Модели рыночных экономик и их характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

В любой системе производство выступает как отношение общества к природе. Для нормального развития экономики необходимо, чтобы производство и потребление находились в определенной зависимости и определенном отношении друг к другу.

Содержание

Введение …………………………………………………………..3

1. Сущность рыночной экономики………………………………4

2. Шведская модель …………………………………….……….10

3. Польская модель ……………………………………………...16

4. Венгерская модель ……………………………………………22

5. Российская модель…………………………………………….26

Заключение……………………………………………………….35

Список литературы………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

kyrsovik.docx

— 103.81 Кб (Скачать)

    Опыт  Швеции интересен в том отношении, что в ее социально-экономической практике общие закономерности развития социально ориентированной рыночной системы хозяйства, присущие любым другим странам на стадии постиндустриального общества, проявились исключительно ярко и выпукло.

    Шведская  разновидность государства всеобщего  благоденствия получила развитие в результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой. В шведском ''доме для народа'' высокий уровень жизни и социальной защищенности, обеспечиваемых для большинства населения, сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и государственный бюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный характер.

    В Швеции налог на доходы физических лиц варьирует от 31%, если он не превышает 170 тыс. крон, до 51% за пределами этого  порогового минимума. Корпоративный налог был снижен с 50% в 1980-х гг. до 25% в настоящее время. Налог на НДС был введен в Швеции в 1969г. и составляет в среднем 25%. Шведскому государству удалось на протяжении длительного времени сочетать полную занятость и социальную защиту с высокой экономической эффективностью и быстрым ростом производительности труда.1

    Экономическое регулирование в Швеции имеет  достаточно всеобъемлющий и широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через монопольное законодательство и специальные ведомства, такие, как Ведомство по делам цен и картелей, Суд по делам антикартельного регулирования, специфический юридический институт - специальное доверенное лицо – омбудсмен, которое следит за соблюдением правил свободной конкуренции. Швеция имеет большой опыт регулирования цен, контроля над конкуренцией и введения ограничений на несправедливую торговую практику. В предвоенный период времени применялся контроль за ценами на аграрную продукцию, вместе с тем это ограничивало и рост стоимости жизни. В послевоенные годы государство регулировало цены преимущественно через антимонопольное законодательство, а также через установление технических нормативов, таможенного и импортного регулирования, выделение субсидий, предназначенных для поддержания приемлемых для потребителей цен и тарифов, контроль над экономической деятельностью муниципалитетов. В связи с расширением конкуренции из-за внешнеторговой либерализации и присоединения ЕС, а также снижением инфляции в шведской экономике произошел отказ от контроля над ценами, так как он стал попросту излишним. Кроме того, свободу проведения ценовой политики и введения контроля над ценами теперь ограничивают правила ЕС: ведь Швеция инкорпорировала в свое законодательство 1400 общеевропейских норм. Дерегуляция экономической жизни, характерная для Швеции в 1990-х гг., восстановление экономического роста, повышение состязательности со стороны внешних торгово-экономических партнеров, снижение инфляции – все это снизило потребности в государственном регулировании цен в стране. В настоящее время в Швеции контроль над ценами осуществляется в основном при помощи антимонопольного законодательства.

    Государство превратилось в Швеции в крупнейшего  нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочие места примерно для трети экономически активного населения. Около 65% населения Швеции получают почти все свои доходы из общественных фондов: либо как наемные работники правительственных или муниципальных учреждений, либо как получатели социальных пособий или пенсий из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном секторе экономики.1

    Швеция  является пионером также и в отношении  организации действенной системы социального партнерства, начало которому было положено еще в 1938г., когда Шведская федерация профсоюзов и Шведская федерация заключили ''Сальтшебаденское соглашение'' о мирном разрешении трудовых конфликтов и заключении трудовых соглашений. Особенностью шведской системы социального диалога явилось то, что на первых парах он функционировал без вмешательства правительства вплоть до 1970-х гг., когда правительство Швеции стало проводить активное вмешательство на рынке труда, усилив регулирование доходов через увеличение налогов.

    Страна  продолжает сохраняться в основных своих чертах, несмотря на смены  правительств и изменения внешнеэкономической  ориентации. В последние 50 лет у власти находились почти все время социал-демократические правительства. Стабильность социальной направленности шведской экономической системы показывает динамика изменения цен. Например, за период 1980-1990-х гг. цены на акции выросли в 10 раз, на офисные помещения – в 4, в то время как на потребительские товары - только в 2 раза.1

    Высокая экономическая эффективность промышленности Швеции и высокий уровень благосостояния ее населения основываются на развитом инновационном секторе ее экономики и специализации на производстве наукоемкой продукции. В стране существует около 500 тыс. малых предприятий, на которых работает почти треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые предприятия делают наибольший вклад в научно-технические разработки и внедрение, создают новые виды товаров, услуг и технологий.

    Когда шведская модель социально ориентированной  экономики достигла зрелости, стали проявляться некоторые негативные черты: появилась безработица, замедлились темпы экономического роста, снизилась эффективность, ослабились стимулы к интенсивному, высококачественному труду. И опять-таки и политический истеблишмент, и широкие слои трудящихся проявили солидарность в том, что взаимно согласились на корректировку модели организации и функционирования шведского общества. Эта перенастройка началась в 1990-е гг., как раз накануне присоединения к ЕС. Были несколько сокращены расходы на социальны нужды, что привело к незначительному снижению уровня жизни отдельных слоев населения (однако не более, чем на 10%), были уменьшены корпоративные налоги – сначала с 50 до 30%, а затем до 25%, - что имело целью стимулировать инвестиции и поддержать полную занятость. В начале 1990-х гг. проводилась жесткая антиинфляционная политика, продолжались реформы по линии ужесточения требований к получателям социальных выплат, улучшения условий деятельности для малых и средних предприятий, уменьшения налогов на имущество. За 1991-1996гг. в Швеции было осуществлено около 300 изменений правил в системе социального обеспечения и 50 изменений в правила регулирования рынка труда. В результате удалось переломить начавшийся в стране кризис, выразившийся в сокращении ВВП Швеции в период с 1991 по 1993гг. Уже с 1994г. начался  промышленный и экономический рост: с 1994 по 1996гг. ежегодный прирост составил 2,8%.1 (Таблица 1.)

    Экономические реформы Швеции в начале 1990-х гг. позволила также провести структурную трансформацию экономики: из-за дерегулирования повысилась конкурентность на внутреннем рынке, снизилась доля традиционных отраслей и повысилась доля наукоемких производств. Выросла степень концентрации совокупного промышленного потенциала: 25 крупных компаний контролируют 80% совокупного промышленного производства в стране. В период 1991-1994гг. несоциалистическое правительство приватизировало ряд государственных компаний. Ускорился рост инновационных процессов.      

      На  экономическое развитие определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания - “Струра Коппарберг” (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.

        Успешное функционирование экономической  системы зависит от динамики  цен, конкурентоспособности шведской  промышленности и экономического роста. В частности, инфляция - угроза как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.

      Шведская  модель исходит из положения, что  децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

      В экономике Швеции очень высока монополизация  производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников (СКФ),автомобилестроение (“Вольво” и “СААБ-Скания”), черная металлургия (“Свенска столь”),электротехника (“Электролюкс”, АББ, “Эрикссон”), деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная (“Свенска целлюлоза” и др.), самолетостроение (“СААБ-Скания”), фармацевтика (“Астра”, “Фармасиа”), производство специальных сталей (“Сандвик”, “Авеста”).

         В Швеции сложился наиболее  мощный финансовый капитал среди  стран Северной Европы. Он нашел  свое организационное выражение  в финансовых группах. В настоящее время в Швеции можно выделить три финансовые группы. Во главе двух из них (по принятой в шведской экономической литературе терминологии, “сфер банков”) стоят ведущие частные коммерческие банки страны - “Скандинависка эншильда банкен” и “Свенска хандельсбанкен”, при этом первая по всем показателям существенно превосходит своего конкурента. В первой половине 80-х годов началось формирование третьей финансовой группы (“третьего блока”) во главе с крупнейшей компанией страны - автомобильным концерном “Вольво”.

        В финансовую группу  “Скандинависка эншильда банкен”, контролирующую до 40% экспорта, 20% ВВП страны и обеспечивающую 40%  занятости в промышленности Швеции, входят семейные группы Валленбергов, Юнсонов, Боньеров, Лундбергов, Седербергов. Среди них выделяется семейство Валленбергов, контролирующее компании, биржевая стоимость акций которых превышает 1/3 акционерного капитала всех зарегистрированных  на бирже фирм.1

        Вторая финансовая группа - “Свенска хандельсбанкен” - включает в свой состав кроме объединения вокруг самого банка группы финансовых воротил Андерса Валля и Эрика Пенсера и семейные группы Стенбеков и чемпе. Однако здесь семейства не играют значительной роли.

          Сохранение в будущем  двух основных целей шведской модели - полной занятости и равенства - видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели - низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода. 

3. Польская модель

  Экономика Польши вступила в полосу реформирования почти одновременно с нашей страной. Тем не менее Польше удалось достичь существенно лучших результатов: страна является одним из лидеров в Центральной и Восточной Европе. Многие процессы, которые у нас были лишь провозглашены, в Польше уже осуществляются или реализуются в настоящий момент. В Польше на протяжении более пяти лет стабильно улучшаются показатели экономического роста. Одним из важнейших достижений следует считать создание реально действующего фондового рынка, уровень развития которого и выполняемая им роль уже приближаются к западным стандартам.

  • Идет интенсивная подготовка к вступлению Польши в Европейский Союз после 2002 г.

  • В настоящее время в Польше происходят крупные институциональные изменения — административная реформа, реформа систем здравоохранения и социального обеспечения, начатые в 1999 г. Особое влияние на рынок ценных бумаг окажет реформа системы социального обеспечения. Частные открытые пенсионные фонды, управляемые пенсионными обществами, будут собирать взносы работников и инвестировать их на рынке капиталов. Эти институциональные инвесторы получат в распоряжение огромные средства, инвестирование которых на польском фондовом рынке окажет на него существенное влияние.

  • Польская Комиссия по рынку ценных бумаг и биржам (PSEC) завершила работу над постановлением, позволяющим осуществлять «короткую» продажу ценных бумаг (short selling), состоящих в листинге Варшавской фондовой биржи WSE (планируется введение с начала 2000 г.).

  • Предложены обширные изменения и  дополнения к закону «Об облигациях». Получено одобрение правительства, идет обсуждение в Сейме. Новый вариант закона предусматривает введение новых типов облигаций и более гибкие процедуры их выпуска.

  • PSEC готовит изменения к закону «О торговле крупными пакетами акций». Изменения направлены, главным образом, на защиту прав меньшинства акционеров при поглощениях и на обеспечение должного проведения предложений о поглощении.

  • «Закон о товарных биржах» подготовлен  к рассмотрению Парламентом. Данный закон должен создать адекватный механизм по торговле товарными инструментами, что особенно важно для сельского хозяйства.

  • Подготовлены и одобрены правительством поправки к закону «О бухгалтерском учете». Эти поправки представляют собой важный шаг на пути приближения польской системы бухгалтерского учета к международным стандартам бухгалтерского учета.

  • Экономический комитет Совета министров  обсуждает закон «О предотвращении проникновения "грязных" денег в финансовую систему Польши».

  Процесс политического и экономического реформирования начался в Польше в 1989 г. Благодаря грамотной стратегии реформ, учету местных условий и решительному осуществлению процессов реформирования после непродолжительного этапа «шоковой терапии» стране удалось выйти на путь устойчивого экономического роста (таблица 3.).

Информация о работе Модели рыночных экономик и их характеристики