Мировая экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 16:47, реферат

Описание работы

Цель работы: определить, систематизировать знания о внешнеторговых операциях. При написании данной работы использовались литературный, аналитический, сравнительный методы.
Для достижения цели данной работы были поставлены следующие задачи:
-изучить теоретические основы внешнеторговых операций;
-изучить классификацию внешнеторговых операций в системе мировой торговли;

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…..…..4
1 Теоретические аспекты внешнеторговых операций……………………...6
1.1 Классификация внешнеторговых операций……………………………..6
1.2 Регламентация внешнеторговых операций…………………………….15
2 Торговля товарами и услугами, как главные виды внешнеторговых операций…………………………………………………………………………20
2.1 Мировая торговля товарами и услугами на современном
этапе……………………………………………………………………..………20
2.2 Место России в мировой торговле………………………………...……..27
Заключение ……………………………………………………………………..32
Список использованных источников ……………………………………….34
Приложения……………………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

курсовая во вто.doc

— 425.00 Кб (Скачать)

     -прямые;

     -косвенные;

     -сделки состязательного характера.

     Прямые  сделки предполагают установление непосредственных связей между экспортером и импортером без посредников. Прямые сделки предоставляют сторонам преимущества в виде более тесных связей экспортеров с иностранными потребителями их товаров, а также в виде возможности более эффективного исследования рынка и более быстрого приспособления производственного процесса к изменяющимся условиям.

     Косвенная торговля осуществляется через посредников  и является выгодной в случае, если:[2,с. 67]

     -товар пользуется массовым спросом, т.е. на рынке много потребителей и производитель не может самостоятельно выйти на оптимального импортера; 

     -товар находится на конечном этапе своего жизненного цикла и необходима помощь в его реализации;

     -рынок характеризуется серьезными особенностями и выход на него без помощи посредников затруднен.

     Преимущества  косвенной торговли в том, что  товар реализуется в более  короткие сроки и на более выгодных условиях. Недостатки же состоят в разрыве обратной связи между производителем и потребителем ввиду присутствия посредника между ними, а также в сильной зависимости имиджа продавца от действий посредника. Выделяют следующие виды косвенных операций:

     -комиссионные операции (комиссионер по договору комиссии получает право выступать на рынке от своего имени, но за счет комитента, который и несет все риски по сделкам);

     -консигнационные операции (поручение консигнанта консигнатору о продаже товара с консигнационного склада от своего имени и за счет консигнанта);

     -агентские операции (агенты действуют на рынке от имени и по поручению поставщика товара, а также за его счет);

     -брокерские операции (установление контакта между сторонами через брокера, не зависящего ни от продавца, ни от покупателя и действующего за свой счет и от своего имени);

     -независимые посреднические операции (производятся независимыми крупными торговыми домами на основе договоров купли-продажи товаров).

     Сделки  состязательного характера производятся с помощью:[6, с. 102]

     -торговых бирж, т.е. регулярно функционирующих оптовых рынков товаров, продаваемых по стандартам и образцам;

     -аукционной торговли, т.е. поочередной продажи на основе конкурса покупателей товаров со строго индивидуальными свойствами;

     -международных торгов (тендеров), т.е. заключения договора купли-продажи или подряда, при котором покупатель объявляет конкурс для продавцов на товар с заранее определенными характеристиками.

     По  степени готовности продукции внешнеторговые операции делятся на:

     -торговлю готовой продукцией;

     -торговлю разрозненным оборудованием в виде деталей, запчастей для последующей сборки;

     -торговлю комплектным оборудованием, обеспечивающим единый технологический процесс.

     По  видам товаров и услуг выделяют следующие виды внешнеторговых операций:

     -торговля сырьевыми товарами;

     -торговля продовольственными товарами;

     -торговля потребительскими товарами;

     -торговля машинотехнической продукцией;

     -сделки по купле-продаже результатов творческой деятельности (патенты, изобретения, товарные знаки);

     -торговля услугами (туристические, инжиниринговые, лизинговые, информационные, страховые, рекламные и другие услуги).

     В зависимости от сложности основной операции импортеры и экспортеры совершают как самостоятельно, так и с привлечением других фирм и организаций на одну основную до 10 и более вспомогательных операций.

     Расчеты между контрагентами внешнеторговых сделок обычно производятся как собственными, так и заемными денежными средствами. С целью сокращения валютных затрат на импорт крупных партий оборудования предприятиями в международной практике широко применяются компенсационные сделки, по условиям которых кредиты, предоставляемые крупными иностранными фирмами, погашаются поставками продукции. Возможно также и частичное денежное погашение.

     На  сокращение валютных затрат большое  внимание оказывают бартерные (товарообменные) сделки, при которых один товар  обменивается на другой без непосредственного  участия денег как средства платежа  в количественных пропорциях, определяющихся условиями мирового рынка.  

     1.2 Регламентация внешнеторговых операций 

     Регулирование внешнеторговых операций имеет важное значение как для внешней торговли отдельных стран, так и для  мировой торговли в целом. Так, в международной практике существуют различные критерии определения принадлежности коммерческого предприятия тому или иному государству. Такими критериями могут являться: место учреждения (США, Великобритания), место нахождения правления юридического лица (Франция, Германия), место основной деятельности юридического лица  (Италия).[3, с. 387] В целях унификации используемых терминов, методов регулирования функционируют международные организации, непосредственно или косвенным образом участвующие в регламентации внешнеторговых операций.

     В целом, регулирование внешнеторговых операций протекает на нескольких уровнях:

     - на уровне отдельных государств;

     - в международном масштабе.

     На  уровне отдельных государств регулирование  внешней торговли сводится к определению  внешнеторговой политики государства и к ее осуществлению через систему таможенно-тарифного регулирования. Во всех странах регулирование внешней торговли - основной формы экономического сотрудничества между странами - осуществляется в той или иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире. [3,с. 123]

     Сегодня ни одно государство в мире не может  успешно развиваться без эффективной  системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в  мировое хозяйство. Вместе с тем, несмотря на тенденцию к интеграции, мировая экономика остается конгломератом хозяйств с различными уровнями развития и несовпадающимими, а подчас и прямо противоположными, интересами. В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.[1, 187]

     Свобода торговли - политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных  рыночных сил спроса и предложения.[1,с. 189]Протекционизм - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.[1, с. 190]

     В международной торговле используются тарифные и нетарифные (паратарифные) методы регулирования.

     Таможенные тарифы и пошлины являются основным инструментом торговой политики государства, правомерность применения которого признается международными нормами. В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

     Таможенный  тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

     - инструмент торговой политики  и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

     - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым  через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

     - конкретная ставка таможенной  пошлины, подлежащей уплате при  вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны.[12] В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины. Под товаром обычно понимается любое имущество, перемещаемое через границу, включая, например, такое специфическое, как электроэнергия. Классификационная схема, разработанная Секретариатом ГАТТ в начале 70-х годов, к настоящему времени насчитывает более 800 конкретных видов нетарифных мер и объединяет их в 5 основных категорий:

     1) ограничения, вызванные участием  государства во внешнеторговых  операциях. К ним относятся  субсидии и дотации экспортерам  или импортозамещающим отраслям, предпочтительная система размещения  государственных заказов, использование местных полуфабрикатов и узлов на определенных условиях; меры, дискриминирующие перевозку иностранных товаров и иностранных перевозчиков и пр.;

     2) таможенные и иные административные  импортные и экспортные формальности, например усложненная процедура таможенного оформления, а также методы оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара; завышенные требования к необходимой для оформления документации;

     3) технические барьеры в торговле: стандарты и требования, связанные с экологическими, санитарными, ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара, правила и порядок сертификации продукции;

     4) количественные и сходные с  ними административные меры, в  частности импортные квоты, экспортные  ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, запреты, а также валютные ограничения;

     5) ограничения, основанные на принципах  обеспечения платежей, а именно: налоги, сборы, импортные депозиты, скользящие налоги, антидемпинговые  и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение.

     В международном масштабе  участниками  регламентации внешнеторговых операций выступают специализированные организации, как то Всемирная торговая организация (ВТО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международная торговая палата и т.д.

     Важнейшим универсальным договором в области  международного торгового права  выступает Венская конвенция ООН 1980 г. "О договорах международной купли-продажи товаров". Конвенция представляет собой результат унификации материально-правовых норм, регулирующих правила международной торговли. Конвенция вступила в силу 1 января 1988 г. СССР присоединился в мае 1990 г., и положения Конвенции стали для него юридическими обязательствами с 1 сентября 1991 г. Конвенция разрешает ряд вопросов, имеющих принципиальное значение в сфере международного коммерческого оборота.

       К ним относятся: [12]

     -юридическое понятие договора международной купли-продажи товаров (международного коммерческого контракта);

     -порядок заключения таких контрактов между отсутствующими сторонами;

     -форма  контрактов;

     - основное содержание прав и  обязанностей продавца и покупателя;

     -ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактов.

     Конвенция содержит принципы регулирования трех важных аспектов, предваряющих основной вопрос о применимом праве, которые затрагивают: [8, с. 13]

     - наличие и материальную действительность  соглашения сторон о выборе  применимого права; 

     - наличие и материальную действительность  международного коммерческого контракта или его условий;

     - формальную действительность международного коммерческого контракта.

     Одновременно  с международной кодификацией норм, относящихся к международным  коммерческим договорам, которая неизбежно  принимает форму юридически обязательных документов, все большее значение приобретает разработка документов, носящих рекомендательный характер и обладающих в этой связи гибкостью и адаптированностью. Примером могут служить Принципы международных коммерческих договоров, одобренные УНИДРУА в 1994 г. По своей природе Принципы не являются юридически обязательным документом, поэтому степень и широта их применения в первую очередь будут зависеть от их авторитетности в деловых кругах.[8, с. 14]

Информация о работе Мировая экономика