Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 17:55, курсовая работа
Важнейшей задачей монетарных властей в современной России является выработка стандартов денежно-кредитного регулирования в условиях пока еще не вполне стабильной рыночной экономики. Решение этой задачи предполагает определение потребностей экономики в деньгах того или иного качества, возможностей управления денежными потоками и выработку действенных инструментов регулирования масштабов денежного обращения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕНЬГИ: ПОНЯТИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА 5
1.1. Деньги и денежное обращение 5
1.2. Моделирование оборота 7
1.3. Регулирование денежного обращения 10
ГЛАВА 2. СКОРОСТЬ ОБРАЩЕНИЯ ДЕНЕГ И 13
МОНЕТИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ 13
2.2. Влияние скорости обращения денег на экономический рост 13
2.2. Динамика уровня монетизации 16
2.3. Государственное регулирование экономики 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
Приложение 1 29
Приложение 2 30
В последнем случае речь идет не просто о количественном росте, как это, например, имеет место в Азербайджане, а о новом качестве, так называемом «эффективном росте» – развитии, сопровождающемся прогрессивными структурными сдвигами в экономике. Уровень монетизации в Китае, рассчитанный по сопоставимым показателям Мирового банка (М2/ВВП), уже в 2003 г. был в 6,8 раз выше, чем в России. При этом инфляция потребительского рынка в том же году составила в Китае 1,2% против 13,7% в России – по данным того же банка.
Для большинства развитых европейских стран и США показатель монетизации находится в пределах 60-80%, но в некоторых государствах он существенно выше и даже зашкаливает за 100%. Например, уровень монетизации в Японии в 5,2 раза выше, а в Швейцарии в 5,5 раз выше, чем в России. одновременно обе страны являются наиболее благополучными среди государств с развитой рыночной экономикой в плане поддержания стабильных цен в течение длительного времени: в Швейцарии среднегодовой показатель роста потребительских цен (ИПЦ) в 2001 – 2006 гг. составлял лишь 0,88%, а в Японии и вовсе в течение длительного времени наблюдалась дефляция (аналогичный показатель там равен 0,35%). При этом в большинстве стран, переходящих к политике инфляционного таргетирования, установлено предельное допустимое значение инфляции 2%. Этот стандарт выдерживают практически все развитые страны, за исключением США (где инфляции в 2006 г. составила 2,4%) и в последнее время Великобритании. Что касается выдающихся – по степени обеспеченности деньгами и самым низким показателям инфляции – Японии и Швейцарии, определенный антиинфляционный потенциал заложен у них в значительном отклонении валютного курса национальной денежной единицы от паритета покупательной способности, иными словами, переоценке собственной валюты в обменных операциях. Это создает эффект завышенных внутренних цен и содержит потенциал как их дальнейшего относительного снижения, так и возможного понижения курса национальной валюты по отношению к доллару США и евро, что позволяет управлять экспортом и чем достаточно успешно пользуется та же Япония.
В
странах Центральной и
Показатель монетизации российской экономики (М2/ВВП) за период с 1991 до 1996г. упал с 0,714 до 0,1318, после чего рос вплоть до 1998г. (когда его значение составило 0,1686). После кризиса 1998 года он возобновил падение, достигнув в 2000г. наименьшего значения 0,128. В 2001 – 2006гг. наблюдалось плавное повышение уровня монетизации, к 2006г. его значение выросло до 0,28, увеличившись за стабилизационный период в 2,2 раза. Сопоставление его с данными приложения 2 позволяет утверждать, что в нашей стране в настоящее время обеспеченность экономики деньгами выше, чем большинстве бывших союзных республик (исключая Прибалтику).13
Уровень монетизации экономики России14
Другая явная закономерность – рост уровня монетизации практически во всех странах, где достигнута макроэкономическая стабилизация. Он может быть объяснен увеличением капитализации экономики, ростом сделок с финансовыми активами, усложнением организационной структуры финансовых рынков, в конечном счете, повышением спроса на деньги для финансовых сделок.
Обе закономерности, так или иначе, нашли свое отражение в динамики уровня монетизации экономики в странах, осуществлявших трансформацию к рынку, в том числе в России.
Прежде всего, нужно рассмотреть связь динамики уровня монетизации экономики с темпами инфляции и темпами экономического роста в бывших социалистических странах. Проверке подвергается гипотеза о том, что подавление инфляции, снижение ее темпов, в конечном счете, приводит к увеличению уровня монетизации экономики, экономический рост также положительно взаимодействует с показателем монетизации.
Такой анализ уже приводился ранее, и он в целом приводил к позитивным результатам. Так, в начальный период рыночных трансформаций, 1990 – 1997гг., увеличение темпов экономического роста (в том числе снижение абсолютного значения отрицательного роста) для большинства стран Восточной Европы положительно взаимодействовало с увеличением показателя насыщенности экономики деньгами (М2/ВВП). Коэффициент корреляции монетизации и экономического роста во многих странах находился в пределах 0,7 – 0,9. одновременное снижение темпов инфляции также сопровождалось увеличением монетизации экономики. Корреляция инфляции и монетизации в разных странах составляла от – 38% до – 83%. Исключениями в обоих случаях были Албания, Венгрия и Латвия. Наконец, абсолютно для всех стран Восточной Европы наблюдалась существенная отрицательная корреляция инфляции и экономического роста: в пределах от – 55% до – 93%15. Еще более впечатляющая обратная связь монетизации и инфляции была найдена для российской экономики в стабилизационный период: коэффициент корреляции этих показателей составлял – 0,983 в 2000 – 2005гг.16. Уточненный расчет показывает, что в России в 1999 – 2006гг. отрицательная связь двух макропараметров составляла 77,7%, что тоже существенно.
Вычисление корреляции показателей17
Страна | Коэффициент корреляции показателей | |
Уровень монетизации – инфляция (Хj) | Уровень монетизации - экономический рост (Yj) | |
Азербайджан | 0,27 | 0,62 |
Беларусь | -0,70 | 0,32 |
Грузия | -0,53 | -0,06 |
Казахстан | -0,56 | 0,05 |
Киргизия | 0,61 | 0,39 |
Латвия | 0,63 | -0,50 |
Литва | 0,58 | 0,28 |
Молдова | -0,49 | 0,35 |
Таджикистан | 0,48 | 0,71 |
Узбекистан | 0,26 | -0,24 |
Украина | 0,05 | -0,37 |
Эстония | -0,69 | 0,05 |
Болгария | -0,31 | 0,36 |
Босния и Герцеговина | -0,65 | -0,63 |
Венгрия | -0,83 | -0,85 |
Польша | -0,88 | -0,73 |
Румыния | -0,28 | 0,39 |
Сербия и Черногория | -0,31 | 0,09 |
Словакия | 0,34 | -0,54 |
Словения | -0,81 | -0,66 |
Чехия | 0,67 | -0,72 |
Хорватия | -0,85 | 0,72 |
Количество удовлетворительных показателей корреляции: | 10 | 7 |
Таким образом, определение макроэкономических эффектов роста денежной массы, выявление инструментов, позволяющих управлять денежными потоками, их эффективности, а также разработка научно обоснованной модели макроэкономического спроса на деньги являются важными задачами при нахождении целесообразного уровня монетизации экономики и, в конечном счете, способствуют проведению успешной монетарной политики государства.
В
обеспечении нормального
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению.
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.
К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие:
Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики. Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы – это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты – производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством.
Антимонопольное регулирование. Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство, на основе антимонопольного законодательства, использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и т.д. Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.
Макроэкономическая стабилизация. Другое не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.
Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.
Размещение ресурсов. Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы. Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.
Перераспределение доходов. Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.
Информация о работе Монетизация экономики и скорость денежного обращения