Мировая экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 16:47, реферат

Описание работы

Цель работы: определить, систематизировать знания о внешнеторговых операциях. При написании данной работы использовались литературный, аналитический, сравнительный методы.
Для достижения цели данной работы были поставлены следующие задачи:
-изучить теоретические основы внешнеторговых операций;
-изучить классификацию внешнеторговых операций в системе мировой торговли;

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…..…..4
1 Теоретические аспекты внешнеторговых операций……………………...6
1.1 Классификация внешнеторговых операций……………………………..6
1.2 Регламентация внешнеторговых операций…………………………….15
2 Торговля товарами и услугами, как главные виды внешнеторговых операций…………………………………………………………………………20
2.1 Мировая торговля товарами и услугами на современном
этапе……………………………………………………………………..………20
2.2 Место России в мировой торговле………………………………...……..27
Заключение ……………………………………………………………………..32
Список использованных источников ……………………………………….34
Приложения……………………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

курсовая во вто.doc

— 425.00 Кб (Скачать)

     Вопросы регламентации внешнеторговых операций, поиск путей к сотрудничеству, во избежание торговых конфликтов стали еще более актуальными на фоне мирового финансового кризиса. После нескольких лет стремительного подъема мировая торговля скатилась в фазу рецессии, спад мирового производства 2008 года был самым высоким в период с 2001-2008 годы и опустился ниже средней 10летней нормы в 2,9 %. Важно отметить, что на фоне общего спада, регионом, с самыми высокими темпами роста объема экспорта, стало СНГ. Страны СНГ также показали второй по темпу роста объем импорта - рост на 15 % в 2008 по сравнению с предыдущим годом. Германия осталась лидером и мирового экспорта товаров и услуг, занимая почти 9,1 % в мировом экспорте услуг, стоимостной объем грузоперевозок составил 1,7 трлн.долл.

     Россия  в системе мировой торговли по-прежнему занимает  не соответствующее своим возможностям место. Удельный вес России в глобальном вывозе составил 2,9% (в 2007 г., соответственно, 12-е место и 2,5%).

     В рейтинге стран – поставщиков  коммерческих услуг в 2008 г. (50 млрд долл.; темпы прироста – 29%) Российская Федерация заняла 22-е место, а ее удельный вес составил 1,3% (в 2006 г., соответственно, 25-я позиция и 1,2%).] Внешнеторговое сальдо РФ в январе 2009 года снизилось на 47,6% по сравнению с январем 2008 года и составило 9,9 миллиарда долларов, основой экспорта остается продукция топливно-энергетического комплекса.

     По  оценкам Центра макроэкономического  анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП)  в 2011-2012 году в России ожидается восстановление объемов внешнеторгового оборота, экспорт и импорт будут расти высокими темпами, превышающими общую экономическую динамику, в 2011 году же предполагается вступить в ВТО, и в перспективе Россия сможет выйти в мировые лидеры по внешнеторговым операциям. 

 

     Список использованных источников: 

     
  1. Абакумова О.Г., Управление внешнеэкономической деятельностью, конспект лекций, М.: Приор, 2010.-376 с.
  2. Апринеенко Т.В., Иванова А.А. Международная торговля в условиях открытой экономики. М,: Велес, 2007.-638 с.
  3. Воронаев П.А, Воронаева Н. Н. Основы внешнеэкономической деятельности, М.: Наука,2007.- 315с.
  4. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности. М.: Наука,-2008.-502с.
  5. Сычев В.В. Международная коммерция и торговля, СПб.: ПИТЕР,2009.-626с.
  6. Тэор Т.Р. Внешнеторговые операции. СПб.: ПИТЕР.-2009.-787с.
  7. Сысоев А.В. Будущее мировой экономики после финансового кризиса // Проблемы прогнозирования- 2009. -№1. - С. 20-28
  8. Третьяков Ю. Д. Проблемы регламентации внешней торговли // Вестник Российской Академии Наук -2009. -№1. - С. 12-22
  9. Федосов Е.А. Инновационный путь развития как магистральная

мировая тенденция // Вестник Российской Академии Наук -2009. -№9.- С. 10-14

  1. Флерова А. В. Торговля и инвестиции // Инвестиции в России -2008. -№8.- С.14-20.
  2. www.wto.org - официальный сайт ВТО.
  3. www.customsrf.ru - официальный сайт Федеральной таможенной службы.
  4. www.macroforecast.ru – сайт, публикующий комплексные исследования, проводимые Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН.
  5. www.rusimpex.ru - официальный сайт Российского Центра внешней торговли.
  6. www.economy.gov.ru – официальный сайт Минэкономразвития.

 

     Приложение 1 

     Классификация внешнеторговых операций в системе мировой торговли

 

     

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     

 

      Международная торговля, представляя  собой международных товарно-денежных отношений, является специфичной формой обмена товарами и услугами между контрагентами из различных стран. Международная торговля представляет собой совокупность внешней торговля всех стран мира.

     При этом внешняя торговля отдельных  регионов, государств выступает составным  элементом международной торговли. …

     Внешнюю и международную торговлю характеризуют три важнейших характеристики: общий товарооборот, товарная структура, географическая структура.

     Внешнеторговый  оборот-сумма экспорта и импорта  той или иной страны. В отличии  от объема внешней торговли отдельных  стран, объем международной торговли подсчитывается путем суммирования объемом экспорта всех государств.

       Международная торговля базируется, однако, не только на международном  разделении труда, но и на  становлении и развитии мирохозяйственного  разделения труда Современное состояние общественного разделения труда наделяет торговлю рядом новых специфических черт. Речь идет, прежде всего, о том, что современная международная торговля отражает не только обмен традиционными товарами, но и движение новых товарных форм. 

     Традиционные  товары. К традиционным товарам можно  условно отнести: товар-продукт, товар-услуга.

     Товар-продукт. Первоначально наибольший удельный вес в мировом товарном обращении  занимали товары, материализованные  в продуктах Традиционный товар-продукт  включает два основных компонента топливо-сырьевые и сельскохозяйственные товары; промышленные товары, машины и оборудование. Динамика международной торговли традиционными товарами-продуктами такова, что удельный вес промышленных товаров, машин и оборудования возрастает. Это вызвано тремя основными причинами:

     1. Усилением международного разделения  труда между развитыми странами, что позволяет:

     а) произвести структурную перестройку  экономики;

     6) увеличить долю наукоемких отраслей;

     в) значительно сократить потребление сырья и топлива;

     г) увеличить производство новых промышленных товаров, машин и оборудования.

     2. Ростом удельного веса развивающихся  стран в качестве экспортеров  готовых изделий и полуфабрикатов  в развитые страны

     3. Модернизацией сельского хозяйства  и индустриализацией развивающихся стран. Это влечет за собой значительное увеличение производства и потребления сырья, продовольствия, топлива что фактически означает:

     а) увеличение ресурсной базы под развитие добычи полезных ископаемых (преимущественно  экспорт из развитых стран);

     б) увеличение ресурсной базы для обеспечения  развивающихся стран продовольствием (преимущественно экспорт из развитых стран).

     Товар-услуга. Товар-услуга включает в себя следующие  компоненты:

     I. Производственные услуги:

     - ноу-хау,

     - лицензии;

     -транспортные  услуги;

     - инжиниринговые услуги и т.д.

     II. Услуги потребительского характера:

     - туризм;

     -социально-культурные  услуги (образование, здравоохранение,  спорт и т.д.).

     Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с торговлей товаром-продуктом.

     1.Услуги, в отличие от товаров, производятся  и потребляются в основном  одновременно и не подлежат  хранению. Поэтому большинство видов  услуг базируется на прямых  контактах между их производителями  и потребителями.

     2. Сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем продукты сферы собственно материального производства.

     Перед международной торговлей услугами встает большее количество таможенных барьеров, чем перед торговлей  обычными товарами.

     3. Не все виды услуг, в отличие от товара-продукта, могут быть широко вовлечены в международный хозяйственный оборот. Так, например, вряд ли можно рассчитывать на заметный рост торговли коммунальными и бытовыми услугами.

     Мировой рынок товаров и услуг - это  важный сегмент международной торговли, который преимущественно базируется на международном разделении труда, на отношениях, связанных с перемещением этих традиционных товаров за пределы национальных границ отдельных государств.

     Согласно  классификации ООН, этот рынок географически может быть структуризован так:

     - Рынок Европы;

     - Рынок Латинской Америки;

     - Рынок Азии;

      - Рынок Северной Америки;

     - Рынок Африки;

     - Рынок Австралии.

     Каждая  из выделенных структур может в свою очередь также структуризована  в соответствии с международными экономическими группировками, отдельными странами.

     Современные тенденции в развитии отношений  международной торговли обусловлены  современным состоянием общественного  разделения труда в мирохозяйственной  сфере.

     Появление новых товарных форм. В развитии мирового товарного обращения отчетливо наблюдается тенденция снижения значения традиционных единичных товаров и появление новых товарных форм: товар-группа; товар-объект; товар-программа.

     Единичный товар наиболее распространен на ранних ступенях становления международной экономики. Эта разновидность товара завоевала широкую сферу распространения в связи с развитием международного разделения труда, усложнением и дифференциацией общественных потребностей. Однако, сегодня относительная зона единичного товара сужается.

     Дальнейшая  эволюция товарных форм связана не с единичным товаром, а с товаром-группой, товаром-объектом и товаром-программой.

     Товар-группа. Распространение товара-группы на мировых  товарных рынках происходит по двум основным направлениям: рост ассортимента товаров, усложнение их потребительских свойств; объединение товаров в комплектные поставки. 

     Товар-объект. Товар-объект (предприятие) - связан с  созданием крупных предприятий  различного назначения, реализуемых  на мировых рынках

     Товар-программа. Товар-программа - связан с резко  выраженным ростом наукоемкости с прорывом в области новых технологий. Этот товар начинается с идеи, которая  в последствии стыкуется с  необходимой материально-вещественной базой, трудовыми ресурсами, кредитно-финансовыми возможностями.

     Значение  внутрикорпорационных потоков. Сегодня на внутрикорпорационный  обмен, т.е. на торговлю между предприятиями одной и той же транснациональной корпорации, которые находятся в различных частях света приходится более 1/3 мировых товарных потоков. За внутрикорпорационным обменом - будущее мироторговых отношений.

     Новая роль услуг. Появление новых товарных форм порождает возникновение новой  роли услуг. Речь идет, прежде всего, о  процессе софтизации, т.е. возрастании  удельного веса информационных услуг. Необходимо указать и на возрастание значения кредитно-финансовых услуг. Это значение, как правило, связывают с продвижением на мировой рынок товара-объекта и" товара-программы. Особое значение при движении такой товарной формы как товар-программа приобретают научно-технические, инжиниринговые и консалтинговые услуги

Информация о работе Мировая экономика