Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 16:47, реферат
Цель работы: определить, систематизировать знания о внешнеторговых операциях. При написании данной работы использовались литературный, аналитический, сравнительный методы.
Для достижения цели данной работы были поставлены следующие задачи:
-изучить теоретические основы внешнеторговых операций;
-изучить классификацию внешнеторговых операций в системе мировой торговли;
Введение…………………………………………………………………..…..…..4
1 Теоретические аспекты внешнеторговых операций……………………...6
1.1 Классификация внешнеторговых операций……………………………..6
1.2 Регламентация внешнеторговых операций…………………………….15
2 Торговля товарами и услугами, как главные виды внешнеторговых операций…………………………………………………………………………20
2.1 Мировая торговля товарами и услугами на современном
этапе……………………………………………………………………..………20
2.2 Место России в мировой торговле………………………………...……..27
Заключение ……………………………………………………………………..32
Список использованных источников ……………………………………….34
Приложения……………………………………………………………………..36
Мировой
экспорт услуг увеличился на 11 % в 2008 году,
составив 3.7 трлн.долл. США. Наиболее быстрорастущей
сферой услуг стал транспорт - 15 % роста,
далее следуют туруслуги - 10 %. Прочие услуги,
включая финансовые, составили чуть более
половины от мирового экспорта услуг,
на транспортные и туристические пришлось
25 и 23 процента соответственно. Данные
о мировом экспорте услуг представлены
в таблице 1.
Таблица 1 - Мировой экспорт услуг.
Виды услуг | В стоимостном
выражении
(трлн.долл. США) |
В процентах | |||
2008 | 2000-08 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Услуги всего | 3730 | 12 | 13 | 19 | 11 |
Транспортные услуги | 875 | 12 | 10 | 20 | 15 |
Туристические услуги | 945 | 9 | 10 | 15 | 10 |
Прочие виды услуг | 1910 | 14 | 16 | 22 | 10 |
Источник:
www.wto.org.
Германия осталась лидером и мирового экспорта услуг, занимая почти 9,1 % в мировом экспорте услуг, стоимостной объем грузоперевозок составил 1,7 трлн. долл. США.
Китай занял второе место с долей в мировом экспорте услуг 8,9 % (1,43 трлн. долл. США). Далее идут США (1,3 трлн.долл. США и 8,1% в мировом экспорте услуг), Япония (782 млрд. долларов и 4,9 %), Нидерланды (634 млрд. долларов и 3,9%).[11]
В
мировом импорте услуг
Что
касается интеллектуальной собственности,
то по современным оценкам ВОИС -
Всемирной организации интеллектуальной
собственности - в настоящее время продажа
объектов интеллектуальной собственности
в общем объеме мировой торговли, равным
примерно $ 9 ТРЛН., составляет 20% или около
$ 1,8 трлн. Согласно прогнозам этой организации,
в последующие 15 лет объем продаж объектов
интеллектуальной собственности будет
заметно возрастать и может достичь 50
% от всего объема мировой торговли. О тенденциях
роста объема и роли объектов интеллектуальной
собственности в мировой торговле также
свидетельствует тот факт, что 2005 г., по
данным ВОИС, стал рекордным по количеству
поданных международных патентных заявок.
Всего в 2005 г. ВОИС было зарегистрировано
134 тыс. изобретений - на 9% больше, чем в
предшествующем году.
2.2
Место России в
мировой торговле
На
протяжении последних лет Россия
сохраняет курс на более тесную интеграцию
в мировое экономическое
Согласно рейтингу ВТО, в 2007 г. Российская Федерация заняла 12-е место в мире по стоимостным объемам экспорта товаров. При этом номинальные темпы годового прироста повысились на 17%, а реальные – менее чем на 6%. [9, с. 10] Удельный вес России в международном вывозе составил 2,6% (в 2006 г., соответственно, 13-е место и 2,5%). По стоимости импорта товаров (223 млрд. долл., темпы прироста – 35%) Россия поднялась на 16-ю позицию, а ее доля в совокупном импорте достигла 1,6% (соответственно, 18-е место и 1,3%). В итоге по темпам прироста ввоза Россия заняла 1-е место в мире среди ведущих торговых держав.[11]
Без учета внутрирегиональной торговли 27 стран ЕС и отдельных членов группировки Россия заняла 7-е место по товарному экспорту и 10-ю позицию по импорту товаров в мире. [11] В рейтинге стран – поставщиков коммерческих услуг в 2007 г. (38 млрд. долл., темпы прироста – 25%) Российская Федерация вновь заняла 25-е место, а ее удельный вес составил 1,2 % (в 2006 г., соответственно, 25-е место и 1,1%). В сфере импорта коммерческих услуг (44,3 млрд. долл., темпы прироста – 15%) Россия поднялась на 16-ю позицию в мире, а ее удельный вес составил 1,9% (соответственно, 18-е место и 1,7%).[6, с. 347]
Внешнеторговый оборот России по методологии платежного баланса в марте 2008г. составил (в фактически действовавших ценах) 62,8 млрд.долларов США (1492,4 млрд.рублей).[14]
По данным таможенной статистики в 2008 году внешнеторговый оборот России составил 735,0 млрд. долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с 2007 годом увеличился на 33,2%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 628,5 млрд.долларов США (рост на 34,0%), со странами СНГ – 106,5 млрд.долларов США (рост на 29,0%).[12] При этом номинальные темпы годового прироста выросли до 33%. Удельный вес России в глобальном вывозе составил 2,9% (в 2007 г., соответственно, 12-е место и 2,5%). По стоимости импорта товаров (292 млрд. долл.; темпы прироста - 31%) Россия осталась на 16-й позиции, а ее доля в совокупном импорте достигла 1,8% (в 2007 г., соответственно, 16-е место и 1,6%).
Сальдо торгового баланса в 2008 году сохранило высокий уровень – 201,2 млрд. долларов США (152,2 млрд. долларов США в 2007 году).[11] Со странами дальнего зарубежья сальдо торгового баланса составило 167,9 млрд.долларов США (129,4 млрд.долларов США в 2007 году).[15] Со странами СНГ сальдо торгового баланса по сравнению с 2007 годом возросло и составило 33,3 млрд. долл. США против 22,8 млрд.долларов США в 2007 году.[8] Внешнеторговое сальдо РФ в январе 2009 года снизилось на 47,6% по сравнению с январем 2008 года и составило 9,9 миллиарда долларов, говорится в мониторинге социально-экономического развития РФ на сайте Минэкономразвития.[7, с. 21]
Экспорт товаров, по оценке Минэкономразвития (по методологии платежного баланса), составил в январе 2009 года 20,2 миллиарда долларов и снизился по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года в 1,7 раза. [7, с. 21]
Основные торговые партнеры Российской Федерации в 2008 году, внешнеторговый оборот Российской Федерации с основными торговыми партнерами представлен в таблице 2.
Основными
торговыми партнерами России в 2008 году
среди стран дальнего зарубежья были
Германия, товарооборот с которой составил
67,3 млрд.долларов США (127,2% к 2007 году), Нидерланды
– 61,8 млрд.долл. (132,3%), Китай – 55,9 млрд.долл.США
(138,6%), Япония – 29,0 млрд.долл. (142,4%), Соединенные
Штаты – 27,3 млрд.долл. (153,2%), Польша – 27,2
млрд.долл.США (151,8%), Великобритания– 22,5
млрд.долл. (134,8%), Финляндия – 22,4 млрд.долл.
(142,1%).
Таблица 2 - Внешнеторговый оборот Российской Федерации с основными торговыми партнерами.
2008г. | 2007г. | |||||
млн. долл.США |
в % к 2007г. |
в % к итогу |
млн. долл.США |
в % к 2006г. |
в % к итогу | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Внешнеторговый оборот | 734992 | 133,2 | 100 | 551684 | 125,7 | 100 |
в том числе: | ||||||
страны дальнего зарубежья | 628532 | 134,0 | 85,5 | 469153 | 125,3 | 85,0 |
Из них: страны Евросоюза | 382094 | 135,0 | 52,0 | 283088 | 118,7 | 51,3 |
из них: | ||||||
Германия | 67261 | 127,2 | 9,2 | 52880 | 123,1 | 9,6 |
Нидерланды | 61818 | 132,3 | 8,4 | 46737 | 121,2 | 8,5 |
Италия | 52915 | 146,7 | 7,2 | 36067 | 117,0 | 6,5 |
Польша | 27221 | 151,8 | 3,7 | 17929 | 120,4 | 3,2 |
Великобритания | 22483 | 134,8 | 3,1 | 16674 | 118,5 | 3,0 |
Финляндия | 22423 | 142,1 | 3,1 | 15777 | 119,6 | 2,9 |
Франция | 22246 | 135,2 | 3,0 | 16450 | 121,5 | 3,0 |
Венгрия | 12812 | 146,9 | 1,7 | 8723 | 107,5 | 1,6 |
Чешская Республика | 10863 | 152,9 | 1,5 | 7107 | 114,7 | 1,3 |
Испания | 9303 | 123,6 | 1,3 | 7525 | 142,1 | 1,4 |
Болгария | 5418 | 128,6 | 0,7 | 4214 | 127,8 | 0,8 |
Румыния | 5184 | 131,5 | 0,7 | 3942 | 103,4 | 0,7 |
страны АТЭС | 149585 | 140,2 | 20,4 | 106678 | 142,4 | 19,3 |
из них: | ||||||
Китай | 55902 | 138,6 | 7,6 | 40320 | 140,6 | 7,3 |
Таблица 2 - Продолжение
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Япония | 29019 | 142,4 | 3,9 | 20381 | 166,5 | 3,7 |
США | 27279 | 153,2 | 3,7 | 17805 | 118,4 | 3,2 |
Республика Корея | 18306 | 122,0 | 2,5 | 15005 | 157,7 | 2,7 |
государства-участники СНГ | 106459 | 129,0 | 14,5 | 82532 | 127,6 | 15,0 |
страны ЕврАзЭС | 60085 | 125,8 | 8,2 | 47766 | 131,3 | 8,7 |
в том числе: | ||||||
Беларусь | 34189 | 131,1 | 4,7 | 26084 | 130,8 | 4,7 |
Казахстан | 19731 | 119,3 | 2,7 | 16543 | 129,2 | 3,0 |
Узбекистан | 3359 | 105,0 | 0,5 | 3199 | 134,5 | 0,6 |
Киргизия | 1803 | 154,1 | 0,2 | 1170 | 155,0 | 0,2 |
Таджикистан | 1003 | 130,3 | 0,1 | 770 | 152,7 | 0,1 |
страны ЕЭП | 93706 | 129,5 | 12,7 | 72382 | 127,0 | 13,1 |
из них Украина | 39787 | 133,7 | 5,4 | 29755 | 122,8 | 5,4 |
Источник: www.rusimpex.ru
Наглядное
представление об основных торговых
партнерах РФ и их доле во внешнеторговом
обороте дают рисунок 1 и рисунок
2. Диаграммы
построены по данным, взятым из таблицы
2.
Рисунок 3 - Основные торговые партнеры РФ (по отдельным государствам).
Рисунок
4 - Основные торговые партнеры РФ ( по интеграционным
группировкам).
В
страновой структуре внешней
торговли России особое место занимает
Европейский Союз. На долю Европейского
Союза в 2008 году приходилось 53,0% российского
товарооборота. На страны СНГ в 2008 году
приходилось 14,5% российского товарооборота
(в 2007 году – 15,0%), на страны ЕврАзЭС – 8,2%
(8,7%), на страны АТЭС – 20,4% (19,3%).
Заключение
Современная мировая торговля, стоимость экспорта товаров которой в 2009 году достигла 15,8 трлн. долларов США, характеризуется большим разнообразием товарной структуры, направлений и принципов реализации продукции на внешних рынках, а также способов оформления внешнеторговых сделок, требующих проведения участниками внешнеэкономической деятельности соответствующей оперативно-коммерческой работы. Следовательно, выход на внешний рынок, помимо владения информацией об условиях межгосударственного и национального регламентирования экспортно-импортных потоков, связан с изучением возможных форм и способов реализации конкретного вида продукции и соответствующего оформления внешнеторговых сделок. Формой связи между производителями продукции разных стран выступает внешняя торговля, обслуживающая сферу товарного обращения (включая услуги и посредников) через внешнеторговые операции, которые имеют сложную классификацию, отражающую возрастающую диверсификацию мировой торговли.
Регламентация внешнеторговых операций происходит на государственном и международном уровне. На уровне отдельных государств определяется внешнеторговая и таможенная политика, основанная на специализации страны в мировом разделении труда. На международном уровне регулирование внешней торговли осуществляют специализированные организации. Помимо специализированных организаций в процессе регламентации важное место отводится двух- и многосторонним соглашениям между государствами, таким как, например, Венская Конвекция ООН.