Мировая экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 16:47, реферат

Описание работы

Цель работы: определить, систематизировать знания о внешнеторговых операциях. При написании данной работы использовались литературный, аналитический, сравнительный методы.
Для достижения цели данной работы были поставлены следующие задачи:
-изучить теоретические основы внешнеторговых операций;
-изучить классификацию внешнеторговых операций в системе мировой торговли;

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…..…..4
1 Теоретические аспекты внешнеторговых операций……………………...6
1.1 Классификация внешнеторговых операций……………………………..6
1.2 Регламентация внешнеторговых операций…………………………….15
2 Торговля товарами и услугами, как главные виды внешнеторговых операций…………………………………………………………………………20
2.1 Мировая торговля товарами и услугами на современном
этапе……………………………………………………………………..………20
2.2 Место России в мировой торговле………………………………...……..27
Заключение ……………………………………………………………………..32
Список использованных источников ……………………………………….34
Приложения……………………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

курсовая во вто.doc

— 425.00 Кб (Скачать)

     Мировой экспорт услуг увеличился на 11 % в 2008 году, составив 3.7 трлн.долл. США. Наиболее быстрорастущей сферой услуг стал транспорт - 15 % роста, далее следуют туруслуги - 10 %. Прочие услуги, включая финансовые, составили чуть более половины от мирового экспорта услуг, на транспортные и туристические пришлось 25 и 23 процента соответственно. Данные о мировом  экспорте услуг представлены в таблице 1. 
 

  Таблица 1 - Мировой экспорт услуг.

Виды  услуг В стоимостном  выражении

(трлн.долл. США)

     В процентах
2008 2000-08 2006 2007 2008
Услуги  всего 3730 12 13 19 11
Транспортные  услуги 875 12 10 20 15
Туристические услуги 945 9 10 15 10
Прочие  виды услуг 1910 14 16 22 10

     Источник: www.wto.org. 

     Германия  осталась лидером и мирового экспорта услуг, занимая почти 9,1 % в мировом  экспорте услуг, стоимостной объем грузоперевозок составил 1,7 трлн. долл. США.

     Китай занял второе место с долей в мировом экспорте услуг 8,9 % (1,43 трлн. долл. США). Далее идут США (1,3 трлн.долл. США и 8,1% в мировом экспорте услуг), Япония (782 млрд. долларов и 4,9 %), Нидерланды (634 млрд. долларов и 3,9%).[11]

     В мировом импорте услуг лидирующие позиции остались за США-13,2 от мирового импорта услуг, далее идет Германия с 7,3 % (1,21 трлн. долл. США). В пятерку лидеров входит Китай (6,9 %), Япония (4,3 %) и Франция (4,3 %).[11]

     Что касается интеллектуальной собственности, то по современным оценкам ВОИС - Всемирной организации интеллектуальной собственности - в настоящее время продажа объектов интеллектуальной собственности в общем объеме мировой торговли, равным примерно $ 9 ТРЛН., составляет 20% или около $ 1,8 трлн. Согласно прогнозам этой организации, в последующие 15 лет объем продаж объектов интеллектуальной собственности будет заметно возрастать и может достичь 50 % от всего объема мировой торговли. О тенденциях роста объема и роли объектов интеллектуальной собственности в мировой торговле также свидетельствует тот факт, что 2005 г., по данным ВОИС, стал рекордным по количеству поданных международных патентных заявок. Всего в 2005 г. ВОИС было зарегистрировано 134 тыс. изобретений - на 9% больше, чем в предшествующем году. 

     2.2 Место России в  мировой торговле 

     На  протяжении последних лет Россия сохраняет курс на более тесную интеграцию в мировое экономическое сообщество. Вплоть до 2008 года Россия вела переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию самостоятельно, а с 2009 года в составе Таможенного союза совместно с Казахстаном и Белоруссией. Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми ресурсами при пониженной стоимости рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической сфере весьма скромна.

     Согласно рейтингу ВТО, в 2007 г. Российская Федерация заняла 12-е место в мире по стоимостным объемам экспорта товаров. При этом номинальные темпы годового прироста повысились на 17%, а реальные – менее чем на 6%. [9, с. 10] Удельный вес России в международном вывозе составил 2,6% (в 2006 г., соответственно, 13-е место и 2,5%). По стоимости импорта товаров (223 млрд. долл., темпы прироста – 35%) Россия поднялась на 16-ю позицию, а ее доля в совокупном импорте достигла 1,6% (соответственно, 18-е место и 1,3%). В итоге по темпам прироста ввоза Россия заняла 1-е место в мире среди ведущих торговых держав.[11]

     Без учета внутрирегиональной торговли 27 стран ЕС и отдельных членов группировки Россия заняла 7-е место по товарному экспорту и 10-ю позицию по импорту товаров в мире. [11] В рейтинге стран – поставщиков коммерческих услуг в 2007 г. (38 млрд. долл., темпы прироста – 25%) Российская Федерация вновь заняла 25-е место, а ее удельный вес составил 1,2 % (в 2006 г., соответственно, 25-е место и 1,1%). В сфере импорта коммерческих услуг (44,3 млрд. долл., темпы прироста – 15%) Россия поднялась на 16-ю позицию в мире, а ее удельный вес составил 1,9% (соответственно, 18-е место и 1,7%).[6, с. 347]

     Внешнеторговый  оборот России по методологии платежного баланса в марте 2008г. составил (в фактически действовавших ценах) 62,8 млрд.долларов США (1492,4 млрд.рублей).[14]

       По данным таможенной статистики в 2008 году внешнеторговый  оборот России составил 735,0 млрд. долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с 2007 годом увеличился на 33,2%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 628,5 млрд.долларов США (рост на 34,0%), со странами СНГ – 106,5 млрд.долларов США (рост на 29,0%).[12] При этом номинальные темпы годового прироста выросли до 33%. Удельный вес России в глобальном вывозе составил 2,9% (в 2007 г., соответственно, 12-е место и 2,5%). По стоимости импорта товаров (292 млрд. долл.; темпы прироста - 31%) Россия осталась на 16-й позиции, а ее доля в совокупном импорте достигла 1,8% (в 2007 г., соответственно, 16-е место и 1,6%).

     Сальдо торгового баланса в 2008 году сохранило высокий уровень – 201,2 млрд. долларов США (152,2 млрд. долларов США в 2007 году).[11] Со странами дальнего зарубежья сальдо торгового баланса составило 167,9 млрд.долларов США (129,4 млрд.долларов США в 2007 году).[15] Со странами СНГ сальдо торгового баланса по сравнению с 2007 годом возросло и составило 33,3 млрд. долл. США против 22,8 млрд.долларов США в 2007 году.[8] Внешнеторговое сальдо РФ в январе 2009 года снизилось на 47,6% по сравнению с январем 2008 года и составило 9,9 миллиарда долларов, говорится в мониторинге социально-экономического развития РФ на сайте Минэкономразвития.[7, с. 21]

     Экспорт товаров, по оценке Минэкономразвития (по методологии платежного баланса), составил в январе 2009 года 20,2 миллиарда  долларов и снизился по сравнению  с аналогичным месяцем прошлого года в 1,7 раза. [7, с. 21]

     Основные  торговые партнеры Российской Федерации  в 2008 году, внешнеторговый оборот Российской Федерации с основными торговыми партнерами представлен в таблице 2.

     Основными торговыми партнерами России в 2008 году среди стран дальнего зарубежья были Германия, товарооборот с которой составил 67,3 млрд.долларов США (127,2% к 2007 году), Нидерланды – 61,8 млрд.долл. (132,3%), Китай – 55,9 млрд.долл.США (138,6%), Япония – 29,0 млрд.долл. (142,4%), Соединенные Штаты – 27,3 млрд.долл. (153,2%), Польша – 27,2 млрд.долл.США (151,8%), Великобритания– 22,5 млрд.долл. (134,8%), Финляндия – 22,4 млрд.долл. (142,1%). 

Таблица 2 - Внешнеторговый оборот Российской Федерации с основными торговыми партнерами.

  2008г. 2007г.
млн. 
долл.США
в % к  
2007г.
в % к  
итогу
млн.  
долл.США
в % к  
2006г.
в % к  
итогу
1 2 3 4 5 6 7
Внешнеторговый  оборот 734992 133,2 100 551684 125,7 100
в том  числе:            
страны  дальнего зарубежья 628532 134,0 85,5 469153 125,3 85,0
Из  них: страны Евросоюза 382094 135,0 52,0 283088 118,7 51,3
из  них:            
Германия 67261 127,2 9,2 52880 123,1 9,6
Нидерланды 61818 132,3 8,4 46737 121,2 8,5
Италия 52915 146,7 7,2 36067 117,0 6,5
Польша 27221 151,8 3,7 17929 120,4 3,2
 Великобритания 22483 134,8 3,1 16674 118,5 3,0
Финляндия 22423 142,1 3,1 15777 119,6 2,9
Франция 22246 135,2 3,0 16450 121,5 3,0
Венгрия 12812 146,9 1,7 8723 107,5 1,6
Чешская Республика 10863 152,9 1,5 7107 114,7 1,3
Испания 9303 123,6 1,3 7525 142,1 1,4
Болгария 5418 128,6 0,7 4214 127,8 0,8
Румыния 5184 131,5 0,7 3942 103,4 0,7
страны  АТЭС 149585 140,2 20,4 106678 142,4 19,3
из  них:            
Китай 55902 138,6 7,6 40320 140,6 7,3

Таблица 2 - Продолжение

1 2 3 4 5 6 7
Япония 29019 142,4 3,9 20381 166,5 3,7
США 27279 153,2 3,7 17805 118,4 3,2
Республика  Корея  18306 122,0 2,5 15005 157,7 2,7
государства-участники  СНГ 106459 129,0 14,5 82532 127,6 15,0
страны  ЕврАзЭС 60085 125,8 8,2 47766 131,3 8,7
в том  числе:            
Беларусь 34189 131,1 4,7 26084 130,8 4,7
Казахстан 19731 119,3 2,7 16543 129,2 3,0
Узбекистан 3359 105,0 0,5 3199 134,5 0,6
Киргизия 1803 154,1 0,2 1170 155,0 0,2
Таджикистан 1003 130,3 0,1 770 152,7 0,1
страны  ЕЭП 93706 129,5 12,7 72382 127,0 13,1
из  них Украина 39787 133,7 5,4 29755 122,8 5,4

              Источник: www.rusimpex.ru  

     Наглядное представление об основных торговых партнерах РФ и их доле во внешнеторговом обороте дают рисунок 1 и рисунок 2. Диаграммы построены по данным, взятым из таблицы 2. 
 

     Рисунок 3 - Основные торговые партнеры РФ (по отдельным государствам).

     Рисунок 4 - Основные торговые партнеры РФ ( по интеграционным группировкам). 

     В страновой структуре внешней  торговли России особое место занимает Европейский Союз. На долю Европейского Союза в 2008 году приходилось 53,0%  российского товарооборота. На страны СНГ в 2008 году приходилось 14,5% российского товарооборота (в 2007 году – 15,0%), на страны ЕврАзЭС – 8,2% (8,7%), на страны АТЭС – 20,4% (19,3%). 
 
 

 

      Заключение 

     Современная мировая торговля, стоимость экспорта товаров которой в 2009 году достигла 15,8 трлн. долларов США, характеризуется  большим разнообразием товарной структуры, направлений и принципов реализации продукции на внешних рынках, а также способов оформления внешнеторговых сделок, требующих проведения участниками внешнеэкономической деятельности соответствующей оперативно-коммерческой работы. Следовательно, выход на внешний рынок, помимо владения информацией об условиях межгосударственного и национального регламентирования экспортно-импортных потоков, связан с изучением возможных форм и способов реализации конкретного вида продукции и соответствующего оформления внешнеторговых сделок. Формой связи между производителями продукции разных стран выступает внешняя торговля, обслуживающая сферу товарного обращения (включая услуги и посредников) через внешнеторговые операции, которые имеют сложную классификацию, отражающую возрастающую диверсификацию мировой торговли.

     Регламентация внешнеторговых операций происходит на государственном и  международном  уровне. На уровне отдельных государств определяется внешнеторговая и таможенная политика, основанная на специализации страны в мировом разделении труда. На международном уровне регулирование внешней торговли осуществляют специализированные организации. Помимо специализированных организаций в процессе регламентации важное место отводится двух- и многосторонним соглашениям между государствами, таким как, например, Венская Конвекция ООН.

Информация о работе Мировая экономика