Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 02:23, курсовая работа
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
4. Особенности антимонопольной политики в России.
Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.
Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.
На
Западе демонополизация предприятий-
Можно
выделить три принципиальных возможности
понижения степени
1) прямое разделение монопольных структур;
2) иностранная конкуренция;
3) создание новых предприятий.
Как уже сказано, возможности первого пути в российской реальности сильно ограничены. Единый завод на части не разделишь, а случаи когда производитель-монополист состоит из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются. Тем не менее, на уровне надфирменных структур - бывших министерств, главков, а также областных властей - такая работа отчасти уже сделана, а отчасти может быть продолжена, принеся пользу в деле понижения степени монополизации.
Дело
в том, что еще одна специфическая
российская разновидность монополизма
состоит в диктате ведомств и
госорганов, продолжающих и в наше
время активно вмешиваться в
деятельность предприятий. Формально-юридических
прав на это они не имеют - предприятия
находятся в частной
Второй
путь - иностранная конкуренция - явился,
вероятно, самым действенным и
эффективным ударом по отечественному
монополизму. Когда рядом с изделием
монополиста на рынке находится
превосходящий его по качеству и
сопоставимый по цене импортный аналог,
все монополистические
Беда в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной. Вместо того чтобы ограничить злоупотребления она фактически уничтожила целые отрасли промышленности.
Очевидно,
что использование столь
Третий путь - создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия - это всегда рост производства и новые рабочие места.
Проблема
в том, что в сегодняшних условиях
из-за экономического кризиса в России
находится мало отечественных и
иностранных компаний, готовых вложить
деньги в создание новых предприятий.
Тем не менее, определенные сдвиги в
этом отношении даже в кризисных
условиях может дать государственная
поддержка наиболее перспективных
инвестиционных проектов. Не случайно,
при всей ужасающей остроте финансовых
проблем в рамках центрального бюджета
в последнее время стали
В
долгосрочной перспективе все три
пути снижения степени монополизации
российской экономики, несомненно, будут
использованы. Описанные огромные трудности
продвижения по ним, однако, заставляют
прогнозировать, что в близком
будущем хозяйство нашей страны
сохранит высокомонополизированный характер.
Тем большее значение в этих условиях
приобретает текущее
Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Его права и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению аналогичных органов в других развитых рыночных экономиках. Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закон «О естественных монополиях».
Центр
тяжести государственной
Максимальный уровень цен в большинстве случаев тяготеет к покрытию издержек монополиста и обеспечению ему минимальной прибыли, т.е. реализуется описанная выше схема PREG = ATC = D. Поскольку при такой схеме монополисту выгодно занижать объем производства по сравнению с существующим спросом, установление максимальных цен сопровождается определением групп потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, что дает тем известную гарантию от сокращения поставок монополистом.
Положение
резко осложняется и
Помимо цен на продукцию естественных монополий на начальных этапах реформы ограничивались и цены предприятий, занимающих доминирующее положение на отдельных товарных рынках, т.е. регулировались цены искусственных монополий. С этой целью для всех производителей, контролирующих более 35% рынка, устанавливались предельные нормы рентабельности.
Российские
законы требуют осуществления
Наконец, значительное внимание уделяется борьбе с ограничивающей конкуренцию практикой местных властей. В условиях нестабильной экономической ситуации в стране региональные власти часто пытаются незаконными методами поддержать свои предприятия. Например, под тем или иным предлогом запретить ввоз конкурирующих товаров из других областей. Это создает местным производителям монопольное положение, что, естественно, вызывает протесты Министерства по антимонопольной политике. Впрочем, как и в других областях современной российской экономики и политики, центральные власти, несмотря на юридическую справедливость своих требований, далеко не всегда оказываются в силах одолеть сопротивление местных властей.
В
целом система антимонопольного
регулирования в России находится
пока в стадии становления и требует
радикального совершенствования.
Заключение.
На
основании проделанной работы можно
сказать, что проблема монополий
в экономике является одной из
основных для любого государства. Монополии
– крупные хозяйственные
Чистая
монополия - ситуация на рынке, когда
существует только один продавец данного
товара, который не имеет близких
заменителей.
Монополистический рынок является полной
противоположностью совершенно конкурентному
рынку. Для покупателей существует только
один источник предложения - монополист.
Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во - первых, практически не существует продуктов не имеющих заменителей. Во- вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец.
В
данной курсовой работе были рассмотрены
основные причины возникновения
монополий; особенности современной
монополизации экономики. Подводя
итоги, можно охарактеризовать антимонопольное
законодательство и антимонопольную
политику России как необходимые
атрибуты структурных преобразований
во всех сферах экономики страны. Бесспорно,
в некоторых случаях
Есть
еще одна проблема, заключающаяся
в том, что десятилетиями
На
мой взгляд, существование на рынке
монополии, безусловно, влияет не только
на экономические показатели, но и
на показатели уровня благосостояния
населения. Например, это может быть
низкая покупательская способность
населения в связи с
Любое
государство всегда стремится либо
не допустить появления монополии,
либо, если она все же существует,
устранить ее путем обанкрочивания.
Но в России на сегодняшний день существуют
такие монополии, как РАО ЕЭС, Газпром,
РЖД. Государство оказывает им поддержку,
при этом благоразумно и грамотно регулируя
их деятельность. В результате такого
сотрудничества выгоду извлекают обе
стороны. Компания-монополист имеет стабильно
благоприятные условия существования,
а государство не позволяет им устанавливать
очень высокие цены на продукцию с целью
экономической поддержки населения.
Список используемой литературы:
Содержание:
Введение. - 1 -
1.Характерные признаки модели рынка чистой монополии. Особенности издержек монополии. - 1 -
2. Ценовая дискриминация. - 7 -
3. Монопольная прибыль. Индекс А. Лернера. Экономические последствия монополии. - 11 -
4. Особенности антимонопольной политики в России. - 17 -
Заключение. - 22 -