Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:33, курсовая работа
Главной задачей этой работы является выяснение причин экономических кризисов происходивших когда-либо и мирового кризиса 2008го года для того чтобы: предпринять правильные меры по ликвидации уже наступившего дабы не усугубить данное положение и постараться не допустить нового кризиса уже после выхода из этого.
ВЫВОД: Современный мировой кризис является одной из форм социально-экономической динамики. Это первый действительно глобальный кризис, охватывающий все сферы общественной жизни и соединяющий многообразные локальные кризисы в планетарном масштабе.
Социально-экономическая динамика может быть охарактеризована на основе модели расширяющегося общества - по аналогии с расширяющейся Вселенной. В современном виде пространство жизнедеятельности общества охватывает цивилизационную, социогуманитарную и финансово-экономическую сферы. Соответственно, кризис включает три основные составляющие: цивилизационную, социогуманитарную и финансово-экономическую. При этом сердцевину современного кризиса образует финансово-экономический кризис.
Основное
противоречие современной финансово-
К основным монетарным факторам финансово-экономической динамики относятся: эмиссия, монетизация, капитализация, секьюритизация, рефлексивность и виртуализация экономики.
В каждой стране финансово-экономический кризис протекает по-разному - в зависимости от глубины и способов включенности ее национальной экономики в глобальную. Например, если в США несущей конструкцией диспропорций является ипотечно-банковский кризис, то в Украине - кризис платежного баланса. Это должно учитываться при разработке антикризисных мероприятий. В будущем общая картина протекания кризисов существенно изменится. Кризис станет дискретно-непрерывным, то есть разные кризисы будут постоянно возникать и исчезать в разных локальных пространствах мирового хозяйства, периодически соединяясь в цепочки локальных кризисов и формируя глобальный кризис. Периодичность таких глобальных кризисов будет зависеть от параметрически непрогнозируемых факторов и будет неопределенной.
10. Выход из кризиса означает нахождение путей движения финансово-экономической системы и разрешения ее внутренних противоречий:
установление соответствия между движением реальной стоимости и ее представителей в финансовой сфере, обеспечивающего адекватную состоянию экономики меру соотношения монетизации, капитализации и секьюритизации; блокирование их рефлексивной мультипликации и энтропии финансово-экономической системы;
образование нескольких
эмиссионных центров
переход от преимущественно параметрического к преимущественно институциональному регулированию экономики посредством выработки системы правил и ограничений (бюджетных, монетарных, инвестиционных и др.), позволяющих субъектам принимать сбалансированные решения в условиях возрастания параметрической неопределенности, а также глобализация регулирования.
Возможен краткосрочный экономический рост на фоне ускоряющейся гонки цен.
Естественный сценарий развития мирового кризиса
Естественным мы будем называть его потому, что этим путем экономика начала бы двигаться, если бы не беспрецедентные меры основных мировых центробанков. Экономика еще не избавилась от последствий искусственно затянутого бума 90-х – 2000-х годов. Большинству из тех, кто должен был бы стать банкротом, обанкротиться не дали. Огромные объемы так называемых «токсичных» долгов, отягощают балансы финансовых организаций, сохранились многие неэффективные производства, многие частные лица обременены неподъемными долгами, значительная часть жилья стала стоить меньше, чем ипотечный кредит на нем.
Не дает
кризису доделать его жесткую
очистительную работу скоординированная
политика крупнейших мировых центробанков,
наводняющих экономику
Соответственно, естественный сценарий спада может быть запущен существенным сокращением мер инфляционного стимулирования, проводимых денежным властями и/или банкротствами (угрозами банкротства) крупнейших финансовых институтов или суверенных государств, способных поставить под угрозу финансовые рынки.
Репетиции запуска событий по этому пути мы могли наблюдать при возникновении угрозы банкротства государственной инвестиционной корпорации в Дубае, при снижении кредитных рейтингов (или прогнозов по рейтингам) Греции и Испании.
При этом, судя по их заявлениям, ожидать в ближайшее время мер по существенному сокращению денежной базы от центральных банков вряд ли стоит. Поэтому на ближайшие полгода пусковым механизмом для такой траектории развития может быть все же неплатежеспособность отдельных стран или финансовых институтов.
«Естественный»
сценарий, помимо снижения производства,
будет характеризоваться
На сегодняшний день этот сценарий остается достаточно вероятным.
При этом следует учесть, что после банкротства «Леман Бразерс», ставшего поводом к краху на финансовых рынках, власти основных развитых стран фактически стали применять доктрину «too big to fail». Крупнейшие финансовые институты, оказывавшиеся под угрозой банкротства, получали огромные денежные вливания. И, пока эта политика продолжается, спусковым крючком для выхода на второй этап спада такие банкротства послужить вряд ли могут.
Однако политическая поддержка таким действиям постоянно ослабевает. Очень трудно защищать перед избирателями политику, при которой из деньги тратятся на спасение финансистов от последствий проводившейся ими рискованной политики. Политики, которая приносила им высокие прибыли и к которой они вновь начинают возвращаться сегодня.
Предметом наиболее острой политической борьбы этот вопрос стал в США. Нельзя исключить, что после выборов в Конгресс осенью 2010 года или даже в их преддверии станет политически невозможно продолжать политику гарантирования непотопляемости крупнейших финансовых институтов.
Как говорилось выше, другим поводом ко второму витку спада может послужить дефолт (невыполнение обязательств по платежам) суверенных государств или крупных государственных структурных единиц (таких, например, как штат Калифорния).
Существенной особенностью этого кризиса стало то, что угроза эта на фоне раздувающихся за счет «антикризисных» расходов бюджетов стала актуальна не только для стран «третьего мира» и постсоциалистических государств, но и для развитых стран. Для некоторых членов ЕЭС (Греция, Испания, Португалия) она приобрела особую остроту в связи с тем, что, не имея собственной валюты после перехода на евро, они уже не могут задействовать «печатный станок» для финансирования дефицита бюджета.
Тем не менее, несмотря на все эти обстоятельства, сценарий естественного развития никак нельзя считать предопределенным. Если власти продолжат действовать в рамках нынешней политики, то их ответом на угрозу углубление спада может стать очередное еще более резкое наращивание денежной массы.
Конкретные поводы к началу нового витка спада тоже могут тушиться массированными денежными вливаниями. Кредиты через Международный валютный фонд способны спасать от дефолтов наиболее значимые страны с развивающимися рынками. Распространено мнение, что ЕЭС никогда не допустит банкротства или выхода из зоны евро своих наиболее слабых участников и все же окажет им экстренную помощь при необходимости, а также что федеральные власти США не допустят банкротства Калифорнии и других штатов. И так далее.
Таким образом, вероятность естественного сценария в значительной степени зависит от политики властей. Он становится основным в случае резкого сокращения инфляционного стимулирования, он вполне возможен при умеренном сокращении инфляционного стимулирования, и он крайне маловероятен, если денежные власти окажутся готовы запустить печатный станок на еще большие обороты.
Экономический бум
Это развитие событий пока не кажется слишком вероятным. Огромный рост на фондовых рынках в 2009 году не оказывается подкреплен столь же заметным улучшением результатов бизнеса «растущих» предприятий. Положение крупных финансовых институтов остается сомнительным. Их устойчивость в существенной мере определяется ожиданиями «скорой помощи» со стороны властей в случае возникновения проблем.
Размеры
задолженности частных
Информация о работе Мировые экономические кризисы: сущность и тенденции