Мировой рынок и международная торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей международного рынка и международной торговли на современном этапе. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучение теоретических основ мировой экономики и международной торговли;
описание структуры мирового рынка;
выявление современного состояния мирового рынка и направлений развития международной торговли.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы развития мирового рынка и международной торговли.

1.1.Понятие мировой экономики……………………...…………………..7

1.2.Ценообразование в международной торговле………………………11

1.3.Международные организации по регулированию мировых товарных рынков……………………………………………………………………………16

Глава 2. Торговая политика России.

2.1.Внешнеэкономическая оценка внешнеторгового баланса России……………………………………………………………………….……26

2.2.Внешнеэкономические связи России…………………...…………...27

2.3.Перспективы вступления России в ВТО…………………………….33

Глава 3. Проблемы мирового рынка и внешней торговли России.

3.1.Проблемы развития мирового рынка………………………..………39

3.2.Основные направления развития международной торговли...…….47

Заключение………………………………………………………………..53

Список использованной литературы……………………...……………..55

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 152.11 Кб (Скачать)

     2.3.Перспективы  вступления России  в ВТО.

     Начало  ХХI столетия несет в себе как  новые тенденции, направления и  формы развития современной мировой  экономики, связанные прежде всего с ее растущей глобализацией, так и новые проблемы и противоречия. Процесс глобализации мировой экономики предъявляет качественно новые требования к системе международных организаций, прежде всего к тем из них, которые фактически являются организациями общемирового, глобального масштаба.

     Отмечая неоднозначность оценок деятельности ВТО, следует подчеркнуть, что в  настоящее время существует целое  направление, объединяющее теоретиков и политиков-практиков, выступающих  против либерализации международной  торговли и того доминирующего положения, которое в этом процессе занимает не только ВТО, но и другие международные  экономические организации. По их мнению, либерализация международной торговли ухудшает экономическое положение  беднейших слоев населения в  развивающихся странах, ведет к  дальнейшему перераспределению  «глобального мирового дохода» в  пользу стран «золотого миллиарда», открывает доступ к достижениям  НТП лишь крупнейшим ТНК и ведущим  странам мира.

     Несмотря  на определенную маргинальность подобной позиции, она вместе с тем не лишена оснований и опирается на вполне реальные процессы, протекающие в рамках глобализирующейся мировой экономики. Действительно, в своей реальности современная мировая экономика не оставляет иллюзий по поводу свободной конкуренции, равных экономических условий для всех субъектов мирового хозяйства. Одним из наиболее крупномасштабных противоречий современного мира фактически становится противоречие между группой ведущих индустриально развитых стран, которые стремятся формировать «новый мировой порядок», и всеми остальными странами, которые «не вписываются» в ядро мировой экономики и составляют ее периферию.

     Очевидно, что эти обстоятельства должна учитывать  наша страна, оценивая возможности  и перспективы своего вступления в ВТО, хотя в принципе вопрос о  вступлении или невступлении России во Всемирную торговую организацию  в настоящее время уже, по существу, не стоит.

     Действительно, необходимость вхождения в эту  организацию осознается практически  всеми участвующими в дискуссии  по данному вопросу. Речь идет сейчас о сроках и условиях вхождения  в ВТО. Если Россия не включится в то глобальное конкурентное пространство, которое уже охвачено в настоящее время ВТО (особенно после принятия решения о вступлении во Всемирную торговую организацию Китая), то реальной окажется перспектива превратиться в изолированную и в значительной степени замкнутую экономическую систему, обменивающую главным образом топливно-сырьевые товары низкой степени первичной обработки по все ухудшающимся условиям на наукоемкие товары и интеллектуальные услуги с высокой долей добавленной стоимости, создаваемые в странах, где активно развивается современная «новая экономика». Очевидно, что подобная перспектива никого в России устроить не может.

     Однако  при вступлении в ВТО должны быть в максимальной степени учтены интересы всех сфер экономики России. Поэтому, подтвердив решимость РФ присоединиться к ВТО, В.В. Путин отметил, что все  действия в указанном направлении  будут сопоставляться с интересами национальной экономики. В частности, подчеркнул он, «мы не согласимся ни при каких обстоятельствах на вступление в ВТО на нестандартных условиях».

     При решении проблемы вступления России в ВТО предстоит решить целый  комплекс сложных вопросов, по которым  интересы представителей различных  сфер отечественного бизнеса, государственной  власти, широких слоев населения  нередко не совпадают. Фактически ключевым на переговорах о вступлении России в ВТО является вопрос о пределе  тех уступок со стороны РФ, перейдя  через который она уже не сможет компенсировать потери от присоединения  к ВТО полученными от этого выгодами. Для этого необходим детальный анализ ситуации, складывающейся в различных секторах экономики страны.

     В настоящее время можно вполне определенно назвать отрасли, которые  объективно выигрывают от вступления России в ВТО. В их числе, в частности, черная металлургия и химическая промышленность, испытывающие наибольшие проблемы в связи с постоянно  возбуждаемыми против предприятий  этих отраслей антидемпинговыми процедурами. С другой стороны, есть и сферы  отечественной экономики, в которых  в результате вступления в ВТО  возникнут весьма сложные проблемы: автомобилестроение, сельхозмашиностроение, гражданская авиационная промышленность, целый ряд других отраслей промышленности (прежде всего связанных с замещением импорта), банковская и страховая  деятельность и т.д. Учитывая то, что  национально-государственный интерес, так или иначе, синтезирует в себе противоречивое единство широкого спектра отраслевых и секторальных интересов, а также интересов широких слоев населения (выступающих и в качестве производителей, и в качестве потребителей), вопрос о комплексной оценке результатов вступления России в ВТО представляется весьма сложным.

     Так, нельзя не учитывать, что некоторые  существующие в настоящее время  подходы к оценке последствий  вступления России в ВТО несут  в себе отпечаток т.н. «паразитарной» или «тепличной» модели, характерной  для некоторых отраслей отечественной  промышленности. Например, несмотря на то, что автомобилестроение России уже около десяти лет защищено высокими импортными таможенными пошлинами на конкурентную иностранную продукцию, существенных качественных сдвигов в отечественном автомобилестроении не произошло.

     Существенно то, что взятые на себя обязательства  вступившая в ВТО страна должна начать выполнять сразу же с момента  присоединения к организации. Важное значение для России будут иметь и приложения к докладу, относящиеся, в частности, к обязательствам России по доступу на рынок товаров и услуг и субсидиям сельскому хозяйству.

     На  переговорах удалось согласовать  позиции по 80% промышленных тарифов  и найти «точки соприкосновения» по сельскому хозяйству, проблемам  законодательства и сфере услуг. На переговорах противоположной  стороне были представлены все принятые Государственной Думой РФ законы, а также законы, готовящиеся к  принятию, соответствующие нормам Всемирной  торговой организации.

     Острым  остается вопрос о тарифных ставках  на авиационную технику. Несмотря на то что подписание соглашения по авиатехнике не является обязательным при вступлении в ВТО, администрация США настаивает на присоединении России к этому соглашению. Если таковое будет подписано, РФ должна будет снять тарифные барьеры на самолеты и комплектующие к ним. В настоящее время Россию такие уступки не устраивают.

     Кроме этого самыми сложными вопросами  на переговорах остаются: таможенное соглашение; соглашение по техническим  барьерам в торговле (ТБТ); соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам (СФС).

     Непросто  идут и переговоры в области сельского  хозяйства со странами Кернской группы, участницы которой (Австралия, Новая Зеландия, Бразилия, Аргентина) отказываются идти на реальные компромиссы в области сельскохозяйственных государственных субсидий. Они выступают за полную ликвидацию всех экспортных субсидий и внутренней государственной поддержки сельскохозяйственных производителей. Эту позицию поддерживают и США, что вызывает закономерное противодействие российской стороны.

     К числу наиболее сложных проблем  на переговорах относится и вопрос о доступе на российский рынок  иностранных услуг. Обращает на себя внимание тот факт, что классификация  услуг содержит 160 основных секторов, однако на практике обсуждается лишь восемь ключевых сфер услуг, которые  вызывают наибольший интерес у зарубежных партнеров (банковское дело, страхование, аудит, юридические услуги, телекоммуникации, образование, медицина и транспорт). Иностранные партнеры на переговорах  требуют снятия ограничений на деятельность в РФ своих аудиторских и юридических  компаний, врачебную практику и т.д. Сохраняются расхождения с иностранными партнерами по транспортным услугам (прежде всего в морском судоходстве  и авиаперевозках).

     Новые обстоятельства в переговорах России о вступлении в ВТО возникают  в связи с принятием в эту  организацию Китая, который может  выступить с целым рядом требований в адрес России. Так, лишенный права  обращаться в Roster, Китай может попытаться подстраховаться и поставить  вопрос об открытии Россией при вступлении в ВТО своего рынка для китайского текстиля, игрушек и других товаров  широкого потребления.

     В целом в настоящее время необходим  комплексный анализ всех «pro» и  «contra» вхождения России в ВТО  и сроков осуществления этого  процесса. Поэтому принципиальное значение приобретает ясность и определенность стратегического подхода Правительства  РФ по вопросу о том, какие отрасли  и виды производства рассматриваются  им в качестве «точек роста» экономики  страны и заслуживающими всесторонней ресурсной и протекционистской  поддержки.

     Учитывая  то, что приоритеты Правительством РФ, по существу, еще четко не зафиксированы, остаются предпосылки для получения  экономических привилегий теми отраслями, представители которых активно  лоббируют их интересы и влияют на позиции участников переговорного  процесса о вступлении в ВТО с российской стороны. При этом заведомо бесперспективные с точки зрения международной конкуренции отрасли могут получить более выгодные условия экономической деятельности, чем отрасли, обладающие реально или потенциально существенно большей международной конкурентоспособностью.

     Поэтому проблематика, связанная с условиями  предстоящего вступления России в ВТО, носит более широкий и фундаментальный  характер, чем собственно вопросы  самого этого акта, - она переходит  в плоскость проблем выбора новой  парадигмы экономической политики страны в принципе, включая весь комплекс ее взаимосвязанных проблем (четкой и ясной формулировки целей  и задач, обеспечения национальной экономической безопасности страны, национальной промышленной, научно-технической, инновационной политики, выхода из кризиса и перехода к экономическому росту, финансового равновесия, решения проблем обслуживания и сокращения внешнего долга и др.).

 

     

     Глава 3. Проблемы мирового рынка и внешней  торговли России.

     3.1.Проблемы  развития мирового  рынка.

     Во-первых, промышленно развитые страны отдают предпочтение финансовым стимулам перед фискальными. Это связано с тем, что влияние налогов слишком безадресно, тогда как финансовое стимулирование позволяет правительству сконцентрировать усилия на достижении конкретных национально ориентированных целей. Развивающиеся страны, напротив, предпочитают налоговые меры, что связано прежде всего с недостатком финансовых ресурсов.

     Во-вторых, в последнее время наметилась устойчивая тенденция к образованию свободных экономических зон.

     Интересен опыт привлечения иностранного капитала в США, которые на протяжении долгого времени преимущественно вывозили капитал и были главным международным нетто-инвестором. В течение последних десятилетий США признаются самой надежной в политическом и экономическом отношении страной. Большое влияние на приток в нее капитала оказали ускоренный экономический рост, быстрый выход из кризиса начала 80-х годов и более высокий спрос на капитал. Привлекает в США высокая ставка ссудного процента в этой стране, что повышает доходность американских ценных бумаг и стимулирует их приобретение.

     Кроме того, доллар США сохраняет роль основного средства международных  расчетов, что позволяет этой стране оплачивать свои иностранные долги  в «собственной валюте» и наращивать внешний долг в больших размерах, чем это могло бы себе позволить любое другое государство.

     Однако  значительное увеличение притока иностранных  инвестиций в США связано не только с перечисленными обстоятельствами, но и с направленной экономической политикой. В связи с этим можно отметить введение ограничений на импорт товаров в США, что в условиях обострения конкуренции за американский внутренний рынок заставляет иностранных инвесторов активизироваться в создании собственного производства на американской территории. Большое значение имело также осуществление системы финансовых и налоговых мер по стимулированию зарубежных капиталовложений: так, был отменен 30-процентный налог на доходы иностранцев от американских ценных бумаг, на американских же держателей акций эта мера не распространялась. Особенно эффективными оказались меры, предпринятые в рамках кампании поддержки иностранных капиталовложений в свободные экономические зоны. В США они располагаются, как правило, в экономически слаборазвитых регионах и пользуются широкой поддержкой государства и местных властей, обеспечивающих субсидии, налоговые льготы и т. д. К примеру, в Миссури 50 % чистого дохода корпораций освобождались от налогообложения, в Коннектикуте инвестору предоставлялось 1000 долл. за каждое новое рабочее место, а в Луизиане корпорации полностью освобождались от налогов в течение 10 лет.

     Таким образом, мировой опыт показывает, что  наибольших успехов в привлечении прямых инвестиций добиваются страны, которые, во-первых, делают такую цель приоритетной в экономической политике и, во-вторых, используют широкий набор экономических мер.

Информация о работе Мировой рынок и международная торговля