Мировой рынок и международная торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение особенностей международного рынка и международной торговли на современном этапе. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучение теоретических основ мировой экономики и международной торговли;
описание структуры мирового рынка;
выявление современного состояния мирового рынка и направлений развития международной торговли.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы развития мирового рынка и международной торговли.

1.1.Понятие мировой экономики……………………...…………………..7

1.2.Ценообразование в международной торговле………………………11

1.3.Международные организации по регулированию мировых товарных рынков……………………………………………………………………………16

Глава 2. Торговая политика России.

2.1.Внешнеэкономическая оценка внешнеторгового баланса России……………………………………………………………………….……26

2.2.Внешнеэкономические связи России…………………...…………...27

2.3.Перспективы вступления России в ВТО…………………………….33

Глава 3. Проблемы мирового рынка и внешней торговли России.

3.1.Проблемы развития мирового рынка………………………..………39

3.2.Основные направления развития международной торговли...…….47

Заключение………………………………………………………………..53

Список использованной литературы……………………...……………..55

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 152.11 Кб (Скачать)

     В настоящее время страны мира с  точки зрения их экономического развития, по предложению Экономического и  социального совета ООН, подразделяются на три основные группы:

  • развитые страны с рыночной экономикой;
  • страны с переходной экономикой;
  • развивающиеся страны.

     Группа  развитых стран с рыночной экономикой включает 23 государства, из которых 7 государств (Германия, Италия, Канада, Великобритания, США, Франция и Япония) относятся  к наиболее развитым странам. Остальные  страны этой группы: Австралия, Австрия, Бельгия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Швейцария, Швеция и Финляндия.

 

     

     1.2. Ценообразование в международной торговле.

     В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, так же как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно для характеристики и внутреннего рынка, и внешнего.

     Цена, в том числе в международной  торговле, - это денежная сумма, которую  намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название ценообразующие факторы.

     По  характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять групп:

     1) Общеэкономические - действующие  независимо от вида продукции  и конкретных условий ее производства  и реализации: экономический цикл; состояние совокупного спроса и предложения; инфляция.

     2) Конкретно экономические - определяемые  особенностями данной продукции,  условиями ее производства и  реализации: издержки; прибыль; налоги и сборы; предложение и спрос на конкретные товар или услугу с учетом взаимозаменяемости; потребительские свойства: качество, надежность, престижность.

     3) Специфические — действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг: сезонность; эксплуатационные расходы; комплектность; гарантии и условия сервиса.

     4) Специальные — связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов: государственное регулирование и валютный курс.

     5) Внеэкономические: политические; военные; религиозные; этнические и др.

     Цены  определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и  предложения. Однако на международном рынке процесс ценообразования имеет свои особенности, поэтому его следует рассматривать с учетом действия ценообразующих факторов.

     Под мировыми ценами понимаются цены крупных  экспортно-импортных сделок, заключаемых  на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие  мировой товарный рынок означает совокупность устойчивых, повторяющихся  операций по купле-продаже данных товаров  и услуг, имеющих организационные  международные формы (биржи, аукционы и т.д.), или выражающихся в систематических  экспортно-импортных сделках крупных  фирм - поставщиков и покупателей.

     И в мировой торговле к факторам, под воздействием которых складываются рыночные цены, прежде всего, естественно  относится состояние спроса и  предложения. Практически на цену предлагаемого  товара влияют:

  • платежеспособный спрос покупателя данного товара – наличие денег;
  • объем спроса - количество товара, которое способен приобрести покупатель;
  • полезность товара и его потребительские свойства.

     На  стороне предложения, составляющие ценообразующие факторы:

  • количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;
  • издержки производства и обращения при реализации товара на рынке;
  • цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара.

     Общим фактором является замещаемость предлагаемого  к реализации товара другим, удовлетворяющим  покупателя (товаром-заменителем). На уровень  мировых цен воздействуют валюта платежа, условия расчета и некоторые  другие как экономические, так и  внеэкономические факторы.

     На  мировом рынке возможны случаи «искажения соотношения спроса и предложения». В случае громадного спроса на товар  может возникнуть ситуация, при которой  на рынок будет выброшен товар, произведенный  в наихудших условиях, по национальной цене, которая по существу и будет  какое-то время определять мировую  цену и наверняка будет весьма высокой. И, наоборот, нередко предложение  значительно превышает спрос. Тогда  основной объем продаж приходится на те субъекты международной торговли, условия производства в которых наилучшие, а цены ниже.

     При работе с ценами рынка, в том числе  внешнеторговыми, следует учитывать  их различия с учетом позиций отдельных  сторон и рыночной ситуации.

     Во-первых, существуют понятия цены продавца, т.е. цены предлагаемые продавцом, а  значит, относительно более высокие, и цены покупателя, т. е. принимаемые  и уплачиваемые покупателем, а значит, относительно более низкие.

     Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнктуры  рынок продавца, на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец, и рынок  покупателя, на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация в части цен противоположная. Но эта рыночная ситуация все время  изменяется, что находит отражение  в ценах. А это значит, что она  должна быть предметом постоянного  наблюдения и изучения. В противном  случае в определении цен возможны очень серьезные ошибки.

     В последние два - три десятилетия  важную роль в ценообразовании на товары, в особенности в мировой  торговле, занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком  какого-либо товара импортеру или  конечному потребителю. Речь идет об общепринятых условиях поставки: техническое обслуживание, шефмонтаж, гарантийный ремонт, другие специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара. Данный аспект особенно важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования. Известны примеры, когда стоимость услуг при экспорте оборудования и машин составляла 60%-ную долю в цене поставки.

     Развитие  науки и технологии, с одной  стороны, оказывает влияние на совершенствование качественных характеристик товара, с другой стороны, воздействует на мировые цены. Внедрение новых технологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсолютном выражении цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом полезного эффекта (например, возрастают скорость, надежность и т.д.) относительная стоимость товара, а значит и его цена для потребителя снижаются.

     При анализе цен следует учитывать  и движение экономического цикла, что в сфере международных экономических отношений имеет определенную специфику. Так, в стадии депрессии цены, как правило, не повышаются. И, наоборот, в стадии подъема в связи с превышением спроса над предложением цены возрастают.

     Необходимо  отметить, что динамика изменения  цен зависит от вида товаров и товарных групп. Так, при изменении конъюнктуры наиболее резко и быстро меняются цены практически на все виды сырья, медленнее реакция производителей и поставщиков полуфабрикатов, еще слабее реакция цен на продукцию машиностроительного комплекса.

     Существует  пять основных видов  контрактных цен:

     Твердая фиксированная цена – устанавливается на дате подписания контракта и остается неизменной вплоть до его исполнения. Такие цены используются при незначительных сроках исполнения контрактов, и если в этот период не ожидается существенных скачков цен. Для продавцов эти цены выгодны в случае, когда тенденция цен на рынке направлена в сторону понижения.

     Твердая фиксированная цена с возможностью последующей  корректировки – так же, как и в первом случае, цена фиксируется в контракте, однако при этом оговариваются условия ее корректировки, например, если цены на рынке в период исполнения контракта повысятся или понизятся более чем на 5%.

     Цена  с последующей  фиксацией – в контракте устанавливается принцип определения цен, а также используемые источники ценовой информации и дата, на которую цены фиксируются. Эти цены применяются в случае, если в период исполнения контракта на рынке предполагается сильное повышение цен, которое трудно оценить заранее с приемлемой точностью. Данный способ определения контрактных цен удобен также для долгосрочных контрактов, которые предусматривают периодические поставки в течение ряда лет. В торговле цветными металлами, например, цены в этом случае могут определяться на основе биржевых котировок, соответствующих дате поставки очередной партии товара.

     Скользящая  цена – цена, которая рассчитывается по принятой в контракте формуле, состоящей из двух частей. Первая часть формулы – это базовая цена, аналогичная по смыслу твердой фиксированной цене. Вторая, основная часть, имеет структуру ресурсной модели, отражающей соотношение долей основных издержек на производство товара. При этом принципиально важно учесть в формуле именно те издержки, по которым в период исполнения контракта возможны сильные изменения. Использование скользящих цен характерно для контрактов на поставку сложных и уникальных товаров, имеющих длительный цикл изготовления, например комплектного оборудования. Этот вид цен также широко используется при осуществлении подрядных строительных работ.

     Смешанная цена – одна часть цены является твердой, фиксированной, другая – скользящей. Практическое использование приведенных видов контрактных цен требует знания ценовых показателей, характерных для различных мировых товарных рынков, а также тех источников информации, из которых они могут быть получены.

     В совокупности ценовые показатели и  их источники составляют информационное обеспечение ценообразования. Создание информационного обеспечения путем  сбора и систематизированного хранения данных о ценах, качестве и коммерческих условиях поставки является важнейшим  подготовительным этапом расчетов цен. Систематическое квалифицированное  выполнение этой задачи служит решающим условием верного определения уровня мировых цен, а на их базе – цен  предстоящих внешнеторговых сделок.

     По  этой причине любые сведения о  ценах, взятые из представительных источников, относятся к информационным продуктам  повышенного спроса. Качество информационного  обеспечения – решающее условие  хороших результатов конъюнктурно-ценовой  работы. Из-за пробелов в информации, отсутствия новых данных, невозможности  их прямого сопоставления и других недостатков информационного обеспечения  зачастую приходится усложнять методику расчета цен введением дополнительных приемов, поправок и оговорок.

     1.3.Международные организации по регулированию мировых товарных рынков.

     Регулирование международной торговли на межгосударственном уровне представляет собой совместно  принимаемые правительствами разных стран на основе компромиссов договоренности (правовые положения, нормы, процедуры, согласованные взаимные обязательства, рекомендации) в области экономической  политики и практики, отражающие интересы стран – участниц. Регулирование  нацелено на создание определенных предпосылок, способствующих дальнейшему развитию мирохозяйственных связей между  заинтересованными государствами, в частности, путем достижения стабильности и предсказуемости режима доступа на рынке. 

     Основными направлениями многостороннего  регулирования мировой торговли в современных условиях являются следующие:

     - создание заинтересованными государствами  договорно-правовой основы торгово-экономических  отношений, включая важнейшие  принципы и нормы;

     - выработка договоренностей относительно  применения на национальном уровне  комплекса торгово-политических  средств воздействия на мирохозяйственные  связи, определение рамок и  возможностей использования отдельных  инструментов торговой политики;

Информация о работе Мировой рынок и международная торговля