Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 16:40, курсовая работа
Целью работы является изучение особенностей международного рынка и международной торговли на современном этапе. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучение теоретических основ мировой экономики и международной торговли;
описание структуры мирового рынка;
выявление современного состояния мирового рынка и направлений развития международной торговли.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития мирового рынка и международной торговли.
1.1.Понятие мировой экономики……………………...…………………..7
1.2.Ценообразование в международной торговле………………………11
1.3.Международные организации по регулированию мировых товарных рынков……………………………………………………………………………16
Глава 2. Торговая политика России.
2.1.Внешнеэкономическая оценка внешнеторгового баланса России……………………………………………………………………….……26
2.2.Внешнеэкономические связи России…………………...…………...27
2.3.Перспективы вступления России в ВТО…………………………….33
Глава 3. Проблемы мирового рынка и внешней торговли России.
3.1.Проблемы развития мирового рынка………………………..………39
3.2.Основные направления развития международной торговли...…….47
Заключение………………………………………………………………..53
Список использованной литературы……………………...……………..55
В настоящее время страны мира с точки зрения их экономического развития, по предложению Экономического и социального совета ООН, подразделяются на три основные группы:
Группа развитых стран с рыночной экономикой включает 23 государства, из которых 7 государств (Германия, Италия, Канада, Великобритания, США, Франция и Япония) относятся к наиболее развитым странам. Остальные страны этой группы: Австралия, Австрия, Бельгия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Швейцария, Швеция и Финляндия.
1.2. Ценообразование в международной торговле.
В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, так же как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно для характеристики и внутреннего рынка, и внешнего.
Цена, в том числе в международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название ценообразующие факторы.
По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять групп:
1)
Общеэкономические - действующие
независимо от вида продукции
и конкретных условий ее
2)
Конкретно экономические - определяемые
особенностями данной
3) Специфические — действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг: сезонность; эксплуатационные расходы; комплектность; гарантии и условия сервиса.
4) Специальные — связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов: государственное регулирование и валютный курс.
5) Внеэкономические: политические; военные; религиозные; этнические и др.
Цены определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процесс ценообразования имеет свои особенности, поэтому его следует рассматривать с учетом действия ценообразующих факторов.
Под
мировыми ценами понимаются цены крупных
экспортно-импортных сделок, заключаемых
на мировых товарных рынках, в основных
центрах мировой торговли. Понятие
мировой товарный рынок означает
совокупность устойчивых, повторяющихся
операций по купле-продаже данных товаров
и услуг, имеющих организационные
международные формы (биржи, аукционы
и т.д.), или выражающихся в систематических
экспортно-импортных сделках
И в мировой торговле к факторам, под воздействием которых складываются рыночные цены, прежде всего, естественно относится состояние спроса и предложения. Практически на цену предлагаемого товара влияют:
На стороне предложения, составляющие ценообразующие факторы:
Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя (товаром-заменителем). На уровень мировых цен воздействуют валюта платежа, условия расчета и некоторые другие как экономические, так и внеэкономические факторы.
На мировом рынке возможны случаи «искажения соотношения спроса и предложения». В случае громадного спроса на товар может возникнуть ситуация, при которой на рынок будет выброшен товар, произведенный в наихудших условиях, по национальной цене, которая по существу и будет какое-то время определять мировую цену и наверняка будет весьма высокой. И, наоборот, нередко предложение значительно превышает спрос. Тогда основной объем продаж приходится на те субъекты международной торговли, условия производства в которых наилучшие, а цены ниже.
При работе с ценами рынка, в том числе внешнеторговыми, следует учитывать их различия с учетом позиций отдельных сторон и рыночной ситуации.
Во-первых, существуют понятия цены продавца, т.е. цены предлагаемые продавцом, а значит, относительно более высокие, и цены покупателя, т. е. принимаемые и уплачиваемые покупателем, а значит, относительно более низкие.
Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнктуры рынок продавца, на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец, и рынок покупателя, на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация в части цен противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах. А это значит, что она должна быть предметом постоянного наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен возможны очень серьезные ошибки.
В последние два - три десятилетия важную роль в ценообразовании на товары, в особенности в мировой торговле, занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или конечному потребителю. Речь идет об общепринятых условиях поставки: техническое обслуживание, шефмонтаж, гарантийный ремонт, другие специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара. Данный аспект особенно важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования. Известны примеры, когда стоимость услуг при экспорте оборудования и машин составляла 60%-ную долю в цене поставки.
Развитие науки и технологии, с одной стороны, оказывает влияние на совершенствование качественных характеристик товара, с другой стороны, воздействует на мировые цены. Внедрение новых технологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсолютном выражении цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом полезного эффекта (например, возрастают скорость, надежность и т.д.) относительная стоимость товара, а значит и его цена для потребителя снижаются.
При анализе цен следует учитывать и движение экономического цикла, что в сфере международных экономических отношений имеет определенную специфику. Так, в стадии депрессии цены, как правило, не повышаются. И, наоборот, в стадии подъема в связи с превышением спроса над предложением цены возрастают.
Необходимо отметить, что динамика изменения цен зависит от вида товаров и товарных групп. Так, при изменении конъюнктуры наиболее резко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция производителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее реакция цен на продукцию машиностроительного комплекса.
Существует пять основных видов контрактных цен:
Твердая фиксированная цена – устанавливается на дате подписания контракта и остается неизменной вплоть до его исполнения. Такие цены используются при незначительных сроках исполнения контрактов, и если в этот период не ожидается существенных скачков цен. Для продавцов эти цены выгодны в случае, когда тенденция цен на рынке направлена в сторону понижения.
Твердая фиксированная цена с возможностью последующей корректировки – так же, как и в первом случае, цена фиксируется в контракте, однако при этом оговариваются условия ее корректировки, например, если цены на рынке в период исполнения контракта повысятся или понизятся более чем на 5%.
Цена с последующей фиксацией – в контракте устанавливается принцип определения цен, а также используемые источники ценовой информации и дата, на которую цены фиксируются. Эти цены применяются в случае, если в период исполнения контракта на рынке предполагается сильное повышение цен, которое трудно оценить заранее с приемлемой точностью. Данный способ определения контрактных цен удобен также для долгосрочных контрактов, которые предусматривают периодические поставки в течение ряда лет. В торговле цветными металлами, например, цены в этом случае могут определяться на основе биржевых котировок, соответствующих дате поставки очередной партии товара.
Скользящая цена – цена, которая рассчитывается по принятой в контракте формуле, состоящей из двух частей. Первая часть формулы – это базовая цена, аналогичная по смыслу твердой фиксированной цене. Вторая, основная часть, имеет структуру ресурсной модели, отражающей соотношение долей основных издержек на производство товара. При этом принципиально важно учесть в формуле именно те издержки, по которым в период исполнения контракта возможны сильные изменения. Использование скользящих цен характерно для контрактов на поставку сложных и уникальных товаров, имеющих длительный цикл изготовления, например комплектного оборудования. Этот вид цен также широко используется при осуществлении подрядных строительных работ.
Смешанная цена – одна часть цены является твердой, фиксированной, другая – скользящей. Практическое использование приведенных видов контрактных цен требует знания ценовых показателей, характерных для различных мировых товарных рынков, а также тех источников информации, из которых они могут быть получены.
В
совокупности ценовые показатели и
их источники составляют информационное
обеспечение ценообразования. Создание
информационного обеспечения
По
этой причине любые сведения о
ценах, взятые из представительных источников,
относятся к информационным продуктам
повышенного спроса. Качество информационного
обеспечения – решающее условие
хороших результатов
1.3.Международные организации по регулированию мировых товарных рынков.
Регулирование
международной торговли на межгосударственном
уровне представляет собой совместно
принимаемые правительствами
Основными направлениями многостороннего регулирования мировой торговли в современных условиях являются следующие:
-
создание заинтересованными
-
выработка договоренностей