Модель рынка чистой монополии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 02:23, курсовая работа

Описание работы

С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.

Работа содержит 1 файл

модель рынка чистой монополии.docx

— 273.83 Кб (Скачать)

            4. Особенности антимонопольной политики в России.

     Высокий уровень монополизации и его  резко отрицательное влияние  на экономику делает необходимым  проведение в нашей стране антимонопольной  политики. Более того, Россия нуждается  в демонополизации, т.е. радикальном  сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.

     Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного  от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей  части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.

     На  Западе демонополизация предприятий-гигантов возможна путем их разделения на части. Тамошние монополисты формировались  путем объединения и поглощения независимых фирм. Последние, хотя бы теоретически, могут быть восстановлены в качестве самостоятельных компаний. Российские монополисты, напротив, сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения.

     Можно выделить три принципиальных возможности  понижения степени монополизации:

     1) прямое разделение монопольных  структур;

     2) иностранная конкуренция;

     3) создание новых предприятий.

     Как уже сказано, возможности первого  пути в российской реальности сильно ограничены. Единый завод на части  не разделишь, а случаи когда производитель-монополист состоит из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются. Тем  не менее, на уровне надфирменных структур - бывших министерств, главков, а также областных властей - такая работа отчасти уже сделана, а отчасти может быть продолжена, принеся пользу в деле понижения степени монополизации.

     Дело  в том, что еще одна специфическая  российская разновидность монополизма  состоит в диктате ведомств и  госорганов, продолжающих и в наше время активно вмешиваться в  деятельность предприятий. Формально-юридических  прав на это они не имеют - предприятия  находятся в частной собственности. Но реальные рычаги давления у органов  власти есть. Например, не допустить  в отрасль стороннего производителя  с помощью частокола инструкций и распоряжений они вполне могут.

     Второй  путь - иностранная конкуренция - явился, вероятно, самым действенным и  эффективным ударом по отечественному монополизму. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится  превосходящий его по качеству и  сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические злоупотребления  становятся невозможными. Монополисту  приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка.

     Беда  в том, что из-за непродуманной  валютной и таможенной политики, импортная  конкуренция в очень многих случаях  оказалась избыточно сильной. Вместо того чтобы ограничить злоупотребления  она фактически уничтожила целые  отрасли промышленности.

     Очевидно, что использование столь сильнодействующего средства должно быть очень осторожно. Импортные товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь  реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину массовой ликвидации отечественных предприятий.

     Третий  путь - создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая  при этом самого монополиста как  предприятие. К тому же новые предприятия - это всегда рост производства и  новые рабочие места.

     Проблема  в том, что в сегодняшних условиях из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и  иностранных компаний, готовых вложить  деньги в создание новых предприятий. Тем не менее, определенные сдвиги в  этом отношении даже в кризисных  условиях может дать государственная  поддержка наиболее перспективных  инвестиционных проектов. Не случайно, при всей ужасающей остроте финансовых проблем в рамках центрального бюджета  в последнее время стали выделять так называемый бюджет развития, в  который направляются средства на поддержку  инвестиций.

     В долгосрочной перспективе все три  пути снижения степени монополизации  российской экономики, несомненно, будут  использованы. Описанные огромные трудности  продвижения по ним, однако, заставляют прогнозировать, что в близком  будущем хозяйство нашей страны сохранит высокомонополизированный характер. Тем большее значение в этих условиях приобретает текущее регулирование  деятельности монополий.

     Главным органом, осуществляющим антимонопольную  политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке  предпринимательства. Его права  и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению  аналогичных органов в других развитых рыночных экономиках. Основными  законами, регулирующими монополии, являются закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закон «О естественных монополиях».

     Центр тяжести государственной регулирующей деятельности в России в первые годы реформ был сосредоточен на регулировании  монополистических цен. Государство  устанавливает цены или их предельные уровни на газ, электроэнергию, железнодорожные  перевозки, транспортировку3 нефти, коммунальные услуги и другие продукты естественных монополий. Часть из этих цен определяется централизованно для всей страны, но в большинстве случаев решения  принимаются региональными комиссиями для своих областей, краев или  республик.

     Максимальный  уровень цен в большинстве  случаев тяготеет к покрытию издержек монополиста и обеспечению ему  минимальной прибыли, т.е. реализуется  описанная выше схема PREG = ATC = D. Поскольку при такой схеме монополисту выгодно занижать объем производства по сравнению с существующим спросом, установление максимальных цен сопровождается определением групп потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, что дает тем известную гарантию от сокращения поставок монополистом.

     Положение резко осложняется и запутывается в результате широкого распространения  практики неплатежей. В этих условиях монополисты добиваются установления цен с таки расчетом, чтобы все  издержки можно было покрыть за счет реально поступающих средств. Государственные  органы обычно считают этот уровень  завышенным.

     Помимо  цен на продукцию естественных монополий  на начальных этапах реформы ограничивались и цены предприятий, занимающих доминирующее положение на отдельных товарных рынках, т.е. регулировались цены искусственных  монополий. С этой целью для всех производителей, контролирующих более 35% рынка, устанавливались предельные нормы рентабельности.

     Российские  законы требуют осуществления государственной  политики недопущения формирования новых монополий. На Министерство по антимонопольной политике возложены  задачи контроля за слияниями крупных предприятий, пересечения разнообразных форм сговора, недопущения системы участий и личной унии. Представляется, однако, что опасность всех этих новых форм монополизации еще недостаточно осознана обществом и работа в этих направлениях ведется недостаточно интенсивно. Во всяком случае, руководители российских предприятий не стесняются публично выступать с такими заявлениями, которые на Западе - даже если бы не были подкреплены практическими действиями - с гарантией привели бы их за тюремную решетку по обвинению в попытке создания картеля.

     Наконец, значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой  местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или  иным предлогом запретить ввоз конкурирующих  товаров из других областей. Это  создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Министерства по антимонопольной  политике. Впрочем, как и в других областях современной российской экономики  и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований, далеко не всегда оказываются в силах одолеть  сопротивление местных властей.

     В целом система антимонопольного регулирования в России находится  пока в стадии становления и требует  радикального совершенствования.  

       Заключение.

     На  основании проделанной работы можно  сказать, что проблема монополий  в экономике является одной из основных для любого государства. Монополии  – крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности  и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой  степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Монополия  – исключительное право определенной области государства, организации, фирмы.

     Чистая  монополия - ситуация на рынке, когда  существует только один продавец данного  товара, который не имеет близких  заменителей. 
Монополистический рынок является полной противоположностью совершенно конкурентному рынку. Для покупателей существует только один источник предложения - монополист.

     Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой  абстракцией. Во - первых, практически не существует продуктов не имеющих заменителей. Во- вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец.

     В данной курсовой работе были рассмотрены  основные причины возникновения  монополий; особенности современной  монополизации экономики. Подводя  итоги, можно охарактеризовать антимонопольное  законодательство и антимонопольную  политику России как необходимые  атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаях существование  монополии является оправданным  и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению  злоупотребления своим монопольным  положением.

     Есть  еще одна проблема, заключающаяся  в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений - не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий - губительный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое  качество товара, относительно более  низкие цены и быструю сменяемость  ассортимента.

     На  мой взгляд, существование на рынке  монополии, безусловно, влияет не только на экономические показатели, но и  на показатели уровня благосостояния населения. Например, это может быть низкая покупательская способность  населения в связи с необоснованным повышением цен или низким уровнем  предложения. А к экономическим  показателям можно отнести отсутствие конкуренции в отдельной отрасли  производства, уровень ВВП и т.д. То есть влияние оказывается на всю  экономику в целом. Кроме того, монополии являются своеобразным “тормозом” в развитии национальной экономики, замедляя ее экономический рост.

     Любое государство всегда стремится либо не допустить появления монополии, либо, если она все же существует, устранить ее путем обанкрочивания. Но в России на сегодняшний день существуют такие монополии, как РАО ЕЭС, Газпром, РЖД. Государство оказывает им поддержку, при этом благоразумно и грамотно регулируя их деятельность. В результате такого сотрудничества выгоду извлекают обе стороны. Компания-монополист имеет стабильно благоприятные условия существования, а государство не позволяет им устанавливать очень высокие цены на продукцию с целью экономической поддержки населения.  
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

  • Иохин В.Я. Экономическая теория. Учебник. – М., 2006.
  • Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М., 2005.
  • Белянов В.А. Микроэкономика (Основы современной теории рынка и фирмы). (Основы современной теории рынка и фирмы). Учебное пособие. /Под ред. Саранцева М.А. – М., 2002.
  • Экономическая теория (политэкономия). Под редакцией Видяпина В.И. и Журавлевой Г.П. –М., 2005
  • Тарануха Ю.В. Микроэкономика. Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. – М., 2006.
  • Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. /Пер. 16-ого англ. изд. – М., 2006.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:

Введение. - 1 -

1.Характерные  признаки модели  рынка чистой монополии.  Особенности издержек  монополии. - 1 -

2. Ценовая дискриминация. - 7 -

3. Монопольная прибыль.  Индекс А. Лернера.  Экономические последствия  монополии. - 11 -

4. Особенности антимонопольной  политики в России. - 17 -

Заключение. - 22 -

Информация о работе Модель рынка чистой монополии