Мировой рынок и международная торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей международного рынка и международной торговли на современном этапе. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучение теоретических основ мировой экономики и международной торговли;
описание структуры мирового рынка;
выявление современного состояния мирового рынка и направлений развития международной торговли.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы развития мирового рынка и международной торговли.

1.1.Понятие мировой экономики……………………...…………………..7

1.2.Ценообразование в международной торговле………………………11

1.3.Международные организации по регулированию мировых товарных рынков……………………………………………………………………………16

Глава 2. Торговая политика России.

2.1.Внешнеэкономическая оценка внешнеторгового баланса России……………………………………………………………………….……26

2.2.Внешнеэкономические связи России…………………...…………...27

2.3.Перспективы вступления России в ВТО…………………………….33

Глава 3. Проблемы мирового рынка и внешней торговли России.

3.1.Проблемы развития мирового рынка………………………..………39

3.2.Основные направления развития международной торговли...…….47

Заключение………………………………………………………………..53

Список использованной литературы……………………...……………..55

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 152.11 Кб (Скачать)

     Активная  торговля машинами и оборудованием  породило ряд новых услуг, таких  как инжиниринг, лизинг, консалтинг, информационно-вычислительные услуги, что в свою очередь стимулирует  межстрановый обмен услугами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного, финансово-кредитного характера. В тоже время торговля услугами стимулирует мировую торговлю товарами производственного назначения.

     Наиболее  быстрыми темпами растет экспорт электротехнического и электронного оборудования, на долю которого приходится более 25% всего экспорта машинотехнической продукции.

     Таким образом, можно выделить следующие  тенденции развития мировой торговли:

  1. Динамика международной торговли характеризуется высокими темпами развития;
  2. При общем росте внешней торговли ее динамика в отдельных страна и регионах различна;
  3. Внешняя торговля растет более быстрыми темпами, чем общие темпы внутрихозяйственного развития стран;
  4. Выросли экспортная и импортная квоты многих стран;
  5. Географическая конфигурация мировой торговли в послевоенный период характеризуется ассиметрично. Доля развитых стран в мировом экспорте - 70-75%, развивающихся - 20%, бывшие социалистические страны - 10%. Ведущая роль в международной торговли - США, ЕС, Япония. 48.1% товарооборота - "большая семерка".

     Тенденции роста неодинаково проявляются во всех регионах развивающегося мира:

    • Растет доля в мировом экспорте НИС Юго-Восточной Азии: по совокупному объему внешней торговли Южная Корея, Тайвань, Индонезия, Малайзия;
    • Возрастает доля Китая: стоимостной объем увеличился с 24 млрд. $ до 325млрд. $;
    • Имеет тенденцию к снижению роли стран Африки;
    • Снижается доля развивающихся стран Латинской Америки, за исключением Мексики, Бразилии, Аргентины и Чили.
  1. Основной поток международной торговли приходится на взаимную торговлю развитых стран (67%) 27% - торговля между развитыми и развивающимися странами 6% на развитые и развивающиеся страны с одной стороны и страны с переходной экономикой с другой. 
  1. Изменяется товарная структура мировой торговли:
    • Диверсифицируется поток товаров, вовлекаемых в международный товарооборот
    • Увеличивается в международной торговле удельный вес готовых изделий
    • Выросли объемы международной торговли химической продукции
    • Сокращается доля международной торговли сырьем и топливом
    • В мировой торговле уменьшается удельный вес продовольствия
    • Намечается тенденция роста текстиля и одежды в мировом экспорте.

     На  современном этапе  развития можно выделить следующие формы  мировой торговли:

     Оптовая торговля. Основная организационная  форма в оптовой торговле стран  с развитой рыночной экономикой –  независимые фирмы, занятые собственно торговлей. Но с проникновением в  оптовую торговлю промышленных фирм ими создавался собственный торговый аппарат. Таковы в США оптовые  филиалы промышленных фирм: оптовые  конторы, занятые информационным обслуживанием  различных клиентов, и оптовые  базы. У крупных фирм ФРГ имеются  собственные отделы поставок, специальные  бюро или отделения сбыта, оптовые  склады. Промышленные компании создают  дочерние общества для сбыта своей  продукции фирмам и могут иметь  свою оптовую сеть.

     Важный  параметр в оптовой торговле –  соотношение универсальных и  специализированных оптовых фирм. Всеобщей можно считать тенденцию к специализации: в специализированных фирмах производительность труда значительно выше, чем в универсальных. Специализация идет товарному и функциональному (т.е. ограничение функций, выполняемых оптовой фирмой) признаку.

     Особое  место в оптовой торговле занимают товарные биржи. Они похожи на торговые дома, где торгуют различными товарами, причем как оптом, так и в розницу. В основном товарные биржи имеют  свою специализацию. Публичная биржевая торговля основана на принципах двойного аукциона, когда увеличивающиеся  предложения покупателей встречаются  со снижающимися предложениями продавцов. При совпадении цен предложений  покупателя и продавца заключается  сделка. Каждый заключенный контракт публично регистрируется и доводится  до сведенья публики через каналы связи.

     Изменение цен определяется количеством продавцов, желающих продать товар при данном уровне цен и покупателей, готовых  приобрести данный товар при этом уровне цены. Особенность современной  биржевой торговли при высокой ликвидности является то, что разница между ценами предложений на продажу и на покупку составляет 0,1% уровня цены и ниже, тогда как на фондовых биржах этот показатель достигает 0,5% цены акций и облигаций, а на рынках недвижимости – 10% и более.

     В развитых странах бирж реального  товара почти не осталось. Но в отдельные  периоды при отсутствии других форм организации рынка, биржи реального  товара могут играть заметную роль. Институт биржи не потерял своего значения для международной торговли, в связи с превращением из биржи  реального товара в рынок прав на товар, или в так называемую фьючерсную биржу.

     Фондовые  биржи. Торговля ценными бумагами ведется  на международных денежных рынках, то есть на биржах таких крупных  финансовых центров, как Нью-Йорк, Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне, Токио, Цюрих. Торговля ценными бумагами производится в присутственные часы на бирже, или  так называемое биржевое время. В  качестве продавцов и покупателей  на биржах могут выступать лишь брокеры (маклеры), которые выполняют заказы своих клиентов, и за это получают определенный процент с оборота. Для торговли ценными бумагами –  акциями и облигациями – существуют так называемые брокерские фирмы, или  маклерские конторы.

     В данное время торговля ценными бумагами как на внутреннем, так и на внешнем рынке приобретает огромное значение для развития мировой торговли в целом. Объёмы оборота в рамках этой формы международной торговли неуклонно возрастают, хотя она и подвержена сильному влиянию внешнеполитических факторов.

     Ярмарки. Одним из наилучших путей поиска контакта между производителем и  потребителем являются ярмарки и  выставки. На тематических ярмарках производители  выставляют на выставочных площадях свои товары, а потребитель имеет  возможность выбрать, купить или  заказать необходимый ему товар  прямо на месте. Ярмарка представляет собой обширную выставку, где стенды с товарами и услугами распределены согласно тематике, отрасли, назначения и т. п.

     Во  Франции многочисленные отраслевые выставки организуются устроительными обществами, в большинстве случаев  не располагающими своими ярмарочными  территориями, принадлежащими торгово-промышленной палате. В ярмарочном хозяйстве Италии крупнейшей ярмарочной компанией является Миланская ярмарка, не имеющая конкурентов  по своему годовому обороту, который  составляет 200-250 миллионов евро. Она  главным образом сдает в аренду выставочные павильоны, но выступает  и в качестве устроителя. На ярмарках Великобритании выделяются две крупные, действующие и за пределами страны, компании – «Рид» и «Бленхейм», годовой оборот которых колеблется в пределах от 350 до 400 миллионов евро. Однако значительная часть своего оборота они получают и за пределами Великобритании. По официальным данным около 30 процентов внешней торговли Италии производится через ярмарки, в том числе 18 процентов через Миланскую. Она имеет 20 представительств за рубежом. Доля иностранных участников и посетителей в среднем составляет 18 процентов. Ярмарки в Германии в целом занимают ведущее место в Европе. За последнее время годовой оборот, к примеру, Берлинской ярмарки превышает 200 миллионов евро и имеет устойчивую тенденцию к росту.

     Роль  ярмарок в будущем не уменьшится, а, напротив, возрастет. С развитием  международного разделения труда, которое  еще больше углубится благодаря  свободному товарообмену в Европе. За некоторыми исключениями посетителям  и участникам Европейских ярмарок  не создавалось никаких помех  и ограничений. 

     Заключение.

     Подводя итог, следует отметить, что международная  торговля не только приводит к повышению  эффективности, но и позволяет странам  принимать участие в мировой  экономике, поощряя возможность  осуществления прямых иностранных  инвестиций, которые представляют собой  средства, инвестируемые в иностранные  компании и другие активы.

     Открывая  возможности для специализации, международная торговля дает потенциал  для более эффективного использования  ресурсов, а так же для развития страны в сфере производства и  приобретения товаров. Противники же глобальной торговли утверждают, что она может  быть неэффективна для развивающихся  стран. Очевидно то, что мировая экономика  находится в постоянном изменении, и в зависимости от того, как  она меняется, страны должны предпринимать  те или иные меры, чтобы это не отразилось негативно на их экономическом  положении.

     Несмотря  на усиливающуюся интеграцию мировых  рынков, политические, психологические  и технические преграды на пути передвижения товаров и услуг между странами все еще остаются существенными. Устранение этих преград привело  бы к весьма значительной трансформации  мирового хозяйства, а также национальных хозяйств всех стран мира.

     В современных условиях активное участие  страны в мировой торговле связано  с получением значительных преимуществ: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, получить доступ к новым  высоким технологиям, наиболее полно  и разнообразно удовлетворить потребности  внутреннего рынка.

     Международная торговля – важный аспект жизнедеятельности  мирового хозяйства, важный контингент валют и валютного регулирования  и важная социальная гарантия человеческих отношений.

     Таким образом, в работе были изучены особенности международного рынка и международной торговли на современном этапе, теоретические основы мировой экономики и международной торговли; описаны структуры мирового рынка; рассмотрено современное состояние мирового рынка и направления развития международной торговли. Также было рассмотрено понятие мировой экономики, исследованы международные экономические отношения на современном этапе, сделана попытка определить место  России в мирохозяйственных связях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы.

  1. К. Маркс. Капитал т. 1 и т. 3;
  2. Основы внешнеэкономических знаний /Под. ред. И.П. Фаминского. –М. : Международные отношения, 1994.
  3. Федеральный закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.1995 N 157-ФЗ.
  4. Елова М.В., Муравьева Е.К., Панферова С.М. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность Учебное пособие для вузов. - М.: Логос, 2002
  5. Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности Учебное пособие. - М.: Экономистъ, 2003
  6. Официальный сайт Правительства России http://www.government.gov.ru
  7. Авдокушин Е.Ф. «Международные экономические отношения», - Москва, «Юристь», 2001. 
  8. Герчикова И.Н. «Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности», - Москва, АО «Консалтбанкир», 2000. 
  9. Под редакцией Жукова Е.Ф. «Международные экономические отношения», - Москва, «Юнити», 2000. 
  10. Под редакцией Самофалова В.И. «Мировая экономика и международные экономические отношения», - Ростов – на - Дону, 2000. 
  11. Шреплер Х.А. «Международные экономические организации»/ Справочник, - Москва, «Международные отношения», 1998. 
  12. www.WTO.ru
  13. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник/Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.П. Колесова и д-ра экон. наук, проф. М.Н.Осьмовой. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2001 – 480 с.
  14. Экономика внешних связей России. Под ред. Булатова А.С. – М.:, 2007 г.
  15. Экономическое сотрудничество России и ЕС. // Внешнеэкономический бюллетень. – 2009. – №4.
  16. Мировая экономика под ред. Булатова, Москва 2008г.
  17. Спиридонов И.А. Мировая экономика. – Москва, 2009 г.
  18. Буристов В.Н. Внешняя торговля РФ. – МиМО, 2008 г.
  19. Мировая экономика. Учебник, З. К. Раджабова, Москва 2007г.
  20. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. – М., 2008.
  21. Аксенов В. Интеграционное противоборство. – Независимая газета, № 2, 2009.
  22. Пузакова Е.П. Мировая экономика и международные экономические отношения. Серия «Высшее образование». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 448 с.
  23. Смитиенко Б.М. Международные экономические отношения. – М: ИНФРА-М, 2008. – 528 с.
  24. www.gks.ru

Информация о работе Мировой рынок и международная торговля