Монетизация экономики и скорость денежного обращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

Важнейшей задачей монетарных властей в современной России является выработка стандартов денежно-кредитного регулирования в условиях пока еще не вполне стабильной рыночной экономики. Решение этой задачи предполагает определение потребностей экономики в деньгах того или иного качества, возможностей управления денежными потоками и выработку действенных инструментов регулирования масштабов денежного обращения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕНЬГИ: ПОНЯТИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА 5
1.1. Деньги и денежное обращение 5
1.2. Моделирование оборота 7
1.3. Регулирование денежного обращения 10
ГЛАВА 2. СКОРОСТЬ ОБРАЩЕНИЯ ДЕНЕГ И 13
МОНЕТИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ 13
2.2. Влияние скорости обращения денег на экономический рост 13
2.2. Динамика уровня монетизации 16
2.3. Государственное регулирование экономики 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
Приложение 1 29
Приложение 2 30

Работа содержит 1 файл

Курсовая по эконом теории.doc

— 367.50 Кб (Скачать)

    Деятельность  государства, как  субъекта имущественных  отношений.

Традиционным  объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности. В основном это отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования рыночной экономики.

    Источником  формирования государственной собственности  выступают национализация и собственно государственное предпринимательство, т.е. строительство предприятий за счет казенных средств. Предприятия эти остаются субъектами рыночных отношений, т.е. работают в основном на коммерческих началах.

    Кредитно-денежная политика государства 

    Большинство современных экономистов рассматривают  монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов.

    Высшая  конечная цель монетарной политики заключается  в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального  объема ВНП.

    Эта цель достигается с помощью мероприятий  в рамках кредитно-денежной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанная выше глобальная задача, например на фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента и т.д. В том или ином случае проводником монетарной политики является центральный банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящихся в обращении.

    Спрос на деньги формируется из спроса на деньги как средство обращения (иначе, деловой, операционный или спрос  на деньги для совершения сделок) и  как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).

    В мировой экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы в обращении:

  • операции на открытом рынке, т.е. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг;
  • политика учетной ставки, т.е. регулирования процента по займам коммерческих банков у центрального банка;
  • изменение норматива обязательных резервов.

    В настоящее время в мировой  экономической практике основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда.

    Операции  на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Суть их заключается в том, что центральный банк размещает (в ситуации излишка денежной массы в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные ценные бумаги и, таким образом, регулирует предложение денег на денежном рынке.

    Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-то посередине.

Именно  поэтому для России важен мировой  опыт государственного регулирования экономики, который и нужно изучать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В ходе написания работы было проанализировано множество теоретических источников, включающих в себя литературу по представленной теме.

    В первой главе были рассмотрены общие сведения о понятии денег, денежного обращения и моделирования оборота.

    Существует  большое количество определений  денег, отражающих, как правило, определенные, часто отдельные характеристики денег, например, сущность или функции. Современные деньги с потерей потребительной стоимости перестают быть товаром и могут терять или не иметь некоторых функций. Например, функцию сохранения стоимости при галопирующей инфляции, неконвертируемые валюты не обладают функциями мировых денег. Но также, у современных денег появились и новые функции.

    Рыночная  экономика не может существовать без денег. Деньги выполняют в экономике три главные функции:

    1)  средство обращения (помогают товарам обмениваться, минуя трудности бартера, эта функция обеспечивает разделение труда в экономике);

    2)  измерение ценности товара (деньги почти такая же единица измерения ценности, как метр - единица измерения длины);

    3)  средство сбережения (надежнее всего хранить богатство именно в деньгах, если есть уверенность в том, что не будет инфляции).

    Исследования  показали, что денежное обращение и денежный оборот понятия разные, которые не следует отождествлять. Причем денежный оборот выражается в конкретных единицах и выступает как один из показателей денежного обращения (наряду с денежной массой, денежным мультипликатором и др.).

    Как денежное обращение, так и денежный оборот выступают в двух сферах: наличной и безналичной.

    Также была изложена сущность регулирования оборота: координация процесса исполнения бюджета и мер по регулированию денежного обращения, предусмотренных денежно-кредитной политикой, осуществляется до начала финансового года при подготовке концепции денежно-кредитной политики Центрального банка и Правительства.

    Во  второй главе выявлено влияние скорости денежного обращения на экономический рост. Было доказано, что скорость денежного обращения может активным образом влиять на объем производства. И хорошо, если рост денежной массы не приводит к высокой инфляции, а заодно снижает процентные ставки, но следует стремиться к оптимальным темпам этого роста, чтобы экономика могла «освоить» новый объем денег. В противном случае «излишние» деньги без усиления инфляции могут воплотиться в падение скорости обращения денег, что отрицательным образом скажется на росте производства.

    Важнейшей задачей монетарных властей в  современной России является выработка  стандартов денежно-кредитного регулирования  в условиях пока еще не вполне стабильной рыночной экономики. Решение этой задачи предполагает определение потребностей экономики в деньгах того или иного качества, возможностей управления денежными потоками и выработку действенных инструментов регулирования масштабов денежного обращения.

    В работе наглядно представлена динамика уровня монетизации России, а также в развитых и постсоциалистических странах.

    Доказано, что определение макроэкономических эффектов роста денежной массы, выявление инструментов, позволяющих управлять денежными потоками, их эффективности, а также разработка научно обоснованной модели макроэкономического спроса на деньги являются важными задачами при нахождении целесообразного уровня монетизации экономики и, в конечном счете, способствуют проведению успешной монетарной политики государства.

    И в завершении рассмотрены формы и методы государственного регулирования экономики.

    Я достигла цели своей работы, путем решения поставленных задач.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 
    
  1. Абдуразаков Т.К. «Сущность уравнения обмена и проблема скорости расчета обращения денег» // Финансы и кредит. – № 5/2007 – с. 31-43.
  2. Греков И.Е. «О совершенствовании подходов к определению монетизации экономики и обоснование её оптимального уровня» // Финансы и кредит. – № 11/2007 – с. 60-70.
  3. Грязнова Л.Н. «Деньги и регулирование денежного обращения». – Москва, 2002. – с. 220.
  4. Иванченко И.С. «Применение формулы Фишера в анализе динамики российской денежной массы» // Вопросы статистики. – № 2/2005 – с. 66-70.
  5. Малкина М.Ю. «Анализ динамики уровня монетизации экономики и особенностей денежно-кредитной политики в современной России» //Финансы и кредит. – № 34/2007 – с. 2-14.
  6. Мицек С.А. «Влияет ли скорость обращения денег на экономический рост?» // Финансы и кредит. – № 27/2005 – с. 23-24.
  7. Садков В.Г., Греков И.Е. «О воздействии уровня монетизации экономики и структуры денежной массы на эффективность социально-экономического развития» // Финансы и кредит. – № 5/2004 – с. 43-46.
  8. Семенов С.К. «Деньги: понятие и моделирование оборота» // Финансы и кредит. – № 23/2006 – с. 40-43.
  9. Семенов С.К. «Деньги: проблемы, понятия, модели» // Финансы и кредит. – № 32/2005 – с. 36-39.
  10. Семенов С.К. «Деньги: скорость обращения и монетизация экономики» // Финансы и кредит. – № 17/2007 – с. 27-29.
  11. Семенов С.К. «Деньги: эмиссия, её сущность и процедуры» // Финансы и кредит. – № 9/2007 – с. 36-42.
  12. http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics
  13. http://www.gks.ru/bgd

Приложение 1

Динамика  ВВП в текущих ценах, денежной массы, инфляции и скорости обращения денег в России

с 4-го квартала 1996 г. по 4-й  квартал 2004 г.18

    Год/ квартал ВВП в текущих ценах, млрд. руб. (PQ) Дефлятор  ВВП, январь 1995 = 1(P) Денежная  масса M2, млрд. руб. Скорость  обращения денег V=4PQ/M2

    в годовом исчислении19

    1996/4 565,2 2,268 288,3 7,842
    1997/1 512,4 2,239 305,8 6,702
    1997/2 555,1 2,382 352 6,308
    1997/3 634,2 2,316 363 6,988
    1997/4 640,8 2,482 374,1 6,852
    1998/1 550,9 2,443 364,7 6,042
    1998/2 602,5 2,61 374,5 6,435
    1998/3 675,5 2,705 374,1 7,223
    1998/4 8000,7 3,411 453,7 7,059
    1999/1 901,3 4,073 482,2 7,477
    1999/2 1101,5 4,63 581,5 7,577
    1999/3 1373,1 4,934 611,9 8,976
    1999/4 1447,3 5,504 714,6 8,101
    2000/1 1527,4 6,196 768,4 7,951
    2000/2 1696,6 6,469 905,8 7,492
    2000/3 2037,8 6,626 1008,8 8,08
    2000/4 2043,8 7,181 1154,4 7,082
    2001/1 1900,9 7,301 1165 6,527
    2001/2 2105 7,68 1305,4 6,45
    2001/3 2487,9 7,711 1425,9 6,979
    2001/4 2449,8 8,18 1612,6 6,077
    2002/1 2259,5 8,36 1578,7 5,725
    2002/2 2525,7 8,825 1768,6 5,712
    2002/3 3009,2 8,93 1863,6 6,459
    2002/4 3023,1 9,508 2134,5 5,665
    2003/1 2868,8 9,864 2226,4 5,154
    2003/2 3102,8 10,039 2626,8 4,725
    2003/3 3567,2 9,966 2752,8 5,183
    2003/4 3662,3 10,69 3212,7 4,56
    2004/1 3527,7 11,304 3421,2 4,125
    2004/2 3938,2 11,853 3687,2 4,272
    2004/3 4589,6 11,971 3727,5 4,925
    2004/4 4723,3 12,919 4363,3 4,33
 
 

 

Приложение 2

Показатели  развития стран ЦВЕ  и бывшего СССР в 1995 – 2006 гг.20

Страны Показатель 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Азербайджан М3/ВВП 10,41 11,43 10,98 9,81 9,62 11,26 12,14 12,62 14,78 13,83 14,21
Инфляция,% 19,8 3,7 -0,8 -8,5 1,8 1,6 2,8 2,2 8,1 7,6 5
Эк. рост,% 1,3 6,1 8,6 7,9 10,3 9,6 9,7 10,8 10,1 21,6 38
Беларусь М3/ВВП 11,6 12,32 12,54 13,99 15,14 16,81 18,98
Инфляция,% 168,6 61,13 42,57 28,39 18,1 12,95 11,03
Эк. рост,% 5,8 4,7 5 6,8 11 7,1 6
Грузия М3/ВВП 5,31 6,56 7,55 7,31 8,42 9,98 10,91 11,55 12,91 14,63 16,58
Инфляция,% 39,3 7 3,6 19,1 4 4,7 5,6 4,8 5,7 6,8 4
Эк. рост,% 10,5 10,6 2,9 3 1,9 4,7 5,5 11,1 8,5 6 5
Казахстан М3/ВВП 10,48 12,9 14,97 17,76 18,82 22,33 24,47 28,32
Инфляция,% 8,4 13,3 8,35 5,9 6,44 6,87 7,28 6,52
Эк. рост,% 2,7 9,8 13,5 9,8 9,3 9,4 8 7
Киргизия М2/ВВП 11,02 13,22 14,38 15,94 21,3
Инфляция,% 2,1 3,1 4,1 4 3,7
Эк. рост,% 0 6,9 6 5 5
Латвия М2/ВВП 16,71 17,83 27,92 27,49 28,42 31,71 39,34
Инфляция,% 2,6 2,5 1,9 2,9 6,3 5,7 5,3
Эк. рост,% 6,9 8 6,4 7,5 8 7,3 6
Литва М3/ВВП 21,63 24,26 27,28 29,81 32,73 36,79 40,37
Инфляция,% 1 1,3 0,3 -1,2 1,2 2,9 3
Эк. рост,% 3,9 6,4 6,8 9,7 6,6 7 6
Молдова М3/ВВП 17,09 16,57 19,51 14,87 14,68 13,01 15,47 17,25 17,74 21,48 25,58 26,79
Инфляция,% 30,2 23,5 11,8 7,7 39,3 31,3 9,8 5,3 11,7 12,3 10 8,1
Эк. рост,% -15,3 -5,9 1,6 -6,5 -3,4 2,1 6,1 7,8 6,3 7 5 4
Таджикистан М2/ВВП 4,69 5,09 4,93 4,39 3,89 3,75
Инфляция,% 38,6 12,2 16,4 7,2 5,7 5,5
Эк. рост,% 10,2 9,,1 10,2 10,6 8 7

Информация о работе Монетизация экономики и скорость денежного обращения