Модели рыночных экономик и их характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

В любой системе производство выступает как отношение общества к природе. Для нормального развития экономики необходимо, чтобы производство и потребление находились в определенной зависимости и определенном отношении друг к другу.

Содержание

Введение …………………………………………………………..3

1. Сущность рыночной экономики………………………………4

2. Шведская модель …………………………………….……….10

3. Польская модель ……………………………………………...16

4. Венгерская модель ……………………………………………22

5. Российская модель…………………………………………….26

Заключение……………………………………………………….35

Список литературы………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

kyrsovik.docx

— 103.81 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СУРГУТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  экономической теории

на  тему «Модели рыночной экономики и их характеристики»

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            Выполнил:

                                            Студент гр. 304 II курса

                                            экономического  факультета 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сургут 2001г.

Cодержание

Введение  …………………………………………………………..3

1. Сущность  рыночной экономики………………………………4

2. Шведская  модель …………………………………….……….10

3. Польская  модель ……………………………………………...16

4. Венгерская  модель ……………………………………………22

5. Российская  модель…………………………………………….26

Заключение……………………………………………………….35

Список  литературы………………………………………………37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    На  какой бы ступени исторического  развития ни находилось человеческое общество, люди, чтобы жить, должны иметь пищу, одежду, жилищные и другие материальные блага. Необходимые человеку средства существования должны быть произведены. Их изготовление совершается в процессе производства.

        Производство есть процесс воздействия  человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества. Исторически оно прошло длительный путь развития от изготовления простейших продуктов до производства сложнейших технических систем, гибких переналаживаемых комплексов, вычислительных машин. В процессе производства не только меняется способ и вид изготовления благ и услуг, но происходит нравственное совершенствование самого человека. В любом обществе производство служит, в конечном счете, удовлетворению  потребностей. Потребности - это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизненности отдельного человека, социальной группы или общества в целом. Потребности выступают внутренним импульсом активной производственной деятельности. Именно они предопределяют  направленность развития производства.

        Первоначально в первобытном  обществе, почти вся жизнедеятельность человека сводилась к развитию материального производства, без чего невозможно было поддерживать крайне низкий уровень потребления материальных благ. На дальнейших ступенях развития человеческого общества и производства появляются интеллектуальные потребности, растет объем и усложняется структура потребления, повышается уровень жизни людей. В условиях совершенного высокоразвитого индустриального производства человечество получило возможность удовлетворения в значительной степени всех сложившихся видов потребностей: материальных, духовных и социальных. Улучшение жизни населения проявляется, прежде всего, в более полном удовлетворении материальных потребностей в продуктах питания, одежде и обуви, жилье, условиях труда и других, жизненно необходимых благах.

         К специфической особенности  потребностей относится их ''необратимость'': с той или иной степенью  интенсивности при любой ситуации они изменяются, как правило, в одном направлении - в сторону роста. В своей совокупности потребности безграничны. А это означает, что материальные потребности в товарах и услугах, многообразные духовные потребности  полностью удовлетворить невозможно. Но человечество стремится к максимальному удовлетворению потребностей, для чего оно должно развивать производство, используя имеющиеся ограниченные ресурсы.

    В любой системе производство выступает  как отношение общества к природе. Для нормального развития экономики  необходимо, чтобы производство и потребление находились в определенной зависимости и определенном отношении друг к другу. Таким образом, в процессе жизнедеятельности между людьми складываются экономические, политические, правовые, технологические, организационные, этические и социальные отношения. Они отражают системные взаимосвязи общества.

        Организуя производственно- трудовую деятельность на основе разделения труда, специализации, кооперации и обмена, человеческое общество смогло совершить значительные  изменения в своем материальном и духовном благосостоянии и научиться производить продуктов труда в тысячи раз больше, чем было возможно  во времена натурального хозяйства.   

1. Сущность рыночной  экономики

Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных  производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

Самое упрощенное определение рынка - это место, где люди в качестве продавцов и покупателей находят друг друга.

       В современной неоклассической  экономической литературе наиболее  часто используется определение рынка, данное французским экономистом

А.Курно (1801-1877гг.) и экономистом А.Маршаллом (1842-1924). "Рынок- это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться".1 В данном определении в качестве критерия определения рынка выступают свобода обмена и установление цен.

        Английский экономист У.Джевонс (1835-1882) в качестве основного критерия определения рынка выдвигает "тесноту" взаимосвязей между продавцами и покупателями. Он считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающие в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара.

    Основной  недостаток приведенных определений  состоит в том, что содержание рынка сводится только к сфере обмена.

    При выявлении сущности рыночных отношений  нужно исходить из того, что понятие "рынок" имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок- это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы. Кроме обращения как такового рыночные отношения включают:

    - отношения, связанные с арендой  предприятий и других структур  экономики, когда взаимосвязь  между двумя субъектами осуществляется  на рыночной основе;   

    - обменные процессы совместных  предприятий с зарубежными                          фирмами;

  • процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;
  • кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;
  • процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.

    Рассмотрим  понятие субъекта рыночной экономики. К субъектам рыночной экономики относятся продавцы и покупатели.

    Экономические связи обеспечивают движение продуктов  от производителя к потребителю, происходит многосторонний обмен между производителями, с одной стороны, и потребителями- с другой.

    Такие обменные процессы обусловлены общественным разделением труда, которое, с одной стороны, разъединяет производителей, разобщает их по видам трудовой деятельности, с другой – порождает устойчивые функциональные взаимосвязи между ними. В результате экономическая предпосылка превращения простого производителя в субъект рыночных отношений материализуется и производство становится товарным. Производители самостоятельно организуют производство и реализацию продукции, возмещают издержки, расширяют и совершенствуют производство. Обменные процессы в условиях товарно-денежных отношений принимают форму рыночных отношений.

    Из  ограниченности экономических ресурсов вытекает необходимость хозяйственной (экономической) деятельности, иначе  говоря, трансформации и приспособления экономических ресурсов в целях удовлетворения потребностей. Экономическая (хозяйственная) деятельность – не что иное, как постоянная работа по оценке, сравнению и отбору альтернативных вариантов использования экономических ресурсов. Это происходит на всех уровнях, в этом участвуют хозяйствующие субъекты  (участники экономического процесса).

    К хозяйствующим субъектам, или, как  их чаще называют в экономической науке, экономическим агентам, принято относить всех, кто самостоятельно принимает решения, планирует и реализует в сфере экономической (хозяйственной) деятельности практические мероприятия. К экономическим агентам относят отдельных лиц, семьи, руководителей хозяйственных единиц (предприятий, банков, страховых обществ), правления акционерных обществ, правительственные органы и учреждения.

    В соответствии с той ролью, которую  играют экономические агенты, принято  различать домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), нередко- некоммерческие организации.

  К объектам рынка относятся товары и деньги.                    

    Товар- это продукт труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами: во-первых, он удовлетворяет какую-либо человеческую потребность, во-вторых, является вещью, способной обмениваться на другую вещь. Иначе говоря, товар обладает потребительной стоимостью и меновой стоимостью.

    Например, рыба, плавающая в реке, превратится  в товар лишь после того, как  ее выловят, то есть осуществят определенные трудовые затраты. 

    И что не менее важно, товар должен быть не только изготовлен (произведен) для других, но и продан другим людям, то есть, передан на основе эквивалентного (равноценного) возмещения (подарок, хотя и произведен для удовлетворения потребностей другого человека, не является товаром).

    Вещи  становятся товарами не сами по себе, а  лишь тогда, когда они выступают  объектом обмена между людьми. Поэтому  в товаре выражены отношения между  людьми по поводу обмена продуктами труда. Обмен товарами может принимать разные формы, но во всех случаях обмен-это действие, в ходе которого мы получаем или отдаем одну вещь в обмен на другую.

    Деньги  же известны с далекой древности, и появились они как результат  более высокого развития производительных сил и товарных отношений.

    Деньги - историческая категория, развивающаяся  на каждом этапе товарного производства и наполняющаяся новым содержанием, которое усложняется с изменением условий производства. Переход от натурального хозяйства к товарному, а также требование соблюдения эквивалентности обмена обусловили необходимость появления денег, без участия которых невозможен массовый обмен товаров, складывающийся на основе производственной специализации и имущественной обособленности товаропроизводителей.

    Таким образом, сущность денег заключается  в том, что это - специфический товарный вид, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента. Сущность денег выражается в единстве их двух свойств: всеобщей непосредственной обмениваемости и всеобщего рабочего времени.

    Сущность  денег как экономической категории  проявляется в их функциях, которые выражают внутреннее содержание денег.

    Деньги  выполняют следующие пять функций: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения и мировые деньги.

    Сущность  рынка наиболее полно проявляется  в его функциях. К важнейшим  функциям относятся:

  • функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться;
  • стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;
  • функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия  монопольного положения в производстве, наличия нескольких производителей и состязательности между ними);
  • регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро - и макропропорции в экономике, в производстве и обмене;
  • функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.

Информация о работе Модели рыночных экономик и их характеристики