Миграция рабочей силы как форма международных экономических отношений. Причины и основные направления международной трудовой миграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 11:10, курсовая работа

Описание работы

Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Это и добровольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и работы, беженцы и вынужденные

Содержание

Введение 3

1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ 5

1.1. Сущность и причины возникновения мирового
рынка рабочей силы 5

1.2. Основные направления и центры трудовой
миграции 8

1.3. Виды международной трудовой миграции 10

2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 11

3. ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН-ИМПОРТЕРОВ
ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ 16

4. ЭМИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН-ЭКСПОРТЕРОВ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ 19

5. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22

Заключение 26

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 52.64 Кб (Скачать)

Поскольку Россия в международной миграции является одновременно принимающей и направляющей стороной, при разработке российской миграционной политики приходится ориентироваться на реализацию многоцелевых направлений.

Так, в  области импорта рабочей силы наиболее важными задачами, как показывают складывающаяся ситуация и опыт зарубежных стран, являются: обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработка мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования  прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России. Немаловажное значение, как показывает опыт стран-импортеров, имеет выбор концепции иммиграционной политики.

В области экспорта рабочей силы при  разработке эмиграционной политики России особое внимание уделяется: улучшению ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечению валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защите прав и обеспечению поддержки российских граждан, работающих за рубежом; получению мигрантами профессий, предпринимательского опыта и образования.

Принципиальное  значение для РФ имеет создание приоритетных условий возвращающимся мигрантам для инвестирования в сферу экономики. С этой целью намечено создать специальную структуру, занимающуюся консультированием, информационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказывающую им конкретную помощь. Возможно также предоставление различных налоговых льгот и льготное кредитование. Как и в большинстве стран мира, возвращающиеся мигранты должны иметь право беспошлинно ввозить средства производства для последующей производственной деятельности.

С целью  дополнительного привлечения в  страну валютных средств, заработанных мигрантами, и их адаптации к условиям российского рынка, требуется, по опыту  зарубежных стран, принятие ряда мер, например:

• введение специальных депозитных счетов;

• продажа  земельных участков под строительство;

• выдача на льготных условиях ссуд на строительство  домов под переводы, хранимые в  строго определенных банках;

• создание альтернативного жилого фонда для  льготной реализации за валюту среди  возвращающихся мигрантов;

• открытие валютного счета для беспошлинного  провоза машин, товаров длительного  пользования;

• создание специального пенсионного фонда.

 

Заключение

 

        Подвижность населения и трудовых ресурсов – одна из важных особенностей современных международных экономически отношений.

Страны-экспортеры и страны-импортеры трудовых ресурсов, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.

Международная организация труда является уникальной среди всемирных организаций  в том отношении, что при разработке ее политики представители трудящихся и предпринимателей обладают равным количеством голосов с представителями правительств.

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы.

Какие положительные последствия трудовой миграции сегодня признаются и используются?

Прежде  всего учитывается, что процессы трудовой миграции способствуют смягчению  условий безработицы, появлению  для страны–экспортера рабочей  силы дополнительного источника  валютного дохода в форме поступлений  от эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении  домой они, как правило, пополняют  ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.

К отрицательным  последствиям трудовой миграции следует  отнести тенденции роста потребления  заработанных за границей средств, желание  скрыть получаемые доходы, «утечку  умов», иногда и понижение квалификации работающих мигрантов и т.п.

Для нейтрализации  отрицательных последствий и  усиления положительного эффекта, получаемого  страной в результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.

В России создана правовая и организационная  база эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.

 

Список  используемой литературы и источников

 

  1. Федеральный закон Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996// «Российская газета», 16 августа 1996 г.
  2. Мировой рынок труда. М.: Наука, 1994.
  3. Щербинин Ю.А., Рожков К.Л., В.Е. Рыбалкин, Фишер Георг. Международные экономические отношения. Интеграция. М.: ЮНИТИ, 1997.
  4. Международные экономические отношения / Под ред. С.Ф. Сутырина. СПб., 1997.
  5. Киреев Л. П. Международная экономика. Ч. 1-2. М., 1998.
  6. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М., 1998.
  7. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения М, 1998.
  8. Е.Ф. Авдокушин. Международные экономические отношения. М.: «Юристъ», 1999.
  9. Сергеев Е.Ю. Международные экономические отношения: Курс лекций. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.
  10. Л. Костин, д.э.н., проф. Миграция и мигранты. // Человек и труд. - 8. 2001.
  11. Б.И. Башкатов, Г.Ю. Карпухина. Международная статистика труда.   М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001.
  12. Г. Бояркин, проф. Трудовая миграция и экономический потенциал района. // Человек и труд. - 2 2003.
  13. Зинченко. Н.Н. Миграция населения. Теория и практика международно-правового регулирования. М., 2003.
  14. Бондарева С.К., Колесов Д.В. Миграция: сущность и явление. М., 2007.
  15. Федеральная миграционная программа //«Российская газета», 20 августа 1996.
  16. Неиспоедимы пути иммиграции// «Российская газета», 8 октября 1996.
  17. Труд и занятость в России. Стат. cб. М.: Государственный комитет РФ по статистике, 2001.

1 Мировой рынок труда. – М.: Наука, 1994, гл. 1–3.

2 Сергеев Е.Ю. Международные экономические отношения: Курс лекций. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. С. 251.

3 Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. Рыбалкина В.Е. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С. 197.

4 Мировой рынок труда. – М.: Наука, 1994, гл. 1–3.

5 МТБ. Конвенции и Рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1986. - Женева, 1988. - С. 1428-1446.

6 Неисповедимы пути иммиграции// «Российская газета», 8 октября 1996., с. 3.

7 Федеральный закон Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996// «Российская газета», 16 августа 1996 г.

Информация о работе Миграция рабочей силы как форма международных экономических отношений. Причины и основные направления международной трудовой миграции