Миграция рабочей силы как форма международных экономических отношений. Причины и основные направления международной трудовой миграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 11:10, курсовая работа

Описание работы

Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Это и добровольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и работы, беженцы и вынужденные

Содержание

Введение 3

1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА РАБОЧЕЙ СИЛЫ 5

1.1. Сущность и причины возникновения мирового
рынка рабочей силы 5

1.2. Основные направления и центры трудовой
миграции 8

1.3. Виды международной трудовой миграции 10

2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 11

3. ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН-ИМПОРТЕРОВ
ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ 16

4. ЭМИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН-ЭКСПОРТЕРОВ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ 19

5. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22

Заключение 26

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 52.64 Кб (Скачать)

        На практике  встречается еще один, пятый вариант  трудовой миграции: из развитых в развивающиеся или переходные экономики. Однако количество мигрантов, выбирающих это направление, невелико и представлено в основном персоналом ТНК, занятым в филиалах и дочерних компаниях, членами различных благотворительных организаций и фондов, а также искателями приключений и авантюристами. Среди центров притяжения мигрирующей рабочей силы самым значительным, существующим уже по крайней мере три столетия, является Северная Америка (США и Канада). По данным американской статистики, на протяжении 90-х гг. в США ежегодно въезжало более 1 млн иммигрантов при официально установленной квоте 675 тыс., из которых 140 тыс. чел. приходится на трудовую миграцию. Другим "магнитом" для мигрантов выступают страны Европейского Союза. На их долю приходится более четверти всего совокупного оборота иностранной рабочей силы. Лидеры в этом регионе – Франция (8% иностранцев в населении страны) и Германия (7,5%). Кроме них, в Западной Европе крупными принимающими государствами являются Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Австрия. Третьим мировым центром трудовой миграции считается Австралия, правительство которой крайне обеспокоено низкой плотностью населения на подавляющем большинстве территории страны, а также возрастанием в его структуре доли китайского этноса. Отсюда провозглашенный Канберрой комплекс мер по стимулированию переселения в эту страну-континент представителей белой расы, преимущественно женщин в фертильном возрасте (т. е. способных создавать семью и иметь детей).

        Наконец, следует упомянуть и о таком важном центре миграции, как Израиль, который прилагает усилия по возвращению на историческую родину всех евреев с целью выживания в иноязычной и часто враждебной этно-религиозной среде арабского мира. И хотя миграция евреев на "Землю обетованную" носит в целом политическую мотивацию, экономический аспект в ней также присутствует, о чем свидетельствует высокая интенсивность потока мигрантов в Израиль из стран с худшим уровнем жизни.

        За последние два десятилетия появились новые региональные центры притяжения мигрантов. Среди них выделяются страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты) и новые индустриальные страны в Латинской Америке (Аргентина, Бразилия, Мексика) и Азии (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Тайвань).

        На Африканском континенте "полюсом" притяжения мигрантов стала ЮАР, а на пространстве СНГ – Россия. При этом наша страна выступает экспортером рабочей силы для "дальнего зарубежья" (среднегодовые темпы трудовой эмиграции – 10 тыс. чел.) и одновременно ее импортером из государств Содружества – особенно Украины, Белоруссии, Молдавии, Казахстана (среднегодовые темпы трудовой иммиграции – 300-500 тыс. чел.).

 

 

 

 

 

1.3. Виды  международной трудовой миграции

 

        Чтобы разобраться в структуре международного миграционного оборота, необходимо установить виды трудовой миграции, классификация которых может проводиться в зависимости от различных критериев. Наиболее признанными из них являются следующие:

        • по продолжительности – временная, возвратная (сезонная) и постоянная, безвозвратная (т. е. выезд на постоянное место жительства в другую страну);

        • по социальному составу – неквалифицированные рабочие, средний технический и сервисный персонал, студенты (в период каникул), специалисты, деятели науки, культуры и спорта, предприниматели);

        • по характеру – прямая и косвенная (внутрифирменная в рамках ТНК);

        • по форме трудового соглашения – индивидуальная и коллективная);

        • по типу статуса в принимающей стране – ассимиляционная (с последующим предоставлением вида на жительство, а затем и гражданства/подданства) и неассимиляционная.

        Международная статистика свидетельствует, что пока основную часть трудящихся-мигрантов составляют малоквалифицированные рабочие, занятые на производстве и в сельском хозяйстве. Вместе с тем постоянно возрастает поток мигрирующих специалистов, т. е. рабочей силы высокой квалификации, занятой на престижных и высокооплачиваемых должностях в структурах ТНК. Кроме того, с каждым годом усиливается мобильность женщин и молодежи, особенно в границах интеграционных объединений типа ЕС.

        С возрастанием объемов миграционных потоков в международных экономических отношениях их воздействие на экономику принимающих и направляющих государств становится все более ощутимым. Поэтому представляется крайне важным рассмотреть проблему мирового рынка рабочей силы под этим углом зрения.

 

 

2. Международно-правовые основы  международной  миграции рабочей  силы

 

        Учитывая, что правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.

        Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна-импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.

        Во многих аспектах интересы стран-экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции. Согласно Программе действий, принятой в 1976 г. на Всемирной конференции по занятости в рамках МОТ (Международный организации труда), организация набора рабочей силы должна производиться на базе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран-экспортеров и импортеров рабочей силы3.

        В настоящее  время значительное число учреждений  и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.

        Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность МОТ в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения. Ряд международных договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).

        Соответствующие документы международных  организаций имеют большое значение  применительно к национальному  законодательству, поскольку при формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций.

        Одной из основных идей Конвенции  МОТ о трудящихся-мигрантах   является признание государствами,  ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п.4 Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:

        • организацией бесплатных служб  для помощи мигрантам и обеспечения  их необходимой информацией (ст. 2);

        • принятием мер против недостоверной  информации и пропаганды в  отношении вопросов, касающихся  иммиграции и эмиграции граждан (ст. 3);

        • принятием мер, облегчающих  все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов (ст. 4);

        • организацией соответствующих  медицинских служб (ст. 5);

        • разрешением переводить на  родину заработок и сбережения трудящихся-мигрантов (ст. 9).

        Два приложения к Конвенции  касаются найма, размещения и  условий труда мигрантов, еще  одно – вопросов ввоза мигрантами  личного имущества, рабочих инструментов  и оборудования. В приложении 1, в  частности, указывается, что посреднической  деятельностью по трудоустройству мигрантов могут заниматься:

        • наниматель или лицо, находящееся  у него на службе и действующее  от его имени, при наличии  разрешения от компетентных властей  и под их контролем;

        • частное агентство, получившее  на это предварительное разрешение  компетентных властей территории, на которой данные операции будут производиться, при соблюдении условий и в тех случаях, которые могут быть предусмотрены либо законодательством данной территории, либо соглашением между компетентными органами принимающей и направляющей стран.

        В данной Конвенции также указывается,  что лицо или организация, способствующие незаконной миграции, подлежат соответствующему наказанию. В ней подчеркивается также необходимость письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.

        Документы МОТ провозглашают  равенство мигрантов с гражданами страны пребывания также и в уровне минимальной заработной платы, а в тех странах, где это предусмотрено национальными законодательствами, – возможность участвовать в процедурах по установлению размера заработной платы. При этом оговаривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.

        Статья 9 Конвенции № 97 закрепляет  право трудящегося-мигранта на  свободный перевод полученных  валютных средств на родину.

        Международными стандартами предусматривается  также возможность для трудящихся-мигрантов  получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания. Так, в Рекомендациях МОТ для мигрантов оговаривается равный с гражданами принимающей страны доступ к получению образования.

        Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального обеспечения. Государства, принявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства по желанию сторон могут предусматривать одну или более социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п.5

        Согласно Конвенции МОТ 1975 г., государства должны выявлять  на своей территории нелегальную  миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содержит требования, предъявляемые государствам в отношении равенства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или членов их семей.

        Наконец, в Конвенции МОТ, одобренной  в 1982 г., изложена международная  система сохранения прав трудящихся-мигрантов  в области социального обеспечения.  Назначение данной Конвенции – координация национальных систем социального обеспечения с учетом различий в уровнях развития отдельных стран.

Информация о работе Миграция рабочей силы как форма международных экономических отношений. Причины и основные направления международной трудовой миграции