Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 17:55, курсовая работа
Важнейшей задачей монетарных властей в современной России является выработка стандартов денежно-кредитного регулирования в условиях пока еще не вполне стабильной рыночной экономики. Решение этой задачи предполагает определение потребностей экономики в деньгах того или иного качества, возможностей управления денежными потоками и выработку действенных инструментов регулирования масштабов денежного обращения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕНЬГИ: ПОНЯТИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА 5
1.1. Деньги и денежное обращение 5
1.2. Моделирование оборота 7
1.3. Регулирование денежного обращения 10
ГЛАВА 2. СКОРОСТЬ ОБРАЩЕНИЯ ДЕНЕГ И 13
МОНЕТИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ 13
2.2. Влияние скорости обращения денег на экономический рост 13
2.2. Динамика уровня монетизации 16
2.3. Государственное регулирование экономики 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
Приложение 1 29
Приложение 2 30
Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.
Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности. В основном это отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования рыночной экономики.
Источником
формирования государственной собственности
выступают национализация и собственно
государственное
Кредитно-денежная политика государства
Большинство
современных экономистов
Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП.
Эта
цель достигается с помощью
Спрос на деньги формируется из спроса на деньги как средство обращения (иначе, деловой, операционный или спрос на деньги для совершения сделок) и как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).
В мировой экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы в обращении:
В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда.
Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Суть их заключается в том, что центральный банк размещает (в ситуации излишка денежной массы в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные ценные бумаги и, таким образом, регулирует предложение денег на денежном рынке.
Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине.
Именно поэтому для России важен мировой опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать.
В ходе написания работы было проанализировано множество теоретических источников, включающих в себя литературу по представленной теме.
В первой главе были рассмотрены общие сведения о понятии денег, денежного обращения и моделирования оборота.
Существует большое количество определений денег, отражающих, как правило, определенные, часто отдельные характеристики денег, например, сущность или функции. Современные деньги с потерей потребительной стоимости перестают быть товаром и могут терять или не иметь некоторых функций. Например, функцию сохранения стоимости при галопирующей инфляции, неконвертируемые валюты не обладают функциями мировых денег. Но также, у современных денег появились и новые функции.
Рыночная экономика не может существовать без денег. Деньги выполняют в экономике три главные функции:
1) средство обращения (помогают товарам обмениваться, минуя трудности бартера, эта функция обеспечивает разделение труда в экономике);
2) измерение ценности товара (деньги почти такая же единица измерения ценности, как метр - единица измерения длины);
3) средство сбережения (надежнее всего хранить богатство именно в деньгах, если есть уверенность в том, что не будет инфляции).
Исследования показали, что денежное обращение и денежный оборот понятия разные, которые не следует отождествлять. Причем денежный оборот выражается в конкретных единицах и выступает как один из показателей денежного обращения (наряду с денежной массой, денежным мультипликатором и др.).
Как денежное обращение, так и денежный оборот выступают в двух сферах: наличной и безналичной.
Также была изложена сущность регулирования оборота: координация процесса исполнения бюджета и мер по регулированию денежного обращения, предусмотренных денежно-кредитной политикой, осуществляется до начала финансового года при подготовке концепции денежно-кредитной политики Центрального банка и Правительства.
Во второй главе выявлено влияние скорости денежного обращения на экономический рост. Было доказано, что скорость денежного обращения может активным образом влиять на объем производства. И хорошо, если рост денежной массы не приводит к высокой инфляции, а заодно снижает процентные ставки, но следует стремиться к оптимальным темпам этого роста, чтобы экономика могла «освоить» новый объем денег. В противном случае «излишние» деньги без усиления инфляции могут воплотиться в падение скорости обращения денег, что отрицательным образом скажется на росте производства.
Важнейшей задачей монетарных властей в современной России является выработка стандартов денежно-кредитного регулирования в условиях пока еще не вполне стабильной рыночной экономики. Решение этой задачи предполагает определение потребностей экономики в деньгах того или иного качества, возможностей управления денежными потоками и выработку действенных инструментов регулирования масштабов денежного обращения.
В работе наглядно представлена динамика уровня монетизации России, а также в развитых и постсоциалистических странах.
Доказано,
что определение
И в завершении рассмотрены формы и методы государственного регулирования экономики.
Я достигла цели своей работы, путем решения поставленных задач.
Динамика ВВП в текущих ценах, денежной массы, инфляции и скорости обращения денег в России
с 4-го квартала 1996 г. по 4-й квартал 2004 г.18
Год/ квартал | ВВП в текущих ценах, млрд. руб. (PQ) | Дефлятор ВВП, январь 1995 = 1(P) | Денежная масса M2, млрд. руб. | Скорость
обращения денег V=4PQ/M2
в годовом исчислении19 |
1996/4 | 565,2 | 2,268 | 288,3 | 7,842 |
1997/1 | 512,4 | 2,239 | 305,8 | 6,702 |
1997/2 | 555,1 | 2,382 | 352 | 6,308 |
1997/3 | 634,2 | 2,316 | 363 | 6,988 |
1997/4 | 640,8 | 2,482 | 374,1 | 6,852 |
1998/1 | 550,9 | 2,443 | 364,7 | 6,042 |
1998/2 | 602,5 | 2,61 | 374,5 | 6,435 |
1998/3 | 675,5 | 2,705 | 374,1 | 7,223 |
1998/4 | 8000,7 | 3,411 | 453,7 | 7,059 |
1999/1 | 901,3 | 4,073 | 482,2 | 7,477 |
1999/2 | 1101,5 | 4,63 | 581,5 | 7,577 |
1999/3 | 1373,1 | 4,934 | 611,9 | 8,976 |
1999/4 | 1447,3 | 5,504 | 714,6 | 8,101 |
2000/1 | 1527,4 | 6,196 | 768,4 | 7,951 |
2000/2 | 1696,6 | 6,469 | 905,8 | 7,492 |
2000/3 | 2037,8 | 6,626 | 1008,8 | 8,08 |
2000/4 | 2043,8 | 7,181 | 1154,4 | 7,082 |
2001/1 | 1900,9 | 7,301 | 1165 | 6,527 |
2001/2 | 2105 | 7,68 | 1305,4 | 6,45 |
2001/3 | 2487,9 | 7,711 | 1425,9 | 6,979 |
2001/4 | 2449,8 | 8,18 | 1612,6 | 6,077 |
2002/1 | 2259,5 | 8,36 | 1578,7 | 5,725 |
2002/2 | 2525,7 | 8,825 | 1768,6 | 5,712 |
2002/3 | 3009,2 | 8,93 | 1863,6 | 6,459 |
2002/4 | 3023,1 | 9,508 | 2134,5 | 5,665 |
2003/1 | 2868,8 | 9,864 | 2226,4 | 5,154 |
2003/2 | 3102,8 | 10,039 | 2626,8 | 4,725 |
2003/3 | 3567,2 | 9,966 | 2752,8 | 5,183 |
2003/4 | 3662,3 | 10,69 | 3212,7 | 4,56 |
2004/1 | 3527,7 | 11,304 | 3421,2 | 4,125 |
2004/2 | 3938,2 | 11,853 | 3687,2 | 4,272 |
2004/3 | 4589,6 | 11,971 | 3727,5 | 4,925 |
2004/4 | 4723,3 | 12,919 | 4363,3 | 4,33 |
Показатели развития стран ЦВЕ и бывшего СССР в 1995 – 2006 гг.20
Страны | Показатель | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Азербайджан | М3/ВВП | — | 10,41 | 11,43 | 10,98 | 9,81 | 9,62 | 11,26 | 12,14 | 12,62 | 14,78 | 13,83 | 14,21 |
Инфляция,% | — | 19,8 | 3,7 | -0,8 | -8,5 | 1,8 | 1,6 | 2,8 | 2,2 | 8,1 | 7,6 | 5 | |
Эк. рост,% | — | 1,3 | 6,1 | 8,6 | 7,9 | 10,3 | 9,6 | 9,7 | 10,8 | 10,1 | 21,6 | 38 | |
Беларусь | М3/ВВП | — | — | — | — | — | 11,6 | 12,32 | 12,54 | 13,99 | 15,14 | 16,81 | 18,98 |
Инфляция,% | — | — | — | — | — | 168,6 | 61,13 | 42,57 | 28,39 | 18,1 | 12,95 | 11,03 | |
Эк. рост,% | — | — | — | — | — | 5,8 | 4,7 | 5 | 6,8 | 11 | 7,1 | 6 | |
Грузия | М3/ВВП | — | 5,31 | 6,56 | 7,55 | 7,31 | 8,42 | 9,98 | 10,91 | 11,55 | 12,91 | 14,63 | 16,58 |
Инфляция,% | — | 39,3 | 7 | 3,6 | 19,1 | 4 | 4,7 | 5,6 | 4,8 | 5,7 | 6,8 | 4 | |
Эк. рост,% | — | 10,5 | 10,6 | 2,9 | 3 | 1,9 | 4,7 | 5,5 | 11,1 | 8,5 | 6 | 5 | |
Казахстан | М3/ВВП | — | — | — | — | 10,48 | 12,9 | 14,97 | 17,76 | 18,82 | 22,33 | 24,47 | 28,32 |
Инфляция,% | — | — | — | — | 8,4 | 13,3 | 8,35 | 5,9 | 6,44 | 6,87 | 7,28 | 6,52 | |
Эк. рост,% | — | — | — | — | 2,7 | 9,8 | 13,5 | 9,8 | 9,3 | 9,4 | 8 | 7 | |
Киргизия | М2/ВВП | — | — | — | — | — | — | — | 11,02 | 13,22 | 14,38 | 15,94 | 21,3 |
Инфляция,% | — | — | — | — | — | — | — | 2,1 | 3,1 | 4,1 | 4 | 3,7 | |
Эк. рост,% | — | — | — | — | — | — | — | 0 | 6,9 | 6 | 5 | 5 | |
Латвия | М2/ВВП | — | — | — | — | — | 16,71 | 17,83 | 27,92 | 27,49 | 28,42 | 31,71 | 39,34 |
Инфляция,% | — | — | — | — | — | 2,6 | 2,5 | 1,9 | 2,9 | 6,3 | 5,7 | 5,3 | |
Эк. рост,% | — | — | — | — | — | 6,9 | 8 | 6,4 | 7,5 | 8 | 7,3 | 6 | |
Литва | М3/ВВП | — | — | — | — | — | 21,63 | 24,26 | 27,28 | 29,81 | 32,73 | 36,79 | 40,37 |
Инфляция,% | — | — | — | — | — | 1 | 1,3 | 0,3 | -1,2 | 1,2 | 2,9 | 3 | |
Эк. рост,% | — | — | — | — | — | 3,9 | 6,4 | 6,8 | 9,7 | 6,6 | 7 | 6 | |
Молдова | М3/ВВП | 17,09 | 16,57 | 19,51 | 14,87 | 14,68 | 13,01 | 15,47 | 17,25 | 17,74 | 21,48 | 25,58 | 26,79 |
Инфляция,% | 30,2 | 23,5 | 11,8 | 7,7 | 39,3 | 31,3 | 9,8 | 5,3 | 11,7 | 12,3 | 10 | 8,1 | |
Эк. рост,% | -15,3 | -5,9 | 1,6 | -6,5 | -3,4 | 2,1 | 6,1 | 7,8 | 6,3 | 7 | 5 | 4 | |
Таджикистан | М2/ВВП | — | — | — | — | — | — | 4,69 | 5,09 | 4,93 | 4,39 | 3,89 | 3,75 |
Инфляция,% | — | — | — | — | — | — | 38,6 | 12,2 | 16,4 | 7,2 | 5,7 | 5,5 | |
Эк. рост,% | — | — | — | — | — | — | 10,2 | 9,,1 | 10,2 | 10,6 | 8 | 7 |
Информация о работе Монетизация экономики и скорость денежного обращения