм-производителей исчисляется сотнями и тысячами, в отрасли с монополистической конкуренцией действуют несколько десятков фирм. Это приводит к тому, что во-первых, отдельная фирма производит лишь небольшую часть суммарного выпуска отрасли, поэтому обладает ограниченными возможностями влиять на рыночную цену товара. Во-вторых, исключается возможность сговора фирм и картелизации отрасли. В-третьих, каждая фирма практически независима в своих решениях и не учитывает возможную реакцию других конкурирующих фирм. Индивидуальный производитель действует так, как будто его собственное ценовое поведение распространяется на большую группу. При этом суммарный результат принятия аналогичных решений всеми членами группы становится значительным и заметным.1
- свобода входа в отрасль и выхода из нее. В условиях монополистической конкуренции вход фирм в отрасль относительно свободный, поскольку, как было уже сказано, фирмы невелики по размеру и возможность снижения издержек за счет положительного эффекта масштаба у них небольшая. Однако в отличие от совершенной конкуренции, при которой наблюдается абсолютная свобода входа в отрасль, при монополистической конкуренции дополнительные расходы, связанные с необходимостью выделить свой товар (например, за счет рекламы), могут стать барьером для входа новой фирмы в отрасль.
- неценовая конкуренция. При монополистической конкуренции отдельные фирмы отрасли используют в конкурентной борьбе такие неценовые факторы, как реклама, изменение качественных характеристик товара и условий продажи продукции. Это становится возможным вследствие специфики данной рыночной структуры: поскольку фирмы отрасли производят дифференцированный продукт, товар каждой отдельной фирмы оказывается восприимчивым к неценовым факторам.
-дифференцированный товар.
1.2.Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции
Из выше перечисленного следует, что монополистическая конкуренция похожа на монополию, так как отдельные фирмы могут контролировать цену, однако она же похожа на совершенную конкуренцию, так как в модели монополистической конкуренции сохраняются все посылки модели совершенной конкуренции, за исключением однородности продукта.2
Рассмотрим кривую спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы. Поскольку каждый конкурент продает отличную от всех других разновидность определенного блага, то он выступает как монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей. Поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон, и он сам определяет объем своего предложения и цену. Но поскольку продукция, производимая монополистическими конкурентами, легко взаимозаменяема, то спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены на его продукцию, но и от цен на продукцию других конкурентов.
Рис.1. Графики спроса в условиях монополии и монополистической конкуренции
Линия AB является графиком спроса при полной монополии, тогда как ломанная CDEK - кривая спроса при монополистической конкуренции.
Производитель чувствует себя монополистом лишь на отрезке Q2Q3. Если он решит снизить объем до Q1, с тем, чтобы цена была P`1, часть покупателей уйдет к конкурентам и цена установится на уровне P1. Соответственно при установлении низкой цены P4 производитель рассчитывает производить Q`4, однако его конкуренты тоже снизили цену и ему приходится увеличить объем до Q4.
Рассматривая монопольно конкурентную фирму, действующую на отрезке Q2Q3, и используя равенство , становится очевидно, что поведение это фирмы, ставящей перед собой цель максимизацию прибыли, в краткосрочном периоде идентично поведению монополиста.
Рис.2. Поведение монополиста с целью максимизации прибыли
В краткосрочном периоде фирма будет максимизировать свои прибыли (или минимизировать убытки), производя объем продукции, обозначенный пересечением кривых предельных издержек и предельной выручки, в соответствии с формулой .
Фирма, производя выпуск объема Q1 и назначая цену P1, способна получить монопольную прибыль, если конечно P1>P` (Рис.2). В этом случае ее прибыль характеризуется закрашенным прямоугольником (как и в противном случае (Рис.3.) может нести убытки, которые она способна минимизировать в соответствии с той же формулой . В этом случае P1<P`).
Рис.3.Поведение монополиста с целью минимизации убыток
Таким образом, фирма при монополистической конкуренции в коротком периоде ведет себя как монополист, стремясь максимизировать прибыль (минимизировать убытки).
Однако на рынке монополистической
конкуренции это долго продолжа
В случае получения прибылей в краткосрочном периоде (Рис.2 и Рис.4а) можно ожидать, что экономические выгоды привлекут новых конкурентов, поскольку вхождение в отрасль является относительно простым. Что приведет к увеличению предложения. Когда новые конкуренты войдут в отрасль, кривая спроса, с которым сталкивается типичная фирма, сдвинется влево, потому что в этом случае каждая фирма станет обладать меньшей долей совокупного спроса и конкурирует с большим числом продуктов, представляющих собой близкие заменители. Это в свою очередь приводит к исчезновению экономических прибылей. Когда кривая спроса является касательной к кривой средних издержек при максимизирующем прибыль объеме производства, фирма просто покрывает свои издержки, т.е. безубыточна. При объеме производства равном Q , фирма достигает состояния равновесия (Рис.4в.). Любое отклонение от этого объема повлечет за собой возникновение средних издержек, которые превысят цену производства и, следовательно, приведут фирму к убыткам.
Рис.4.Поведение монополистического конкурента
Соответственно, в случае, если фирмы отрасли несут убытки, из отрасли начнется отток капиталов. Выход фирм закончится, когда оставшиеся фирмы будут получать нулевую прибыль, что и отражено на рис. 4в.3
Таким образом, можно понять, почему на рынках всё чаще встречается монополистическая конкуренция, через определения понятия данной формой отраслевой структуры и выявления её особенностей, главной из которых является дифференциация продукции.
Информация о работе Монополистическая конкуренция и дифференциация продукции